Иными словами – все это принципы торжествующего рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени практически до конца XIX века. Именно эти принципы и составляют суть менталитета, если можно так выразиться, восходящей буржуазной эпохи, а соответственно и гегелевской философии, которая именно тем и велика, что сумела выразить эту рациональность наиболее ярко, последовательно и глубоко. Значительная часть философии ХХ века, однако, пошла другим путем, противопоставив тезису рациональности антитезис иррационального истолкования мира, сделав упор на «античеловечности», неустроенности, враждебности природного и социального мира человеку. Летопись событий прошлого века дает достаточно оснований и для таких выводов, но это уже другая история. А наш почтенный Гегель опять-таки оказался прав и в том своем предположении, что мировой дух (или мышление человечества, мировая духовная культура), развиваясь, «не оставляет ничего позади себя», а вбирает, впитывает, «снимает» все мало-мальски значимые достижения духовной жизни, а следовательно, и гегелевские диалектику, историзм и рационализм.
Философия Гегеля — максимально рационализированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логика. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»[9].
С помощью разработанного им диалектического метода Гегель критически переосмыслил все сферы современного ему человеческого знания и культуры, обнаруживая везде на этом пути напряжённую диалектику, процесс отрицания каждого наличного, достигнутого состояния духа последующим. Вызревающим в его недрах в виде конкретного ему противоречия.
Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике.
В оценке философии у Гегеля есть много ценного. Он подчёркивал, что философское обобщение действительности не есть дело произвола, капризное желание пройтись для перемены разочек на голове, после того, как ходили долго на ногах. Но он не отвергал содержание положительных наук, просто философия не должна с ними считаться.
Заслуга Гегеля состоит в том, что он развил диалектический метод понимания мира. Гегель разработал вопросы взаимосвязи, движения, развития и превращения количественных изменений в качественные, вопросы природы теоретического мышления, о логических формах и категориях, в которых осуществляется это теоретическое мышление.
Большой вклад сделан Гегелем в понимании метода науки. Метод, согласно Гегелю, - это не совокупность искусственных приёмов изобретённых человеком, он есть нечто, что не зависит от предмета исследования. Метод - отражение реальной связи, движения, развития явлений объективного мира. Гегель показал, что познание есть исторический процесс.
Поэтому истина - это не готовый результат познания, навсегда данный, она постоянно развивается; логические формы, в которых развивается истина, имеют объективный характер.
Литература:
1. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. – 221с.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989. – 367с.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993. – 337с.
4. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 128с.
5. Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПб.: Лань, 2002. – 608с.
6. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 677с.
7. Философия истории: Антология. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 351с.
8. Философия истории: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный дом. 2002.- 1376 с.- (Мир энциклопедий).
9. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Ивлев В.Ю., Смирнов Ю.Б. Философия.- Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права.- 137 с.. М., 2002.
10. Г. В. Ф. Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997.
[1] Гегель. Философия природы. // Гегель. Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1975. – Т. 2. – с. 35, 36.
[2] Гегель. Наука логики. – М.: Мысль, 1972. – Т. 3. – с. 298.
[3] Гегель. Сочинения. – М., 1959. – Т. 4. – с. 2.
[4] Гегель. Сочинения. – М., 1959. – Т. 4. – с. 3.
[5] Гегель. Философия истории. // Энциклопедия философских наук. – М.: Мысль, 1976. – Т. 3. – с. 370.
[6] Гегель. Философия истории. // Гегель. Сочинения: В 14 т. – М.; Л., 1935. – Т. 8. – с. 32.
[7] Гегель. Философия права. М.: Мысль, 1990. – с. 284.
[8] Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. С. 33, 34.
[9] Гегель. Наука логики. Соч. Т. V. М., 1937. С. 28.