Если бы душа, как .что уже неоднократно говорилось, была соединенас телом лишьв качестве его двигателя, было бы возможно утверждать, что она пребывает не в каждой части тела, но лишь в том, через которую она движет остальные. — Коль скоро, однако, душа соединяется с телом в качествеего формы, необходимо, чтобы они пребывала во всем теле в целом и в каждой егочасти.Ведь онане акцидентальнаяформа тела,но субстанциальная;субстанциальная же форма наделяет должной степеньюсовершенстване только целое, но и каждую из частей.Действительно, посколькуцелое составляетсяиз частей,такая форма целого, которая не сообщает бытия отдельным частям тела, есть форма в качестве расположения и распорядка (какова, например, форма дома); и этот вид формы есть форма акцидентальная. Однако душа есть форма субстанциальная;отсюда необходимо, чтобы онабыла формой и состоянием актуальности не только для це-
802
лого, но идля каждой части. И потому по выходе души из тела не только обо всемтеле можно сказать «это — животное» или«это— человек»лишьпо при чине многозначности слов (какговорят о животном, нарисованном или изваянном, из камня), но то же самое относитсяи к руке,и к глазу, или,как говорит Философ («Одуше», II, 1),к плотии кости. Исвидетельствуетоб этом то,чтопо выходе души ни единаячастьтела не имеет уже свойственногоей отправления;а ведь все.что удерживаетпринадлежность к виду, удерживает иприсущее этому виду отправление.— По акт пребывает в том предмете,которому принадлежитэтотакт.Следовательно, душа по необходимости пребывает во всемтеле в целом и в любой его части (Сумма теол.,l, q. 7ß, 8 с).
Из вышесказанного явствует, чтоестьнекоторые отправления души, которые осуществляются безпомощи телесных органов: таковы мышление иволеиие. И потому потенции, составляющие начала этих отправлений,имеют своимсубстратом души. — Однако есть и такие акты души, которые осуществляются через телесныйорган, как-то: зрение— черезглаз,а слух — черенухо. И такимобразом обстоитделосо всеми от-правлениями чувственнойи вегетативнойчастейдуши. И потому потенции, составляющие начала этих отправлений,имеют своимсубстратом составленнуюиз души и тела сущность,а не одну только душу (Сумматеол., I, q. 77, 5) с).
Как уже былосказано, все потенцииотносятся к самой по себе душе как к своемуначалу. Но некоторыепотенцииотносятсяк душе самойпо себе как к своемусубстрату:таковымышление и воля. И потенции подобного рода по необходимости сохраняются в душе после разрушения тела.Некоторые же потенцииимеютсвоимсубстратом сущность, составленную из души итела:таковывсепотенции чувственной и вегетативнойчастейдуши. Но с разрушением субстрата акциденция не может сохраниться.Поэтому после разрушения сочетания дуиш и тела потенции второго рода не могут сохраниться, но остаются в душе лишь
853
виртуально, как в своем первоначале или корне (Сумма теол., I, q. 77, 8с).
Потенциями мы именуемспособность роста, способность чувственноговосприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения (Сумма теол.,I, q. 78, l s — с).
Роды потенций души, которые мы перечислили, существуют в числе пяти. Изних три именуются душами, а четыре — модусами жизни (Сумма тео.ч.. I, q. 78,
1 с).
Потенций, принадлежащих вегетативнойдуше, всеготри. Каждая из них,как говорилось выше, имеет своим объектом самотело, живущее благодаря душе; между темв отношении тела необходимо со стороны души троякое действовать. Во-первых, это то действование, черезкоторое тело приобретаетбытие:и таково назначение рождающей потенции. Далее, это то действование, через которое живое тело приобретает должный объем: и таково назначениесилы роста. Наконец, это то действовать, через которое тело живущего сберегаетсяи в своембытии, и в своем должном объеме: и это естьсила питания (Сумма тео.ч., I, q. 78,
2 с).
Следует принятьтакой способисчисления и различениявнешнихчувств,который основываетсяна том, что собственно и само по себе относится к чувственному восприятию. Ведь последнее есть некоторая страдательнаяпотенция,которая предназначенапретерпеватьизмененияв соответствии со своимвнешним объектом. Итак, внешняя причина изменения есть то, что само по себе воспринимается чувством и, в соответствиис, многообразием чегоразличаются чувственные потенции (Сум.ма теол., I, q. 78, 3 с).
