Задание 2.
Задача 9. Обращаясь к пониманию истины, Ф. Энгельс писал: «Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области…».Дайте анализ:
Какая характеристика истины подчёркивается автором?
Фридрих Энгельс, обращаясь к пониманию истины, подчёркивал, что истинна, в большинстве своём, относительна, хотя и существуют «чрезвычайно ограниченные области», в которых истина принимает абсолютные значения. Истина – одна из самых важных категорий философии. Понятие истины неоднозначно, очень сложно. В самом общем понимании, истина – это соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. Однако зачастую трудно судить, насколько точно знания соответствуют действительности, насколько это соответствие объективно и адекватно. В связи с этим, выделяют истину абсолютную и относительную. Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто в будущем, это вечные истины, которые никому не придёт в голову опровергать, это идеал, который в полной мере не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему. Движение к абсолютному, полному знанию происходит через нахождение множества относительных истин. Относительная истина – это неполное, приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).Но они не существуют изолировано друг от друга. В любой абсолютной истине мы можем найти элементы относительности, а в относительной – абсолютности.С чем связано заблуждение в познании?
Процесс познания – это нелёгкий, тернистый путь. Удивительно, но зачастую человечество постигает истину через крайности и заблуждения. Истина и заблуждения – две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса.
Заблуждение — это содержание сознания, не отвечающее реальности, но принимаемое за истинное. Оно есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту.
Причины появления заблуждений в познании связаны с процессом поиска истины. Он всегда основан на выдвижении гипотез, догадок и предположений, Субъект накладывает на неизвестную область свои предварительные предположения, базирующиеся на уже известном. Но такое истолкование далеко не всегда истинно. Кроме того, объекты изучения многогранны, а отображение их нередко односторонне, что так же порождает заблуждения. Различные коллизии гносеологического характера подстерегают учёных постоянно, но, как подчёркивали Эйнштейн и Инфельд, «все существенные идеи в науке родились в драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками её понять».
Может ли заблуждение стать истиной?
Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе измерения, наблюдения, расчетов, суждений и оценок.
Заблуждение, ровно, как и противоположная ему истина, имеют абсолютное значение только в ограниченных пределах. Но, как только противоположность истины и заблуждения станут использоваться вне границ этих пределов, эта противоположность станет относительной и, следовательно, непригодной для точного научного способа выражения. А если, к тому же постараться применить эту противоположность вне этих пределов как абсолютную, то, вновь говоря словами Энгельса, «истина станет заблуждением, заблуждение — истиной».
Как можно обозначить позицию Энгельса в трактовке существования истины?
Как трудно порой отличить абсолютную, вечную истину от относительной! Как легко выйти за пределы «чрезвычайно ограниченной области» и сделать истину заблуждением или заблуждение истиной. К тому же, есть такие сферы науки, такие как социология, искусство или религия, где практически невозможно постичь абсолютную истину. Познание в таких областях относительно по существу, а значит, нет смысла гнаться за абсолютной, вечной истиной.
Но Энгельс вовсе не отвергает существование истины, ни, абсолютной ни относительный, напротив, он отмечает, что истина существует вне зависимости от нашего понимания и осознания, помимо представлений человека и человечества.
Список использованной литературы
Алексеев П.В.,Панин А.В. Философия – М.: Проспект, 2004.
Бэкон.Ф. Новый органон – М., 1970
Пыхтина Т.Ф. Философия: УМК. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008
Философия: Хрестоматия/ Сост. Т.Ф.Пыхтина. – Новосибирск: НГУЭУ, 2007
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – 1878