Смекни!
smekni.com

Введение в философию (стр. 5 из 5)

Философия Нитши.

Нитша в афористической форме излагает свое учение. Главное понять его учение: воля к власти, становление, сверх человек, нигилизм. Нитша ученик Шопенгауэра: также существует мировая воля, которая разбивается на множество воль живого, эти индивидуальные воли борются, конкурируют, ради достижения власти. Жизнь Нитша определяет по-разному: это либо аккумуляция силы для реализации воли к власти либо единство биологического, социального и психологического. В каждом существе есть стремление к реализации воли к власти, это главный критерий всех общественных явлений, «что хорошо? – то, что способствует воли к власти», «что дурно? – то, что мешает ей, а мешает, например, мораль – она делает человека слабым, поэтому не следует ее придерживаться», «сверх человек – это человек который содержит в себе благородство врожденное и аристократизм, образец сверх человека в германском, римском, японском дворянстве. Этот человек не содержит женского начала. Нитша негативно относится ко всему женскому, и считает что уравнивания мужчины и женщины – это принцип разложения и упадства. Нитша отрицает разум, как путь познания, а значит и науку, он считал, что наука вырабатывает фикции, которые переводят идею воли к власти в чувственный видимый мир. Ученые заняты тем, что представляют природу, как логическую схему упрощенную до нашего внимания. Сущность вещей и вещь не одно и тоже, ведь наука говорит о чем то устойчивом, стабильном, но мир постоянно изменяется, нет нечего устойчивого, поэтому наука нужна только для реализации воли к власти. Нет ни какого общественного развития, а есть вечное становление. Нитша критикует Дарвина. Он говори, что нет ни одного факта подтверждающего появление нового вида, он утверждал, что наиболее приспособленные не есть самое лучшее, а наоборот это среднее. Сильный и счастливый человек кажется слабым ведь ему противостоят стадные инстинкты, боязнь несчастных и их большинства. Нитша критикует христианство, например, за понятие добра и зла, он считал, что эти понятия возникли из восстания рабов в марали: если больной, уродливый, бедный, то значит хороший, а если красивый богатый, знатный – плохой, но это не так. И так философия Нитши в отличие от философии Шопенгауэра оптимистична.

Экзистенциализм.

Появилось в начале XIX в. Означает философию существования. Основатель Жан Поль Сартр. Задача философов исследования жизни = существования человека. Человек в этом мире одинок, несчастен, его жизнь абсурдна и экзистенциалисты видят два пути которые человек может сделать выбор:

1. религиозный экзистенциализм.

2. светский экзистенциализм (Коффка, Коню), эти экзистенциалисты предлагают дать бой абсурду существования. Главное в учение экзистенциализма разработка жизненных ценностей и понимания ценностей самой жизни. Здесь важное учение пограничных ситуациях: ценность жизни наиболее полна, осознается в пограничных ситуациях, т.е. перед лицом смерти.

Фрейдизм.

Основоположник Фрейд, он создатель психоанализа. В основе фрейдизма идея о «тайной жизни, « которая идет между бессознательными психическими силами и необходимостью жить в обществе. Другими словами общественные нормы являются «цензурой» для проявления человеческих инстинктов. Задавленные психические желания проявляются, заявляют о себе в сновидениях, галлюцинациях и оговорках, даже в речи. В связи с этим предлагает структуру психики:


Оно – это бессознательные инстинкты, которые определяют всю деятельность человека. Мотивы человека следует искать в бессознательном.

Сверх Я – это нормы и правила поведения человека в обществе.

Я – это та область психики, в которой сверх Я подавляет Оно.

Т.о. причина психических заболеваний в подавление естественных инстинктов, поэтому культура невротична, потому что она причина заболеваний. Организм формирует защитные механизмы против заболевания. Защитный механизм: вытеснение, неприятное состояния, человек стремится вытеснить неприятным приятным состоянием. Сублимация – это стремление поднять инстинкты до более высокого уровня. Связано с учением о творчестве. Регрессия – возвращение в ту реальность, которая была принята. Учение Фрейда было социализировано в учениях его последователях Фрамма и Юнга.

Позитивизм.