Для восприятия чувственно воспринимаемых форм предназначеночувство в собственномсмыслеслова пли общее чувство;о делениипоследнего будет сказано ниже. — Но для удерживанияилисохранениятаковых форм предназначенафантазия, пли воображение (оба слова обозначают одно и то же); иэта фантазия, иливоображение, представляетсобой как бы
854
некую сокровищницу, куда складываются воспринятые черезчувство формы. — Для принятияк сведениютех данных, которые не воспринимаются чувством, определена способностьсуждения. — Но для сохранения этих данных служит память,котораяпредставляет собой как бы некую сокровищницу таких данных. Об этом свидетельствуетто обстоятельство,что способность памятипроявляетсяв живыхсуществахв отношении каких-либо данныхупомянутогорода (напри-мер, приразличениивредного и полезного).И само понятие прошедшего, которому подчинена память, принадлежит к данным этого рода.
Однако надлежит помнить, что в отношении чувственновоспринимаемыхформ между восприятием человекаи восприятиемдругих живыхсуществ нет никакого различия:и здесь, и тампроисходитнекоторое изменениепод воздействием, внешнегообъекта восприятия.Напротив,по отношению к вышеупомянутым данныммежду восприятиемчеловекаи восприятием иных живых существ есть разница. Животные, воспринимают подобного рода данные лишь в силу некоего естественного инстинкта, человек же — еще и через некоторое сопоставление. Ипотомуто, что в животном именуетсяестественной способностьюсуждения, в человеке именуется способностью размышления, ибо она выявляется через некоторое сопоставление данных упомянутого рода. Отсюда этаспособность именуется также и частным разумом, которому грачиприписывают особый орган,а именно среднюючасть мозга; и этот частныйразумсопоставляетданныечастного порядка таким же образом, какумопостигающий ра-зум — данныеобщего порядка.- Что же касаетсяпамяти, то человек не только обладает памятью,состоящей, каки у прочихживыхсуществ, в непроизвольном представлении прошедшего, но такжеи припоминанием,т. е. такой памятью,которая какбы в силлогизмах разбирает прошедшее в соответствии с данными частногопорядка.
Авиценна предположилбытиепятойпотенции, занимающей среднееместо между способностьюсужде-
855
ния и способностью воображения: кэтойпотенции будто бы относится расчленении и сопоставление созерцаемых воображением форм, что происходит, например, когда мы. вообразив форму золота иформу горы, составляем из них единую форму золотой горы, которую мы никогда не видели. Но такое дейетвование ни наблюдается ни в одном живом существе, кроме человека; а последнему для итого достаточно способности воображения. Последней приписывает это действование также и Аверроэс в своей книге «О чувственном восприятии и его объектах».
И потому нет надобности допускать существование каких-либо внутренних способностей чувственной части души сверх следующих четырех: общее чувство, воображение, способность суждения, способность памяти (Сумма теол., I, q. 78, 4 с).
Исходя из предварительных предпосылок необходимо признать, что интеллект есть некоторая потенция души, а не сама сущность последней. Непосредственное начало действования совпадает с самой сущностью вещи лишь в том случае, если само действование совпадает с бытием вещи; ведь отношение потенции к действованпю как к своему акту то же, что иотношение сущности к бытию. Но только применительно к богу умопостигающая деятельность совпадает с бытием. Поэтому только в боге интеллект есть его сущность; во всех прочих умопостигающих существах интеллект естьнекоторая потенция умопостигающего лица (Сумма теол., I, q. 79. 1 с).
[ЗАТРУДНЕНИЯ]
Активный интеллект, о котором говоритФилософ, есть нечто принадлежащее к душе. Дабы это стало очевидным, надлежит помыслить вот о чем:приходится предположить превыше человеческой умопости-гающей души бытие некоторого высшего интеллекта, от которого душа получает способность умопостижения. Ведь все участвующее и чем-либо, что движимо π несовершенно, требует ранее себя нечто иное, что об-
850
ладало бы этим свойством по своей сущности и было бы неподвижными совершенным.Между тем человеческаядуша именуется умопостигающейпотому, что она участвует в способности умопостижения; свидетельство этому то, что она не вся в целом оказывается умопостигающей, но лишь в некоторой своей части. Далее, она доходит до постижения истины путем умозаключениив поискахπ изменении.Далее, она обладает несовершенной способностью умопостижения: во-первых,она постигает не все; во-вторых же, в тех вещах, которые доступны ее постижению, она движется от потенции к акту. Следовательно, с необходимостью должен быть некоторый высшийинтеллект, который помогает душе в умопоетигающейдеятельности (Сумма теол., Т, q. 79, 4 с).
Если бы активный интеллект не принадлежал душе, но был некоторой обособленной субстанцией, у всех людей был бы единый активный интеллект. Так и понимают дело те, кто полагает единый активный интеллект. — Но еслиактивный интеллект есть некоторая частьдуши, как бы некоторая ее способность, в таком случаенеобходимо признать, что существует множествоактивных интеллектов в соответствии со множественностью душ, которая в своюочередь соответствует множественности людей, как то былосказано выше. В самом деле, невозможно,чтобы одна и та же способностьпринадлежала различным субстанциям. (Сумма теол., I. q. 79, 5 с).