Смекни!
smekni.com

Антология мировой философия - т 1 ч 2 (стр. 55 из 68)

БОЛЬШОЕ СОЧИНЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, В КОТОРОЙ УСТРАНЯЮТСЯ \
ЧЕТЫРЕ ОБЩИЕ ПРИЧИНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
НЕВЕЖЕСТВА

ГЛАВА 1

Действительно, существуют четыре величайших препятствия к постижению истины. Они мешают всем и каждому мудрому человеку и едва позволяют до-

802


стичь подлинной мудрости. А именно это пример жал­кого и недостойного авторитета, постоянство привыч­ки, мнение несведущей толпы и прикрытие собствен­ного невежества показной мудростью. Ими опутан вся­кий человек и охвачено всякое состояние, ибо в жиз­ни, науках и всяком занятии для одного и того же вы­вода пользуются тремя наихудшими доводами: это пе­редано нам от предков; это привычно; это общепри­нято, следовательно, этого должно придерживаться. Однако гораздо вернее из этих предпосылок следует противоположный вывод, как я докажу различными способами — ссылкой на авторитеты, на основании опыта и разума. Но когда указанные три [довода] оп­ровергаются великолепной мощью . разума, на устах у всех всегда наготове четвертый, используемый для оправдания собственного невежества. И хотя бы они не знали ничего достойного, они неразумно его возве­личивают, дабы во утешение злосчастной своей глу­пости подавить и задушить истину.

От этой смертоносной чумы происходят все бедст­вия человеческого рода, ибо из-за этого остаются не­познанными полезнейшие, величайшие и прекрасней­шие свидетельства мудрости и тайны всех наук и ис­кусств. Но еще хуже то, что люди, слепые от мрака этих четырех препятствий, не ощущают собственного невежества, а со всем тщанием обороняют и защищают его, поскольку не находят от него лекарства. А самое худшее — то, что, погрузившись в глубочайший мрак заблуждений, они полагают, что находятся в полном свете истины. Из-за этого они самое истинное считают последней ложью, самое лучшее — лишенным цены, самое великое — не имеющим ни веса, ни ценности и, напротив того, прославляют все самое ложное, восхва­ляют самое худшее, превозносят самое низкое и, ослеп­ленные, не видят подлинного сияния мудрости и от­вергают то, чего могли бы с величайшей легкостью достичь.

Из-за огромной глупости они прилагают величай­шие усилия, тратят очень много времени и выбра­сывают кучу денег на то, что не приносит никакой

863


пользы или приносит ничтожную пользу и не обладает, по суждению мудрых, никакими достоинствами.

Поэтому необходимо, чтобы с самого начала были постигнуты, осуждены и отброшены прочь с пути ра­зумного рассмотрения пагубность и коварство этих че­тырех причин всякого зла. Ибо, где господствуют ука­занные три [наихудших довода], там не действует ни­какой разум, не решает право, бессилен закон, там нет места ни велению неба, ни велениям природы, иска­жается облик вещей, извращается порядок, властвует порок и гибнет добродетель, царит ложь и бездыханна истина. И поэтому нет ничего более настоятельного, нежели решительное осуждение этих четырех [причин невежества] с помощью лучших суждений мудрых, не могущих вызвать возражений.

А так как мудрые сокрушают и осуждают первые три [причины] вместе, а четвертая из-за ее особенной глупости сама стремится к собственной погибели, то Jсначала я попытаюсь показать пагубность трех при­чин. Но поскольку одна из них — авторитет, то я ни­коим образом не имею здесь в виду тот неколебимый и подлинный авторитет, который либо дан церкви боже­ственным судом, либо в особенности порожден заслу­гами и достоинствами безупречных философов и пре­восходных пророков, которые в меру человеческих воз­можностей преуспели в постижении мудрости. Здесь идет речь о том авторитете, который без божествен­ного содействия многие насильственно присвоили себе в этом мире не по заслугам мудрости, а из собствен­ной самонадеянности и тщеславия и который несведу­щая толпа приписывала многим на собственную по­гибель по правому божьему суду. Ибо, по Священному писанию, из-за грехов народа часто воцаряется лице­мер. Я говорю ведь о софистических авторитетах не­разумной толпы; они обладают сомнительным автори^ тетом, подобно тому как сделанный из камня или на­рисованный глаз обладает лишь названием глаза, а не его свойствами.

/

864


ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ, В КОТОРОЙ ДОКАЗЫВАЕТСЯ

СИЛА МАТЕМАТИКИ В НАУКАХ, МИРСКИХ ДЕЛАХ

И ЗАНЯТИЯХ

РАЗДЕЛПЕРВЫЙ,СОСТОЯЩИЙИЗ ТРЕХГЛАВ

ГЛАВА I

Показав, что [познание] многих превосходных источ­ников мудрости зависит от владения языками, благо­даря которому открывается доступ к мудрости лати­нян, я хочу теперь изложить основания той же мудро­сти в тех великих науках, в которых заключена осо­бая сила в отношении прочих наук и мирских дел.