Программа позитивизма:

1. необходимое стремление к удобному и экономному расположению знаний, для того чтобы этими знаниями было легко воспользоваться.

2. для этого необходимо освободить науку от всякой мировоззренческой проблематике, т.е. от философских проблем. Философскими проблемами не следует заниматься, т.к. это пустое и нечем тратить время!

3. слово философии можно оставить, но под ним следует понимать, либо результат конкретных наук, либо краткое изложение этих результатов. «Наука сама себе философия».

4. в XX в. под философией позитивисты предлагали понимать систему знаний или же язык науки, искусственные языки.

5. и так наука должна отвечать не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Другими словами задача науки не поиск причин и открытия фундаментальных законов, а описания событий, эти события должны выражаться в факты (факт – это суждение, в котором фиксируется какое либо событие), отсюда «Знать, чтобы мочь».

6. позитивисты допускают существования только эмпирического научного знания, в том числе и эмпирических законов.

7. позитивисты в XX в. разработали критерий истинности научного знания: принцип верификации и принцип фальсификации. Принцип верификации предполагает такую проверку на научность знания, которая позволяет свести любое теоретическое утверждение к фактам. Принцип фальсификации предполагает для доказательства научности знания искать опровергающие знания.

Марксистко-ленинская философия.

Маркс и Энгельс создали философию под названием диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм – это философия природы, в том числе и человека, и его психики.

Исторический материализм – это философия общества:

- общественного прогресса

- понимания общества

- движущая сила общественного прогресса

- личность и народ и т.д.

Предмет марксистко-ленинской философии: философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления. Важное достижение марксисткой философии создание исторического материализма. Сущность исторического материализма – материалистическое понимание природы. Чтобы быть материалистом во взглядах на историю необходимо признавать существование объективных законов общественного развития:

1.закон об условленности общественного сознания общественным бытием.

2.закон соответствия производительных сил и производительных отношений.

3.закон об условленности экономической сферы общественных сил других сфер, а именно социальной, политической, духовной.

4.закон об условленности базисов надстройки.

5.закон возрастания роли народных масс в истории.

Энгельс вслед за Лейбницем выделил две тенденции в истории философии: материализм и идеализм. Энгельс сформировал основной вопрос философии – вопрос об отношение мышления и бытия, матери и сознания. В зависимости то того, как отвечали на этот вопрос философы, они делились на материалистов и идеалистов. Если первична материя, а сознание это свойство высоко организованной материи человеческого мозга, дает отражение высшего мира, то это материалисты, если же первично сознание, дух, абсолютная идея, мировая воля, то это идеалисты. Марксистко-ленинской философией принято определять категории материи и сознания, мышление и бытие, друг через друга, то в историческом материализме главной категорией общественное бытие и общественное сознание также определяется друг через друга. Общественное бытие – это система материальных отношений в процессе производства и воспроизводства, материальных благ. Общественное сознание – это идеи, мысли, представления, убеждения, умонастроение, эмоции, чувства и т.д. в которых отображается общественное бытие, т.е. это мысли и эмоции всего народа, господствующие в данном обществе. Понять структуру общественного сознания можно разобравшись в его структуре. Например: в зависимости от носителя сознания. Здесь выделяют 3 носителя и соответственно 3 вида сознания:

1.индивидуальное сознание (индивид) – это осознание индивидом общественного бытие через призму личного опыта.

2.групповое сознание – индивидуальное, групповое и общественное сознание соотносится как единичное и общее.

3.в зависимости глубины постижения общественных процессов и явлений.

Структура общественного сознания.

теоретический

уровень сознания

обыденное

сознание

умонастроение, эмоции

больших масс людей.

Общественное сознание включает в себя общее, присуще индивидуальным и групповым общественным сознанием. Движущий силой общественного прогресса является диалектика производительных сил и производительные отношения.

Формы общественного сознания.

Это способ существования идей и убеждений в обществе. Формы общественного сознания:

1.философия

2.политика

3.мораль

4.религия самые древние

5.право

6.наука

7.искуство

Маркс и Энгельс являются авторами формационной теории развития общества. В своем развитие общество проходит следующие общественно-экономические формации:

1) первобытно-общинная

2) рабовладельческая

3) феодальная

4) капиталистическая

5) коммунистическая