смешенью, Страстью взаимной пылают, по воле самой
Афродиты.
Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой
разногласят
Свойствами, способом смеси и формы своей
отпечатком:
Купно сойтись неспособны они, и властвует ими Беспрекословно Раздор, такую им давший
природу.
26. Властвуют поочередно они во вращении круга, Слабнут и вновь возрастают, черед роковой
соблюдая.
Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга, Образ людей и животных различных пород
принимают.
То, Любовью влекомые, сходятся в стройный
порядок,
То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь
друг от друга,
Чтобы в единое целое снова затем погрузиться. Так, поскольку единство рождается без
перерыва
В множества недрах, а множество вновь
прорастает в единстве, —
Вечно они возникают, и нет у них стойкого века. Но поскольку обмен сей никак прекратиться не
в силах, —
Вечно постольку они существуют в недвижимом
круге. 27. Там ни быстрых лучей Гелиоса2 узреть
невозможно,
Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря: Так, под плотным покровом Гармонии, там
утвердился
Шару подобный, окружным покоем гордящийся
Сферос.
29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч
вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей
детородных: Равный себе самому отовсюду был шар, или
Сферос.
30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди
членов, К почестям вспрянув высоким, когда
совершилося время, Клятвой великою им предреченное порознь
обоим...
31. Дрогнули члены у бога один за другим по
порядку.
35. ...Из смешенья стихий бесконечные сонмы
созданий В образах многоразличных и дивных на вид
происходят.
36. К крайним пределам Раздор отступал при их
единеньи.
37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает.
38. Скажем о первых и равных по древности мира
основах,
В коих возникло все то, что ныне мы зрим во
Вселенной: Бурное море, земля, бременеющий влагою
воздух,
305
Также эфирный Титан, облекающий вкруг
мирозданье. 55. ...Море — пот земли...
57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи, Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко Очи скитались по свету без лбов, им ныне
присущих.
58. ...Блуждали одночленные органы...
59. Но как скоро тесней божество с божеством
сочеталось, Купно тогда одинокие члены сошлись, как
попало,
Множество также других прирождалося к ним
беспрерывно.
61. Множество стало рождаться двуликих существ
и двугрудых, Твари бычачьей породы с лицом человека
являлись,
Люди с бычачьими лбами, создания смешанных
полов: Женской природы мужчины, с бесплодными
членами твари.
71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья, Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и
солнца Образы все и цвета преходящих возникли
созданий,—
Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из
рук Афродиты...
72. Как деревья огромные вышли, как рыбы
морские...
73. Землю Киприда3, дождем оросив и согревши
дыханьем Теплым, огню предала закалить ее пламенем
быстрым.
74. Рыб обильно семянных ведя неразумное племя...
81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве
влага.
82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на
рыбах
306
Плотный покров чешуи — из одной происходят
основы.
89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи
исходят.
90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало
стремиться,
Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой
сочеталась.
91. Смесь охотно с вином образует вода, но не
с маслом.
102. Так у всего, что живет, обоняние есть и
дыханье.
103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям
разумность.
105. В бурных волнах обегающей крови питается
сердце;
В нем же находится то, что зовем мы так часто
мышленьем:
Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг
омывает.
106. Разум растет у людей в соответствии с мира
познаньем. 109. Землю землею мы зрим и воду мы видим
водою, Дивным эфиром эфир, огнем же огонь
беспощадный, Также любовью любовь и раздор ядовитым
раздором.
НО. ...Ибо знай, что во всем есть разумности доля
и мысли. ОЧИЩЕНИЯ
117. Был уже некогда отроком я, был и девой когда-то, Был и кустом, был и птицей, и рыбой морской
бессловесной. 133. Нет, божество недоступно ни зрению нашего
ока, Ни осязанию рук, а ведь в них пролегает
главнейший
Путь для внедрения веры в сердца недоверчивых
смертных.
307
134. Нет у него головы человекообразной, что члены Смертных венчает, ни рук, что, как ветви, из
плеч вырастают,
Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей
волосатых!
Дух лишь один существует святой, несказанный,
от века Мыслями быстрыми вкруг обегающий все
мирозданье.
135. Этот всеобщий закон простирается без перерыва, Весь обнимая эфир и безмерного света сиянье.
