Смекни!
smekni.com

Антология мировой философия - т 1 ч 2 (стр. 51 из 68)

Чувственное восприятиене схватываетсущности вещей, но только их внешние акциденции. Равным об­разом и представление схватывает всего лишь подобия тел. Лишь один интеллектсхватываетсущность вещей (Сумма теол., ], q. 57, l ad 2).

842


Познание истины двояко: это либопознаниечерез природу, либопознаниечерезблагодать. ИI топозна­ние, которое происходитчерезблагодать, в своюоче­редь двояко: первыйвидпознанияисключительно умо­зрителен, как то, когда некоторому лицу открываются некоторые божественные тайны; другой же род позна­ниясвязан с чувством и производитлюбовь к богу. И последнее есть особое свойство дарамудрости (Сум­ма теол., l, q. 04, 1 с).

При исследованииприроды души необходимо иметь в виду: душой называют первичное начало жизниво всем живущем в нашем мире, так что мы именуемжи­вые существа одушевленными, а мертвыевещи — не­одушевленными. Жизнь же обнаруживаетсяпреиму­щественно в двух родах деятельности, т. е. в познании ив движении. Вкачестве первоначалаэтихявлений древниефилософы, не сумев пойтидальше представ­ления, полагали некоторое тело, ибоони утверждали, что лишь тела суть вещи и то, что не есть тело, вообще не существует. И вотв соответствиис этим ониутвер­ждали, что душа есть некоторое тело.

Хотя ошибочность этого утверждения может быть показана различнымиспособами,мы воспользуемся только одним, который наиболее обще и четко обнару­живает, что душа не есть тело. Очевидно, что душа не есть любое началожизненного действования в про­тивном случае душа была бы оком в качестве начала зрения и то же можно было бы сказать и о прочих ору­диях души. Только первичное начало жизни мы назы­ваем душой. И вот, хотя некоторое тело и может быть в своем роде началом жизни, как-то: сердце естьнача­ло жизни для животного, однако никакое тело не мо­жет быть первичнымначалом жизни. Ведь очевидно, что бытьначаломжизни или быть живымвозможно для тела не вследствие того, чтооно вообще есть тело; в противном случае любое тело было бы живым или началом жизни. Но тело может быть живым или даже началомвследствиетого, что оно естьименнотакое тело. Но то, что являетсяактуально именно таковым, получает это от некоторого начала, которое именуется его актом.А потому душа, которая есть первое начало

843


жизни, естьне тело, но акт тела, подобно тому как тепло, которое естьначалоразогревания,есть не тело, но некоторыйакт тела (Сумматеол., I, q. 75, 1 с).

Начало интеллектуальной деятельности, которое мы именуем человеческой душой, есть некоторое бестелес­ное и самосущее начало. Ведь очевидно, что через по­средствоинтеллектачеловекспособенпознаватьприро­ды всехтел.Но то, чтоможет познавать некоторые вещи, не должно ничегоиз этихвещей и иметь в соб­ственнойприроде, ибо, еслибы нечтоприроднымобра­зом было внедрено в орудие познания, для него было бы затруднено познаниедругих вещей, подобно тому как мы видим, что язык больного, насыщенный холе­рической и горькой влагой, не воспринимает ничего сладкого, но все кажется ему горьким. Итак, если бы интеллектуальное начало имело в себе природу некоего тела,оно оказалосьбы неспособным познавать прочие тела. Между тем всякое тело имеет некоторую опреде­леннуюприроду. Следовательно, невозможно, чтобы интеллектуальное началобыло телом.

Равнымобразомневозможно и то, чтобыинтеллек­туальнаядеятельностьосуществлялась черезтелесный орган,ибо в таком случаеопределеннаяприродаэтого органа воспрепятствовала бы познанию всех тел; так, если бы некоторый определенныйцвет окрашивал не говорюуже зрачок,но хотябы стеклянныйсосуд, то налитаяв сосуд влагапредставиласьбы наделенной тем же цветом.

Итак,само интеллектуальное начало,которое име­нуетсяумомилиинтеллектом,осуществляет действова-ниечерезсебясамо,и телоздесьпо участвует.Но ни­что не может действоватьчерезсебясамо,есличерез себя самоне оказываетсясамосущим. Ведь действо­вать может толькоактуальносущее; поэтому нечто действует таким же образом, каким и существует. От­сюда мы не говорим,чторазогреваеттепло, но говорим, что это делает теплый предмет. Остается вывод, что человеческаядуша, именуемаяинтеллектомилиумом, естьпочто бестелесное и самосущее (Сумма теол., I, q. 75, 2 с).

8Ί4


Очевидно, что чувственнаядуша не осуществляет какого-либо собственного действованиячерезсебяса­мое, но всякое действованиечувственнойдуши принад­лежит сочетанию души и тела. Отсюда явствует, что души неразумных животных не действуют через себя самих и не самосущи, ибо бытие и деятельность чего бы то ни было сходствуют между собой (Сумма теол., l, q. 75, Зс).

Ввиду того что чувственнoeощущение есть некото­рое действование человека, хотя и несобственное, оче­видно, что человек есть не одна только душа, но нечто составленное из души и тела. Платон мог утверждать, что человек есть душа, пользующаяся телом, лишь по­тому, чтоон считалчувственноевосприятиесвойством души (Сумма теол., I, q. 75, 4с).

