Историю Августин мыслит в поступательном движении к нравственному совершенству. Ею управляет бог, она движется от «земного града», т. е. от языческих царств, к «граду божьему» - царству Христа. Главную роль в земной жизни играет государство, не которое не может существовать без власти и насилия. Оно образуется в результате соглашения людей, объединившихся для определенных целей. Существование справедливого государства невозможно. Так как человеческие силы ограничены в организации земных институтов. Государство может стать более совершенным, но при этом оно все равно останется ареной борьбы между добром и злом. Поэтому вся история предстает как противоборство двух градов, не всегда различимое за неупорядоченностью общественной жизни. Исторический процесс завершится вторым пришествием Христа, который будет судить каждого человека за грехи. Борьба между добром и злом завершится за пределами человеческой истории, именно тогда люди обретут состояние «невозможности грешить». Таким образом, вся история понималась как реализация заранее предусмотренного Богом плана спасения человечества.
Христианское учение о творении тесно взаимосвязано с вопросом о природе зла. Считалось, что зло не субстанционально и не имеет собственных источников существования. В связи с этим Августин утверждает, что зло существует как небытие, как отступление от добра, нарушение человеком божественных предписаний.
Философское наследие Августина Блаженного имело огромное значение для последующего философского и культурного наследия. Это связано с тем, что оно представляет собой целостную и завершенную картину мироздания, которая на протяжении восьми с лишним веков сохраняло свою актуальность.
Этап схоластики (греч. schola – школа, беседа) – VIII – XV века – представляет собой развитие христианской философии под влиянием идей Аристотеля. Мыслители – Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Росцелин, Оккам и др. предпринимали попытку рационально обосновать веру в Бога. В решении этой проблемы выделилось три направления: номинализм, реализм, концептуализм. Номинализм (лат. Nomina – имена) рассматривал общие понятия (универсалии) лишь как имена – названия предметов. Они не существуют объективно, а представляют собой результат абстрагирующей деятельности мышления человека. Реализм (лат. Realis – действительный) утверждал, что имена реально существуют объективно и являются первичными по отношению к предметам. Концептуализм (лат. сonceptus – понятие) отрицал реальное существование универсалий, но признавал их наличие в сознании людей как особой формы познания действительности.
Крайности номинализма и реализма были окончательно преодолены Фомой Аквинским (1225-1274). Он выделял универсалии трех видов: до единичных предметов (в божественном разуме), в самих предметах (как общее в единичном) и после предметов (в человеческом разуме). Фома Аквинский выдвинул тезис о гармонии веры и разума. Философ подчеркивал, что истину можно постичь не только через откровение. К пониманию Бога можно прийти через рациональное постижение мира. Этот путь долгий и запутанный. Тем не менее, то, что человек познает в природе, созданной Богом, не противоречит вере. Таким образом, Фома Аквинский высоко оценивает рациональное познание, но приоритет все равно остается за религиозной верой как более простым и доступным способом познания.
Эпохой Возрождения называют период с XIV по XVI столетия, когда начинает расти интерес к человеку, ко всему земному. Происходит гуманизация всех сторон общественной жизни. Рост населения, развитие торгово-денежных отношений, городской жизни, мануфактурного производства повышали самосознание личности. Это существенным образом сказалось и на развитии философии, отличительными чертами которой были антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, антисхоластическая направленность. Основными направлениями философии эпохи Возрождения были гуманистическое, неоплатоническое и натурфилософское.
Наиболее выдающимися представителями гуманистического направления являлись А. Данте, Ф. Петрарка, Э. Роттердамский, Т. Мор, М. Монтень, Л. Валла, М. Фичино, П. Помпонацци и др. Они противопоставляли средневековому теоцентризму глубочайший интерес к человеку. Самореализация личности представлялась гуманистам как путь духовного творчества, художественного оформления своей жизни. Гуманисты не отвергали христианское учение, для них человеческая жизнь имеет самодостаточную ценность. Иными словами, они отстаивали право человека быть счастливым здесь и сейчас, а не в загробном мире.
