Кант под метафизикой понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных. Наряду с гносеологической интерпретацией он допускал и онтологическую как сверхчувстенной реальности и оценивал ее как первичную. Реальность, выходящая за грани эмпирии и характеризующаяся, по Канту, т.н. априорными формами познания (пространство и время, причинность…), называется трансцендентальной. Выше ее стоит полностью сверхопытная реальность, фактически недоступная и теоретическому познанию. Это трансцендентная, или ноуменальная, реальность. Например, бог.
Соловьев С. В. называет Метафизику догматической частью теоретической философии, которой, как было выяснено выше, в логическом порядке предшествует часть критическая - учение о познании, или теория познания.
«В историческом порядке, напротив, вопрос о первоосновах всех вещей возникает ранее вопроса о познании. И метафизика предваряет гносеологию. Хотя всем метафизическим системам, кроме материализма, присущ критический элемент, но большое значение он получает лишь по мере развития философии и только в Новейшие времена обособляется в виде самостоятельной философской дисциплины».
Метафизическая философия, ищет в мире его устойчивые и вечные основы. «А возможно ли познание вообще без всякой чувственной подкладки - это ... вопрос метафизический». Мы познаем сущность, но “в чем же эта сущность? Таков основной вопрос метафизики. Предмет же метафизики - истинно сущее”. Все изменчивое, непостоянное она считает второстепенным, несущественным и неистинным бытием. Для этой философии характерны поиски и раскрытие содержания конечных основ всего сущего. Она пытается схватить мир в его сталости, в «остановленном виде». Ей присуща косность мысли и попытка «упростить» действительность, свести ее к схемам, редукционировать сложные процессы действительности.
Для метафизического философствования характерна косность мысли, преклонение перед авторитетами прошлого. Доказательство истинности своих суждений здесь часто «подтверждается» цитатами из авторитетных сочинений прошлого. Метафизики настороженно относятся к новым научным открытиям, стараются втиснуть их в старые схемы. Для изложения сущности мировоззрения метафизикам достаточно формальной логики. Гегель считал, что типичным примером воплощения метафизики была философия Христина Вольфа. Марксизм, в его крайнем выражении, считает, что все философии, кроме марксизма, являются философиями метафизическими. Метафизика сейчас находит широкое применение в богословии и так называемой «религиозной философии».
Диалектический метод.
Высший уровень философской методологии - диалектика. Она помогает человеку смотреть на мир как на вечное становление и развитие, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамических, текущих понятий, переходящих друг в друга: кол-во переходит в качество, случайность в необходимость…
Диалектика - творческое учение, немыслимое без постоянного развития и обогащения. Отрыв ее от жизни, уход в область «чистой» теории приводит, как правило, к метафизике как её антиподу. Чтобы быть действенной теорией познания и преобразования мира, материалистическая диалектика должна постоянно перерабатывать новую социальную практику, усваивая живой опыт исторической деятельности, обогащаясь им и тем самым совершенствуясь. Это - условие ее жизненности.
Диалектика: учение о всеобщей связи; учение о развитии в его наиболее полном и свободном от односторонности виде; учение о единстве противоположностей. Объективная диалектика - развитие реального мира; противоречивое взаимодействие вещей, явлений, процессов подчиняющаяся универсальным законам действующим в природе и обществе. Причину развития она усматривает в противоречиях, которые присущи всем без исключения предметам, явлениями и процессам действительности. Для диалектиков «Мир соткан из противоречий». Видным представителем диалектической философии был древнегреческий философ Гераклит, немецкий философ первой половины 19-го столетия Гегель. Диалектической философией является марксизм. Диалектика находит свое применения в различных философских школах и типах мировоззрения, в том числе и в мировоззрении религиозном
Субъективная - диалектическое мышление (отражение диалектического движения действительного мира) и теория диалектики, т.е. учение о всеобщих законах развития.
Итак, диалектика - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В центре ее внимания всегда была проблема развития.
Диалектика в качестве метода диалектика выступает благодаря тому, что помогает четко разделять единое на многое, сводить многое к единому, позволяет представить целое как раздельно-единую множественность.
Вот какой путь исследования предлагает Платон философу-диалектику: «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый — неужели мы не скажем, что это (предмет) диалектического знания? — Кто, таким образом, в состоянии выполнить это, тот сумеет в достаточной степени различить одну идею, повсюду пронизывающую многое, где каждое отделено от другого; далее он различает, как многие отличные друг от друга идеи охватываются извне одною и, наоборот, одна идея связана в одном месте совокупностью многих, наконец, как многие идеи совершенно отделены друг от друга. Все это называется уметь различать по родам, насколько каждое может взаимодействовать (с другим) и насколько нет.»
Принципы диалектического познания:
1) Принцип всеобщего развития (мир рассматривается как бесконечно развивающееся, изменяющееся);
2) Принцип противоречивости, развитее через противоположности (борьба противоположностей - источник развития мира);
3) Принцип всеобщей связи (в мире всё связано);
4) Принцип детерминизма (взаимодействия, обусловленность)(мир некоторая система элементов, которые объединяются в силу некоторой закономерной связи);
5) Принцип системности (мир многообразен, но выстроен в закономерную систему).
Заключение
Непосредственное переживание, оценка и мышление — таковы три элемента (современного) целостного философского познания. Объект познания дан нам сквозь призму этих элементов и потому не только от него, но и от субъекта, от его познавательных форм и их зрелости зависит то, какие именно стороны и свойства объекта будут замечены и поняты. Если сознание не рассматривать как чистый лист бумаги, без собственной структуры и задатков, без врожденных человеку способов деятельности, которые не формируются из небытия в акте познания, а лишь своеобразно обнаруживаются в нем, то следует признать, что объект, каким он предстает в теории, представляет собой прежде всего объективацию наших познавательных способностей.
Философское сознание очень рано уяснило, что его понятия и категории являются не только способами связи всеобщего начала с его метаморфозами, но и формами мышления этой связи. И для правильного познания предмета далеко не безразлично то, как относятся друг к другу формы бытия предмета и формы нашего знания о нем. Их совпадение и однородность делают возможным познание, а осознание их существенного различия способно вызвать сомнения и породить скептицизм.
Поэтому философия стремилась удерживать в сфере своего внимания два момента: и связь внутри мира вещей, и связь этого мира с нашим мышлением. Предмет философии включает в себя, таким образом, также и метод и есть, по существу, отношение бытия и мышления к самим себе и друг к другу.
После характеристики предмета и метода философии можно поставить вопрос о ее происхождении. Философия сколь априорна, настолько же является и результатом, порождением определенной деятельности. Она не только сама себя порождает, но и порождается, и не только своей собственной деятельностью. Всякое философствование требует наличия известной ступени духовной культуры человека и народа.
Аристотель пишет об этом так: "Лишь после того, как позаботились об удовлетворении жизненных нужд, начали философствовать".
Список использованной литературы
1. Исаев А.А. Философия: Учебное пособие
2. Маляш Т.П. Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов
3. Немировская Л.З. Философия
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник
5. Суворова А.Н. Введение в современную философию. Учебное пособие
6. Философский словарь
7. Философский энциклопедический словарь