Необходимо сказать,что интеллект, который есть начало, интеллектуального действования, есть форма человеческого тела. Действительно,то начало, через которое непосредственнопроисходитнекоторое действо-ванне, есть форма вещи, которой действование припи­сывается; так,начало,черезкоторое тело пребывает здоровым, естьздоровье,a начало, непосредственно че­рез которое душа познает, естьзнание,— откуда здо­ровье есть форма тела и знаниеесть форма души. И причинаэтого в том, чтовещьдействует лишь в меру того, насколько она пребывает в акте; и в соответ­ствии с тем, в каком акте пребывает нечто, оно и дей­ствует. Но очевидно,чтоначало,непосредственно через которое тело живот, есть душа. И поскольку жизнь об­наруживаетсячерезразличныедействования на разных уровняхживых существ, то начало,черезкоторое мы прежде всего совершаем каждое из этих действований жизни, есть душа; прежде всего благодаря душе мы питаемся,чувствуем, движемся в пространстве;и рав­нымобразом прежде всего благодаря ей мы мыслим. Следовательно, то начало,прежде всего благодаря ко­торому мы мыслим, называть ли его интеллектом или мыслящей душой, есть форма тела. Это доказательство дает Аристотель во 2-й кн.«О душе» (2-ягл.)(Сумма теол., l, q. 70, 1с).

845


Утверждение, будто интеллект увсех людей един, совершенно несостоятельно. Это явствует самособой, если, как утверждал Платон, человек есть, сам интел­лект. В таком случаеиз допущения, будто Сократ и Платон вместе имеют лишь один интеллект, вытекает, что Сократ и Платой суть один и тот же человек и ни­чем друг от друга не отличаются, кроме свойств, лежа­щих за пределами сущности того и другого. И в таком случае различие .между Сократом и Платоном будет таким же, как между человеком в тунике и человеком в плаще, что совершенно нелепо.

Равным образом это утверждение остается явно не­состоятельным, если мы в соответствии с мнением Аристотеля будем видеть в интеллекте часть или потен­цию души, которая есть форма человека. Ведь немы­слимо, чтобы у великого множества различных предме­тов была одна форма, совершенно так же как немысли­мо, чтобы они имели единое бытие, ибо форма есть начало пребывания в бытии (Сумматеол., I, q. 76, 2 с).

Мое и твое интеллектуальное действование могли бы различаться между собой по причине различия в наглядных представлениях (ибо, например, представ­ление о камне во мне и в тебе различно), если бы само наглядное представление в соответствии с тем, что оно иное во мне и иное в тебе, было формой возможност-ного интеллекта; ибо одно и то же действующее начало при столкновении с различными формами порождает различные действования, как-то: при столкновении раз­личных форм вещей со взглядом одного и того же гла­за рождаются различные видения.Однако само нагляд­ное представление не естьформа возможностного интеллекта; эту форму в действительности составляет умопостигаемый образ, получаемый путем абстракции из наглядных представлений. При этом в пределах од­ного и того же интеллекта из различных наглядных представлений одного и того же вида может быть по­лучен путем абстракции не более как одни умопости­гаемый образ. Так, очевидно, что у одного человека могут быть различныенаглядные представления о кам­не, и все же изовсех нихпосредством абстракции создается единый умопостигаемый образ камня, через

846


посредство которого интеллект одного человека пости­гает в одном действовании природу камня, несмотря на все различие наглядных представлений.Итак, если бы у всех людей был единыйинтеллект, различиена­глядных представлений у того или иноголица не смогло бы обусловить различие интеллектуального дей-ствованпя, как это измыслилТолкователь2 в своем толковании на третью книгу «О душе». Итак, остается нывод, что предполагать единый интеллект у всех лю­дей совершенно несообразно и невозможно (Сумма теол., I, q. 76, 2 с).

Индивидуация умопостигающего начала,равно как и формы, черезкоторую это начало постигает, не исклю­чает постижения общих понятий; в противном случае из того обстоятельства, чтообособленные интеллекты суть некоторые самосущие, а потому π частныесуб­станции, следовало бы,чтоонине могут постигать об­щих понятий. Но материальность познающего начала н формы, черезкоторую оно познает,препятствуетпо­знанию всеобщего. Ведь если вообще всякое действие происходит согласно модусу формы, в которой дей­ствующее начало действует (как-то: разогревание про­исходит согласно модусу теплоты),то, в частности, и познание протекает сообразно модусу той формы, через которую познающее начало познает. Действительно, самоочевидно, что общая природа принимает различия и дробление в соответствии с началами индивидуален, которые проистекают от материи.А потому, если та форма, через которую осуществляется познание, будет материальной, т. е. не абстрагированной от условий материального существования, она и даст подобие ви­довой или родовой природы,уже принявшейразличия и дробление черезначала индивидуации;познатьже природу вещи в ее общности материальная форма не сможет. Если же форма окажется абстрагированной от условий прошедшей индивидуацию материи,она даст подобие природы без тех ее сторон, которые вносят различия н дробления, и так познается всеобщее. И здесь не имеет значения, один ли только интеллект, или же их множество; ибо, даже если бы он был только один, он по необходимости должен был бы быть чем-то