В качестве оригинального духовно-теоретического феномена выступает русский космизм, сложившийся в России в к. ХIХ–нач. XX вв. В философии космизма выделяют следующие направления:
* религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский);
* методологическо-философское (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский).
Первое направление видело в человеке Божий замысел, обосновывало необходимость активного участия человечества в божественном творении; второе рассматривало преобразующую деятельность человека как космическую (планетарную) силу. В качестве инвариантных философских идей, представленных в обоих вариантах космизма, выделяются: идея всеединства; идея незавершенности развития мира и человека, что оставляет открытым вопрос о возможности человеческого участия в эволюции мироздания; интерпретация человечества как органичной части космоса; идея активности, внутренне присущей человеку; идея преображения мира как смысл человеческой деятельности; идея вечности жизни (в богочеловечестве).
В понимании космизма человек выступает как устроитель и организатор вселенной (В. С. Соловьев), создатель ноосферы (В. И. Вернадский). Космизм обосновывал идею антропоприродной гармонии; его экофильный потенциал оказывается созвучным современным поискам идеала глобальной цивилизации как единого антропоприродного комплекса.
РАЗДЕЛ II. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
ТЕМА 5. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии.
Метафизика (греч. – meta – сверх, над.) – философское учение о сверхчувственной реальности, находящейся за пределами чувственного опыта, эксперимента, наблюдения. Чувственному опыту доступна толька малая часть реальности, но о том. Что находится вне такого опыта человеку свойственно размышлять с глубокой древности. Прежде всего, множество людей размышляет о вечности, бессмертии, бесконечности, Боге, свободе, мировоззрении и т. д. Совокупность подобных размышлений характеризуется как метафизика или как сверхчувственная реальность.
Термин «метафизика» ввел Андроник Родосский, один из систематизаторов трудов Аристотеля в I веке до н. э., таким образом обозначив группу трактатов философа о «бытии самом по себе». Все, что сверх физической реальности, относится к метафизической реальности.
Сам Аристотель называл этот, по его убеждению. Важнейший раздел своего философского учения «первой философией», которая изучает «первые начала и причины», исследует высшие недоступные для органов чувств, только лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего сущего, знания о которых обязательны для всех наук. В этом значении термин «метафизика» употреблялся на последующих исторических этапах развития философии.
Метафизика как способ философского мышления возникла еще до Аристотеля. Некоторые исследователи утверждают, что метафизика под которой понимается специально обоснованный метод, называемой диалектикой, обнаруживается в творчестве Платона. Платон очертил круг специфических проблем метафизики, Аристотель же построил классификацию наук, в которой первое место по значению и ценности занимает наука о бытии как таковом, повтори, о первых началах и причинах всего сущего, «первая философия». В отличие от «второй философии», т.е. «физики», «первая философия» рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, от движения оформленной материи.
На протяжении истории западноевропейской философии происходило существенное изменение положения метафизики в системе философских наук, а также оценка метафизического знания. В средневековой философии метафизика признавалась высшей формой рационального познания бытия, но служила теологии как ее философское обоснование, была подчинена сврхразумному знанию, содержащемуся в Откровении. Главный вопрос средневековой философии «Что есть Бог?». В эпоху Возрождения метафизика начинает выходить за пределы теологии, принимая форму пантеистической натурфилософии, а в Новое время метафизическое знание попадает под власть науки. Метафизика сливается с естественными науками. Метафизики Нового времени – являются, как правило, и великими естествоиспытателями. Основной отличительной чертой метафизики Нового времени является сосредоточенность на вопросах теории познания. Метафизика же, напомним, - это система представлений об общих принципах существования, не занимающаяся конкретными формами реальности.
