Классическими образцами идеологических построений обществ ХХ в. являются: либерализм, консерватизм и социализм.
Либерализм – это социально-политическое учение и общественное движение, основной идей которого является самоценность свободы индивида во всех сферах жизни общества, т. е. в экономической, политической, культурной и социальной. Главную задачу государства либерализм видит в том, чтобы оно не препятствовало развитию инициативы и предприимчивости субъектов экономической деятельности, а наоборот помогало им, т. е. государство не должно посягать на экономическую свободу граждан. Либерализм признает за гражданами права на участие в государственной жизни и гарантирует свободу совести, слова, печати и т. д. Несмотря на то, что политический либерализм связан с идей демократического государства, либеральная экономика совместима и с авторитарными формами политической власти.
Консерватизм – это социально-политическое учение и общественное движение, главной целью которого является защита традиционных ценностей, таких как порядок, стабильность, традиционализм. Эти ценности проистекают из социально-политической парадигмы, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как принимается в либерализме. Общество развивается благодаря наличию в нем естественной жизненной силы, в силу чего вмешиваться в естественный ход исторических событий не логично. Неоконсерватизм представляет собой развитие идей консерватизма, но с акцентом на изменившиеся условия общественного развития. Так, например, как утверждает один из идеологов неоконсерватизма А. де Бенуа, в отличие от реакционной политики, которая заключается в стремлении восстановить предыдущую эпоху или состояние, консервативная позиция заключается в стремлении создать новую ситуацию, но с учетом всего лучшего, что было в прошлом. Таким образом, делая ставку в области экономики на развитие свободного предпринимательства, неоконсерваторы не отвергают государственного вмешательства в частное предпринимательство, но считают, что оно должно быть минимальным, т.е. приоритет должен принадлежать рынку.
Социализм – это одна из версий общественного идеала в европейской социально-философской и политической традиции XIX века, а также это одна из моделей организации жизни общества индустриального типа, предполагающая значительнее вмешательство государства во все сферы жизни социума в целях осуществления глобальных программ «догоняющего развития». Истоки социализма как специфической модели идеального общественного устройства принято усматривать в утопических концепциях, постулирующих необходимость активного вмешательства государства в социально-экономическую и культурную жизнь людей. После синтеза социализма с марксисткой идеей социально-обновленческого революционизма, его сценарии усовершенствования общественного устройства неразрывно связаны с принятием позитивности насилия. В силу этого социализм как система в исторической перспективе жизнеспособен исключительно в ходе геополитической экспансии, мирное экономическое развитие продемонстрировало ограниченность данной теории и модели.
Становление постиндустриального общества по-новому поставило проблему места и роли идеологии, появились теории деидеологизации общества, являющиеся составной частью концепций постиндустриального общества (Д. Белл, О. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт и др.). Суть теории деидеологизации общественной жизни заключается в том, что идеология как выражение интересов противостоящих друг другу социально-классовых сил утрачивает свое значение в силу того, что в новом обществе ведущей социальной силой становится не класс, владеющий собственностью, а класс профессионалов, владеющих знанием. Отсюда на смену социальным конфликтам приходит согласие различных профессиональных групп относительно общенациональных интересов. Поэтому на смену идеологии приходит научно-рационалистический подход к решению конкретных общественных проблем.
Однако, несмотря на данную теорию, социальные противоречия обостряются и вызывают к жизни движения социального протеста («новые левые», «зеленые», «феминисты» и др.). Стал очевиден «идеологический вакуум». В ответ на это появилась концепция реидеологизации, которая является одновременно и отрицанием, и продолжением теории деидеологизации. Сохранив акцент на противопоставлении науки и идеологии, концепция реидеологизации исходит из того, что общественные науки не способны дать ответы на вопросы о смысле человеческой жизни, о социальных ценностях, идеалах. Такие ответы призвана давать идеология, опирающаяся на политическую психологию народа.
