15.2. Основные подходы к анализу культуры.
Существует множество подходов, которые изучают культуру в различных аспектах.
1. Аксиологический подход определяет культуру как совокупность духовных и материальных ценностей. Ценностью называют все то, что имеет для человека определенную значимость. Выделяют экономические, политические, этические, эстетические, религиозные ценности, которые выступают регуляторами работы культурных систем. В этой связи изучение аксиологических оснований различных видов социальной практики является одной из основных составляющих изучения феномена культуры. Аксиология также исследует процесс возникновения и развития ценностей, а также формы их присутствия в различных областях жизнедеятельности людей. Данный подход имеет место в ходе исследования поведения индивида, процесса усвоения им культурных ценностей и норм.
2. Психоаналитический подход направлен на изучение психологических оснований индивидуального и коллективного культуротворчества. Особое внимание обращается на роль бессознательного в поведении людей. Основным понятием данной теории является архетип. Данное понятие обозначает некие первичные врожденные структуры «коллективного бессознательного», архаический психический «осадок» повторяющихся жизненных ситуаций и переживаний, как отдельного человека, так и целого общества. Под влиянием определенных обстоятельств происходит воскрешение соответствующего архетипа. Именно архетипы формируют фантазию и творческое мышление людей. Теория коллективного бессознательного объясняет наличие повторяющихся образов и мотивов в мифах, мировой литературе, искусстве. Культурные архетипы формируются спонтанно в ходе систематизации культурного опыта людей. Различают два вида архетипов: универсальные и этнические. Первые выражают основания человеческого бытия, а вторые закрепляют основания этноса как культурной целостности. В архетипах отражаются особенности мировоззрения и культуры в целом того или иного народа.
3. Социологический подход рассматривает культуру в качестве социального института, который транслирует всю совокупность правил и норм человеческой деятельности. Общество рассматривается как устойчивая целостность, отличная от природы
4. Семиотический подход. Семиотика – это научная дисциплина, которая занимается изучением знаковых систем начиная от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Любая знаковая система, во-первых, передает некий смысл, во-вторых, обеспечивает понимание передаваемого сообщения. Осуществление этих функций предполагает наличие определенной внутренней организации знаковой системы. В этой связи семиотический подход рассматривает культуру как динамичную совокупность знаковых систем. В качестве универсальной знаковой системы выступает язык, который организует социальное пространство и формирует устойчивое мировоззрение.
5. Деятельностный подход определяет культуру как совокупность исторически меняющихся программ человеческой деятельности. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения и развития общества. Культура выступает как «технология» человеческой деятельности, в которой люди руководствуются внебиологическими выработанными и социально закрепленными средствами.
6.Гуманитарный подход акцентирует внимание на совершенствовании человека как духовно-нравственного субъекта культуры. Культура в данном случае есть проявление человеческой сущности, она охватывает все стороны жизни человека и представляет собой процесс воспроизводства человека во всем многообразии его свойств и потребностей.
Следует отметить, что все обозначенные выше подходы взаимодополняют друг друга, способствуют более глубокому и целостному представлению о культуре, так как каждый из них уделяет внимание на одну из существенных ее сторон.
15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса.
В истории философии сформировалось несколько моделей детерминации культуры.
1) Теория одновекторной эволюции, которая предполагает, что все общества проходят одни и те же этапы культурного развития.
2) Теория уникального и неповторимого развития каждой культуры.
3) Теория многолинейной эволюции, утверждающая, что некоторые типы культур имеют общие черты в своем развитии.