Неоплатоники занимались разработкой онтологической проблематики, развитием учения Платона. В частности, Н. Кузанский (1401-1464) папский кардинал и епископ создал оригинальную концепцию развития. По его мнению, весь природный мир представляет собой развертывание всего того, что есть в Боге. Бог бесконечен, поэтому сама природа не имеет границ и центра. Бог - это бытие и сама возможность становления бытия. Мир является целостным и единым, отсутствует всякая разница между Землей и небесными сферами. Несмотря на то, что рассуждения Кузанского носили теологический характер, его выводы явились предпосылкой для создания гелиоцентрической картины мира. Человек рассматривается Кузанским как Богочеловек, как творческое начало. Главная способность человека – познавательная деятельность. Таким образом, взгляды философа демонстрируют переход от средневековых к возрожденческим представлениям.
Натурфилософское направление стремилось сформировать научное мировоззрение, обосновать материализм. Природа стала рассматриваться в качестве основы развития всего существующего, источника всех знаний человека. Произведения таких мыслителей и ученых, как Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей способствовали разрушению средневековых мировоззрения и системы ценностных ориентаций. Н. Коперник (1473-1543) обосновал концепцию гелиоцентризма, т. е. выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца. Тем самым он опроверг истинность разделявшейся церковными идеологами геоцентрической гипотезы Птолемея, которая утверждала, что в центре мироздания находится Земля, а все остальные светила вращаются вокруг нее. Дж. Бруно (1548-1600) признавал первичность материи, выдвинул идею о бесконечности вселенной. Он говорил о существовании в ней множества миров, которые никто не создавал. Бруно отождествляет бога и природу (пантеизм). Вселенная вечна, поэтому существует необходимость исторического рассмотрения ее составных частей. Источник движения в природе – противоречия между конечным и бесконечным, представляющими собой единство. Бруно положительно решал вопрос о познаваемости мира. При этом познание окажется правильным, если будет основано на изучении природы. Г. Галилей (1564-1642) утверждал, что материальный мир постоянно находится в состоянии изменения и движения. Он фактически способствовал возрождению атомистического материализма, учения об атомах как наименьших составных частицах всех материальных тел.
В эпоху Возрождения формируется философия политики, основоположником которой выступал Н. Макиавелли (1469-1527). По его мнению, развитие общества обусловлено естественными причинами, а не волей Бога. Историей движет в первую очередь материальный интерес. Макиавелли выступал за создание сильного централизованного государства. В политической борьбе во имя великих целей могут быть оправданы любые средства, в том числе жестокость и вероломство.
Один из основоположников утопического социализма Т. Мор (1478-1535) в своем произведении «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» дал развернутую критику общественной жизни, основанной на частной собственности и представил образ желаемой действительности, в которой присутствуют демократическое управление, равенство в труде, общая собственность.
Таким образом, философия эпохи Возрождения способствовала становлению новой системы ценностных ориентаций, утверждалась активная роль человека по отношению к окружающему миру, рациональный взгляд на действительность.
2. 4. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии
Начавшееся в эпоху Возрождения разложение феодального общества, средневековых институтов и отношений, развитие мануфактурного производства, национального рынка, становление гражданского общества влечет за собой ослабление роли религии и церкви в духовной жизни социума. Возникает новая ориентация в культуре и философии – наукоцентризм. Если в Средневековье философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается на науку. Происходит окончательная секуляризация научного знания, отрицается возможность синтеза науки и религии, веры и разума: наукой не признаются никакие авторитеты, кроме авторитета самого разума (ссылка на авторитет Священного Писания как способ аргументации уступает место наблюдению и эксперименту).
Развитие научных знаний осуществлялось преимущественно по двум направлениям: 1) разрабатывались принципы классической механики как науки о движении и взаимодействии материальных тел (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон); 2) совершенствовались методы математического обоснования физических опытов. Были созданы алгебра, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление (Декарт, Ньютон, Гаусс, Лейбниц). Уже к концу XVII в. европейская наука приобрела вид экспериментально-математического естествознания. В философии складывается механистическо-метафизическая картина мира.