Это четыре великие науки, без которых нельзя по­знать прочие науки и нельзя иметь знания о вещах. Изучив их, каждый может славно преуспеть в овла­дении мудростью без трудностей и особых усилий, не только в человеческих науках, но и в божественной. И сила каждой из этих наук рассматривается не толь­ко в отношении абсолютной мудрости, но и в отноше­нии прочих указанных выше наук.

Врата и ключ этих наук — математика, которую, как я докажу, открыли безупречные мужи от начала мира и которую предпочитали прочим наукам все без­упречные и мудрые. А пренебрежение ею уже на про­тяжении 300 или 400 лет разрушило всякое знание у латинян. Ибо, не зная ее, нельзя знать, как я покажу далее, ни прочих наук, ни мирских дел. И что еще хуже, люди, в ней не сведущие, не ощущают собственного невежества, а потому не ищут от него лекарства. И на­против того, знакомство с этой наукой подготовляет душу и возвышает ее ко всякому прочному знанию, так что, если кто познал источники мудрости, касаю­щиеся математики, и правильно применил их к позна­нию прочих наук и дел, тот сможет без ошибок и без сомнений, легко и по мере сил постичь и все после­дующие науки. Ибо без них нельзя познать ни предше­ствующих, ни последующих разделов знания, так что они завершают и упорядочивают первоначальное зна­ние, подобно тому как конец завершает путь, который проходят, и в то же время определяет и открывает путь

865


к последующему [знанию]. Все это я теперь хочу дока­зать ссылкой на авторитет и разумными основаниями. Сперва я докажу это в отношении человеческих наук и мирских дел, затем в отношении божественной науки...

ГЛАВА III, В КОТОРОЙ РАЗУМНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ

ПОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ВСЯКАЯ НАУКА НУЖДАЕТСЯ

В МАТЕМАТИКЕ^.

То, что доказано относительно всей математики ссылкой на авторитеты, можно теперь подобным же образом доказать на основании разума.

Во-первых, прочие науки пользуются математиче­
скими примерами. Но примеры приводятся ради оче­
видности тех вещей, о которых толкуют науки. Поэто­
му без знания этих примеров нельзя понять и то, ради
понимания чего они приводятся. В самом деле, так как
изменения в природных вещах не происходят без ка­
кого-либо увеличения или уменьшения и они в свою
очередь не происходят без изменения, то Аристотель,
прибегая к какому-нибудь примеру из области при­
роды, не мог показать четкое различие между увеличе­
нием и изменением, ибо они всегда так или иначе
связаны между собой. Поэтому он привел математиче­
ский пример с четыреугольником, который увеличи­
вается путем приращения гномона, но не изменяется'.
Этот пример нельзя понять без знания 22-й теоремы
шестой книги «Начал»2. Ведь в этой шестой книге
доказывается, что меньший четыреугольник совершен­
но подобен большему, и поэтому меньший не изме­
няется, когда превращается в больший путем прира­
щения гномона. v

Во-вторых, математические знания как бы прирож-дены нам, ибо, как рассказывает Туллий в первой книге «Тускуланских бесед»3, на вопросы по геомет­рии, заданные Сократом маленькому мальчику, тот отвечал так, как если бы он уже обучался геометрии. Ничего подобного не случается в других науках, как станет более ясно из последующего. И так как мате­матические знания как бы врождены, они, предшест­вуя всякому учению и обучению или во всяком случае

8С6


менее, чем прочие науки, в них нуждаясь, суть первые среди знаний и предшествуют им, располагая нас к ним, ибо врожденные или почти врожденные науки располагают к приобретению [знаний].

В-третьих, математика была открыта первой из всех частей философии, ибо от начала рода человеческого она была открыта первой, еще до потопа и после него — сыновьями Адама и Ноем с его сыновьями, как это очевидно из предисловия к сочинению «Об изготов^ лении астролябии» 4по Птолемею и из Альбумазара5, из главного введения в «Астрономию» и из первой кни­ги «Древностей». И это относится ко всем ее частям, то есть к геометрии, арифметике, гармонии, астроно­мии. А этого не произошло бы, если бы наука эта не была первой из всех и естественно им предшеству­ющей. Очевидно поэтому, что ее нужно изучать сначала, чтобы с ее помощью продвигаться во всех последу­ющих науках.

В-четвертых, для нас естествен путь от легкого к трудному. А эта наука самая легкая, что очевидно из того, что она доступна уму каждого. Ибо миряне и люди, вовсе не умеющие читать и писать, умеют чер­тить, и считать, и петь, а все это — математические занятия. Но обучение надо ведь начинать с того, что обще мирянам и людям, умеющим читать и писать. И не только вредно, но и совершенно позорно и низко, что духовные лица несведущи в том, что превосходно и с пользой [для себя] знают миряне.