АНАКСАГОР
Последователь Анаксимена, уроженец ионийского города Клазомен Анаксагор (ок. 500—428 до н. э.) был первым известным афинским философом. Он был близок к вождю афинской рабовладельческой демократии Периклу, которого в древности даже считали его учеником (как и известного автора трагедий Еврипида). Накануне Пелопоннесской войны Анаксагору грозило судебное преследование по обвинению в богохульстве, •чреватое самыми тяжелыми последствиями, и только заступничество Перикла спасло его от печальной участи. Однако Афины философ должен был оставить и бежать в Лампсак (Малая Азия), где создал свою философскую школу.
В своих натурфилософских воззрениях Анаксагор продолжал линию ионийских философов, но вместе с тем воспринял некоторые идеи, сформулированные философами элейской школы. В центре его внимания — вопрос о превращении одних вещей в качественно иные вещи. Согласно Анаксагору, вся. природа — это бесконечное множество вечных, мельчайших, недоступных чувствам разнокачественных частиц, которые он сам называл семенами вещей и которые позже были названы гомеомериями. Они движутся и упорядочиваются неким космическим умом (нус), существующим независимо от материальных частиц (семян).
В своем сочинении «О природе» Анаксагор дал естественнонаучное объяснение небесных явлений, в частности лунных затмений (это сочинение и послужило причиной обвинения Анаксагора в богохульстве).
Фрагменты даются в переводе А. О. Маковельского (кроме отрывков из «Метафизики» и «Физики» Аристотеля).
Симплиций Phys. 460,4. [Анаксагор считал, что] ничто не возникает из небытия.
Аэций I 3, 5. [Анаксагор признал] гомеомерии материей, действующей же причиной — ум, который все привел в порядок.
308
Ипполит Refut. I 8, 1. Он высказал [учение], что начало Вселенной — ум и материя; ум — [начало] производящее, материя — [начало] страдательное.
Симплиций Phys. 34,28. Почти в [самом] начале первой книги «О природе» Анаксагор говорит следующее: «...должно думать, что во всех соединениях [заключается] много различных [веществ] и [находятся] семена всех вещей, имеющие разнообразные формы, цвета, вкусы и запахи».
Аэций l 3, 5. Анаксагор... признал началами сущего гомеомерии. Ибо ему казалось в высшей степени непонятным, каким образом что-нибудь может возникнуть из небытия или уничтожиться в небытие. Действительно, мы принимаем пищу простую и однородную — хлеб и воду, и ею питаются волос, жила, артерии, мясо, мускулы, кости и остальные части [тела]... Должно согласиться с тем, что в принимаемой [нами] пище находится все существующее и что увеличение всего происходит на счет [уже] сущего. И в нашей пище находятся частицы — производители крови, мускулов и [всего] прочего... И вот по причине того, что части, [заключающиеся] в пище, подобны производимым ими [вещам], он назвал их гомеомериями (подобочастными) и признал их началами сущего.
Симплиций Phys. 460,4. Все питается подобным... Все возникает из всего если и не прямо, то по порядку... Вследствие этого он признал, что в пище и воде, если этим питаются деревья, находится древесина, кора и плод.
Симплиций Phys. 27,2. Анаксагор говорит: «Во всем есть часть всего».
Аристотель Phys. Ill4. Анаксагор утверждает, что любая из частиц есть смесь, подобная целому, так как можно видеть, как любая вещь возникает из любой.
Симплиций Phys. 166,15. Теофраст во второй книге «Об Анаксагоре» пишет следующее: «Затем недостаточно доказательно утверждение, что все заключается во всем по той причине, что и в большом, и в малом [находится] бесконечность и нельзя получить ни наименьшего, ни наибольшего».
310
Аристотель Metaph. 13. Анаксагор... утверждает, что начала неограниченны [по числу].
Симплиций Phys. 27,2. Все гомеомерии... не имеют ни начала, ни конца во времени.
Симплиций Phys. 163,18. Анаксагор в первой книге «Физики» ' ясно говорит, что возникновение и гибель суть соединение и разделение. А именно он пишет следующим образом: «[Слова] возникновение и гибель неправильно употребляют эллины. Ибо [на самом деле] ни одна вещь не возникает и не уничтожается, но [каждая] составляется из смешения существующих вещей или выделяется из них. Таким образом, правильно было бы говорить вместо «возникать» — «смешиваться» и вместо «погибать» — «разделяться»».