В немецкой классической философии происходил процесс реставрации метафизики как умозрительной картины мира. Решающую роль в этом процессе сыграла критическая философия И. Канта, который разрушал метафизику как онтологию. Он предложил программу построения истинной метафизики как системного знания, выведенного из чистого разума. Кант разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов, а также размежевал метафизику и естествознание на основе несходства их предметов. Под метафизикой он понимал любые суждения, не основывающиеся на чувственных данных и, как сверчувственную реальность, оценивал ее в качестве первичной, определяющий мир чувственных явлений, называемых феноменами. Явления метафизической реальности он называл ноуменами. Двумя различными ступенями сверхчувственной реальности, по Канту, выступают трансцендентальное и трансцентдентное. Та реальность, которая, согласно Канту выходит за пределы эмпирического опыта и характеризуется априорными (доопытными) формами познания (пространство, время, причинность) называется трансцендентальной. Выше трансцендентальной реальности стоит полностью сверхопытная реальность, недоступная и теоретическому познанию, которую Кант именовал трансцендентной или ноуменальной. Религиозные философы считают такой реальностью Бога. Кант превратил философию и метафизику преимущественно в гносеологию.
Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления. Он связывал разум с диалектикой, а метафизику с рассудком, тем самым противопоставив диалектику метафизическому методу. Иными словами, Гегель рассматривал метафизику как метод противоположный диалектическому методу. Последний же он понимал в качестве способа познания противоречий и развитя понятий. Согласно Гегелю, истинная метафизика есть такое мышление, и которое постигает единство определений в их противоположности.
Диалектический материализм (Маркс, Энгельс) поддержал идущее от ГШегеля противопоставление метафизики и диалектики, понимая под метафизикой односторонний, несоответствующий обективной реальности способ мышления и познания.
В неклассической философии (Шопенгауэр, Къеркегор, ницше, позитивисты и др.) складывается отрицательное отношение к метафизике вообще и к ее гегелевскому пониманию в особенности, поскольку она (метафизика) считалась бесплодной конструкцией разума, не связанной с реальными свойствами природного и индивидуального человеческого существования.
В философии начала ХХ века (эволюция неопозитивизма, фрейдизм) частично реабилитируется классическая метафизика и осуществляется поиск новых неклассических форм и моделей. В неопозитивизме проблема демаркации между метафизикой и наукой была главной для целей обеспечения «чистоты» науки. Философия религии прибегает к метафизике для обоснования религиозного миропонимания.
В философии культуры ХХ века (Шпенглер, Тойнби, Кассирер, Флоренский Лосев и др.) просматривается стремление трактовать «первые начала» в виде сверхопытных прототипов исторически развивающегося культурного творчества.
Религиозные направления – экзистенциализм (Ясперс, Марсель, Тиллих, Бердяев, Шестов) философия диалога и интерсубъективноти (Бубер, Бахтин, Левинас, Апель), герменевтика (Гадамер, Рикер, Хайдеггер) в середине ХХ века осуществляли поиски первоначал метафизики в интерсубъективном измерении межличностных коммуникаций.
В первой половине ХХ века в русской философии были развиты онтологические аспекты религиозно-этической метафизики.
Метафизический характер носят феноменология Гуссерль, антропология Шелера, фундаментальная онтология Хайдеггера, «новая онтология» Н. Гартмана, экзистенциалистская версия феноменологической философии Сартра и др. направления западной философии.
В рамках философии, исследующей логику языка (аналитическая традиция) рассматривались вопросы метафизических характеристик языковых выражений, способность предельного обоснования теоретического знания (Стронсон, Куайн).
Многозначное отношение к метафизике складывалось в творчестве структуралистов (Леви-Строс) и постструктуралистов (Фуко, Деррида, Делез, Лиотар и др.).
В целом в философии ХХ века складывались тенденции как признания полезности, так и разрыва с традицией метафизического истолкования изучаемой реальности. Однако, задача метафизического обоснования опыта при этом сохранялась.
5.2. Онтология как философское учение о бытии.
Приблизительно с XVI ст. наряду с термином «метафизика» в равном с ним значении мыслителями применялся термин «онтология». В настоящее время принято считать, что метафизика включает онтологию как свою основополагающую часть, но в целом ей не тождественна.