В целом, культурная динамика представляет собой диалектически развивающийся процесс, в котором имеются устойчивая и развивающаяся стороны. Устойчивой стороной культуры является культурная традиция. Она обеспечивает накопление и трансляцию человеческого опыта в истории. Именно традиция выступает как основа стабильности социальных систем. Традиция – это не только историческая память, но и непременное условие для развития культуры. Всегда в той или иной степени сохраняется преемственность социального опыта, происходит усвоение результатов предшествующей деятельности. В культуре могут отражаться различия в мировоззрении, системе ценностных ориентаций, поэтому можно констатировать наличие как реакционных, так и прогрессивных тенденций в ее развитии. Динамика культуры обусловлена взаимодействием общества и природы, развитием специализированных сфер деятельности общества, имеется в виду наука, политика, техника, религия, философия, искусство и т.д., а также взаимодействием различных социальных слоев и институтов. Другими словами, именно инновация способствует выработке новой системы ценностных ориентаций и соответственно новых моделей социального поведения. Следует также отметить, что любая форма локальной специфической культуры отражает всеобщее, общечеловеческое содержание. Можно говорить о взаимопроникновении культур, их синтезном развитии. В этой связи всю мировую культуру можно рассматривать как единство многообразия. Это проявляется в том, что, во-первых, в истории часть локальных культур, существовавших в истории человечества, сохранилось до настоящего времени; во-вторых, достижения культур в различных сферах общественной деятельности становятся достоянием других народов.
На развитие культуры оказывает влияние уровень жизни и материальное благосостояние людей, а также ряд внешних факторов и социальных условий. Тем не менее, следует иметь в виду, что, во-первых, материальная обеспеченность средствами культурного развития создает условия для овладения культурой, во-вторых, нередко рост материального благосостояния приводит к деградации культуры. В этом случае формируется потребительское отношение к ценностям, так как в условиях буржуазного общества оценивается в первую очередь рыночная стоимость объектов культуры, а не их духовная значимость.
На развитие культуры также оказывает влияние не только уровень материального производства, но и субъективность, связанная с индивидуальностью человеческого сознания. Отдельная личность может выступать в роли создателя творений искусства, а также открытий в науке, изобретений в технике. В динамике культуры можно выделить несколько процессов: 1) культурогенез (создание новых культурных систем и форм); 2) обеспечение преемственности социального опыта; 3) заимствование ценностей других культур; 4) трансформация форм культуры (обновление, деградация, распад), в мировой истории постоянно происходит создание, изменение, становление и умирание различных форм культуры.
В мировой истории обнаруживается факт большого разнообразия культур. Тем не менее, следует признать наличие универсальных тенденций в развитии того или иного народа. При этом всякая культура сохраняет свои специфические черты. Начиная с Нового времени на историческую динамику культуры определяющее влияние оказывает западная культура. Имеется в виду такая ценностная установка, как преобразовательное отношение к окружающему миру. Именно эта идея повлияла на развитие всех стран и на всемирную историю в целом. Однако тенденции культурного развития по-разному проявляются в различных регионах, что связано с неравномерностью исторического процесса. На одной и той же экономической основе могут функционировать разнообразные способы жизнедеятельности культуры. В частности, некоторые народы миновали отдельные общественно-экономические формации. Следует также отметить, что общая направленность культурного развития сочетается с возможностью исторического выбора в зависимости от конкретных условий. Таким образом, закон единства и многообразия мира выступает как фундаментальный закон общественной жизни. Общие процессы индустриализации и межкультурной коммуникации в различных регионах имеют свою специфику. В настоящее время можно говорить о двух тенденциях в развитии культуры, которые тесно переплетаются между собой. С одной стороны, происходит экономическое развитие, направленное на потребительский рынок. С другой стороны, обнаруживается тенденция к реформистским социальным изменениям, к сохранению национальной и культурной самобытности. Нередко подчеркивается приоритет нравственных начал в жизни общества, осуждаются экономический и политический прагматизм.
Отдельно можно говорить об исторической динамике культуры, которая может быть построена исходя из различных критериев. Тем не менее, все большую актуальность приобретает типология, основанная на таком признаке, как отношение человека к природе. Выделяют три исторических типа культуры.
1. Доклассический. Для него является характерным приспособление человека к природе. Этот тип был господствующим в Европе до XIV столетия включительно.
2. Классический. Этот тип начинает формироваться в эпоху Возрождения. Его главная особенность – установка на преобразование природы.
3. Постклассический. Складывается в ХХ веке. Его отличает осознание опасностей в ходе преобразования природного мира, а также формирование новой ценностной установки, направленной на сохранение окружающей среды. Таким образом, постклассическая культура связана с возникновением глобальных проблем, среди которых ведущее место занимают экологические.