Что же касается утопий, то полностью исключить их из политической жизни общества невозможно, т. к. они выступают в качестве мощнейшего стимула социально-политической активности людей. В политике часто возможное осуществляется только благодаря тому, что преследовалось невозможное. Однако нельзя забывать о том, что утопии могут оказать и негативное влияние на ход политического процесса, приводя к насилию и жестокости.
Составной частью государственной идеологии является идеология государственности данного народа, т. е. систематизированная на основе определенного подхода сумма идей и представлений, выработанных данным народом относительно истоков и становления своей государственности, особенностей устройства институтов государственной власти, направлений, целей и задач дальнейшего развития данного государства, способов и форм его взаимодействия с другими государствами. Содержание идеологии государственности как части политической идеологии также зависит от интересов нации. Иными словами, идеология государственности народа призвана выполнять функцию идейного обоснования и обеспечения интересов народа как общности, как субъекта политики. Исходным моментом формирования идеологии белорусской государственности являются ответы на вопросы о сущности понимания белорусами самих себя как общности и начале их конституирования в качестве нации-государства. Для белорусов важным стало стремление реализовать себя в качестве народа, имеющего черты подобия и различия с другими славяно-русскими народами, создать и развить собственную национальную государственность в союзе с родственными ему народами. Политическую стратегию, выраженную в направленности на создание союзного государства Беларуси и России, с полным основанием можно квалифицировать как историческую выверенную и отвечающую белорусской национальной идее. Именно славяно-русской идентичностью белорусов объясняется подтвержденное веками их стремление к единению с Россией, а не Западом.
12.5. Классические и неклассические модели геополитики
В проблемное поле философии политики включены вопросы, касающиеся сущности и функций международных отношений и внешней политики, механизмов их организации в контексте глобализационных процессов. Геополитика акцентирует внимание на пространственном осмыслении происходящих в современном мировом политическом процессе событий, тенденций их развития, исходя из обусловленности политической деятельности субъектов, особенно на макро-уровне, конкретными географическими особенностями. Целью геополитики является разработка геостратегии государства, обоснование направлений и механизмов его внешнеполитической деятельности. Таким образом, геополитика позволяет сформулировать четкое представление о наиболее предпочтительных вариантах возможных путей развития конкретного государства, исходя из конкретной географической среды, которые бы обеспечивали максимальную выгоду для своих национальных интересов. Процесс глобализации мировой истории повышает значимость географического положения страны как ее природно-экономического ресурса.
Уже в античности (Геродот, Фукидид) осуществлялись попытки осмысления организации географических пространств. В Новое время формируются модели взаимозависимости географических и демографических компонентов на социально-политические характеристика общества (Ш. Монтескье, Г. Гердер). В работах Р. Челлена, Х. Макиндера и др. были сформулирована идея противостояния держав суши и моря; представлена концепция «великой суши» (т. е. географического единства Европы, Азии и Африки) и ее сердцевины, вокруг которой концентрируется история человечества. В классической геополитике было зафиксировано, что преимущество получает тот субъект (государство), который контролирует геостратегически-ключевые точки пространства; с другой стороны – чем шире пространство, тем труднее оно поддается управлению со стороны субъекта. Контроль над пространством теряют те геополитические субъекты, которые не обладают достаточными возможностями для завоевания и удержания территории. Следовательно, геополитика исходит из утверждения фундаментального дуализма, изначально заложенного в географических особенностях устройства планеты и проявляющегося в исторической типологии цивилизаций, что и выступает основным законом геополитики. Этот дуализм выражается в противостоянии сухопутного могущества («теллурократии») и морского могущества («талассократии»). Принцип теллурократии утверждает оседлость, консерватизм, примат политики над экономикой, коллективизма над индивидуализмом. Талассоркратия представляет собой такой тип цивилизации, который основан на иных установках: динамичность развития, приоритет кочевничества / мореплавания и торговли, стремление к индивидуальному предпринимательству. Так, например, в ходе холодной войны 1946 – 1991 гг. этот геополитический дуализм достиг максимального выражения, при котором талассократия отождествлялась с США, а теллурократия – с СССР.