Смекни!
smekni.com

Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы (стр. 49 из 72)

10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности

Метод в самом широком понимании есть «путь к чему-либо» или способ деятельности субъекта в любой ее форме, в том числе и познавательной.

Понятие «методология» употребляется в двух основных значениях: 1) как совокупность способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности, включая и науку; 2) как учение о единстве методов или общая теория метода. Различаются философская, общенаучная, частнонаучная методология

Основной функцией метода является организация и регулирование процесса познания. В этой связи метод представляет собой совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Другими словами, метод является системой знаний, состоящих из предписаний, принципов, требований, которые выступают в качестве ориентиров в решении конкретных познавательных задач и достижении определенного результата в познании или какой-либо другой сфере деятельности.

В науке важной процедурой является выбор методов, который должен осуществляться на основе принципа соответствия приемов, способов изучения того или иного предмета его характерным особенностям. Главное предназначение любого метода заключается в обеспечении приращения достоверного знания.

С позиций философского понимания классификации методов, они могут быть разделены: 1) на философские (диалектика, метафизика), имеющие предельно широкую область применения и представляющие собой совокупность самых общих принципов; 2) общенаучные, применяемые для решения лишь определенного класса проблем во всех сферах научных исследований (системный, кибернетический, информационный, синергетический и другие подходы); 3) конкретно-научные методы, определяющие принципы, порядок, последовательность познавательных действий в той или иной научной дисциплине. Существует также традиционная классификация, включающая методы эмпирического и теоретического исследований, а также общелогические методы.

К методам эмпирического исследования относятся: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение.

Наблюдение – метод познания, заключающийся в целенаправленном изучении предметов и явлений в их естественных связях и условиях. Различают непосредственные и опосредованные наблюдения. Наблюдение всегда организуется на основе определенной идеи, гипотезы, концепции, а отбираются только те его результаты (факты), которые либо подтверждают, либо опровергают исходные идеи. Интерпретация результатов наблюдения также осуществляется при помощи определенных теоретических положений.

Эксперимент – такой метод исследования, когда изучаемые объекты, процессы целенаправленно изменяются или же преднамеренно создаются определенные, контролируемые условия их существования с целью выяснить те или иные свойства, особенности, связи этих объектов и процессов. Как и наблюдение, научный эксперимент всегда направляется определенной идеей.

Сравнение – метод познания, заключающийся в выявлении сходства или различий в совокупности однородных объектов или аналогичных характеристик одного и того же объекта на разных ступенях его развития.

Описание – метод исследования, который состоит в фиксировании данных наблюдения и эксперимента с помощью естественного и искусственного языков, или же в форме схем, таблиц и т. д.

Измерение – метод установления количественных характеристик изучаемого объекта, процесса с помощью средств нахождения числового значения их параметров в принятых единицах.

К методам теоретического исследования относятся: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Формализация – метод познания, состоящий в отображении содержания знаний в знаково-символической форме (формализованном языке), что позволяет установить структуру и закономерности представленной, таким образом, части реальности.

Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся не требующие доказательства положения (аксиомы), а из них все остальные утверждения этой теории выводятся логически, посредством доказательств.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод познания заключающийся в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения, сопоставимые с эмпирическими фактами.

Восхождение от абстрактного к конкретному – метод исследования, заключающийся в движении мысли от исходной абстракции (неполного, неточного знания об отдельных сторонах объекта) к целостному, всестороннему воспроизведению объекта в более полном и точном знании.

К общелогическим методам относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, моделирование.

Анализ – метод разделения объекта на составные части и их изучения относительно целого.

Синтез – заключается в соединении ранее выделенных для изучения элементов предмета в единое целое в целях получения нового, целостного знания.

Абстрагирование – метод познания, состоящий в мысленном отвлечении от некоторых свойств изучаемого предмета с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

Обобщение – совокупность мыслительных процедур, заключающихся в установлении общих свойств и признаков предметов.

Идеализация – метод мысленного конструирования абстрактных (идеализированных) объектов,не существующих в действительности, и материальная форма реализации которых невозможна («идеальный газ», «точка», «абсолютно черное тело» и др.).

Индукция – метод познания, заключающийся в движении мысли от констатации единичного (фактов, опыта) к выявлению их общего свойства и обобщению в выводах, правилах.

Дедукция – движение процесса познания от общих положений, правил о свойствах изучаемых объектов к заключениям частного характера, касающихся либо частей объекта, либо отдельных объектов, некоторых их свойств.

Индукция и дедукция взаимодополняют друг друга.

Моделирование – метод исследования, суть которого состоит в создании и изучении модели, заменяющей изучаемый объект, с последующим переносом на сам объект полученной информации.

10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания

В истории развития науки формирование новых знаний происходило и происходит во взаимосвязи двух тенденций – дифференциации (появление новых объектов и направлений исследований, образование новых научных дисциплин) и интеграции (объединение объектов и предметов исследований, синтез знаний о них, образование «стыковых» дисциплин). Дифференциация научных знаний играет особую роль в период возникновения науки в целом и каждой отдельной науки. Интеграционные процессы выступают характерной особенностью развития современной науки, для которой определяющим является целостный подход в решении научно-технических, экологических, социально-экономических и других проблем.

Дифференциация – превращение зачатков научных знаний в частные науки, внутринаучное формирование новых направлений познания и, как следствие, новых дисциплин – началась на рубеже XVI – XVII вв. Единое ранее знание разделялось на философию и науку. Наука приобретала черты специфической системы знания, социального института и духовной формы деятельности. Философия дифференцировалась на онтологию, гносеологию, этику и др. Наука как целое разделялась на частные науки, среди которых формировалась наиболее развитая, классическая механика, становящаяся лидером естествознания. Последующая дифференциация научных знаний, обусловленная внутренней логикой исследований и практическими потребностями общественного развития, привела к появлению «стыковых» наук – биохимии, биофизики, химической физики, физической химии, геохимии, биогеохимии. В XIX–XX вв. осуществлялся активный процесс дифференциации биологического, химического, физического знания.

Например, в русле развития биологического знания формировались генетика, микробиология, молекулярная биология, цитология и другие науки.

Интеграция – объединение наук и научных дисциплин, их методов в XX–XXI вв. обусловила возникновение и развитие новых научных направлений, общенаучных областей научных знаний – кибернетики, общей теории систем, системотехники, биотехнологии, генетической инженерии, общей теории безопасности, социальной экологии и многих других, которые служат решению крупных практических проблем.

Активное участие в интеграции знаний принимает и философия. Возрастание роли техники в жизни общества, превращение ее в сложную, развивающуюся систему, массовость технической деятельности, противоречивый и масштабный характер природно-экологических и социальных последствий ее применения обусловили появление новых областей исследованиях техники – философии техники, технетики, социальной оценки техники.

Комплексное решение проблем социально-экономического развития, создание новой техноструктуры, инновационная стратегия в сфере технологии, построение экономики знаний на основе соединения образования науки и производства, злободневность задач устойчивого развития общества во взаимодействии с природой, соответствующая подготовка специалистов в системе высшего образования требуют синтеза естественно-научного, гуманитарного и технического знания.

В этих условиях процесс дифференциации и интеграции научных знаний становится все более регулируемым для целей удовлетворения важнейших потребностей общества, его выживания в условиях ухудшения естественных экологических условий и роста зависимости от расширяющейся техносферы.