С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ. Происхождение философии, ее сущность и специфика
Раздел I. История философии
Глава 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
1. Философия Древней Греции
2. Проблема зла в философии Древнего Китая
3. Пути избавления от страданий в философии Древней Индии
Вопросы для повторения
Глава 2. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1. Религиозный характер философии Средневековья
2. Схоластика. Номинализм и реализм. Фома Аквинский
Вопросы для повторения
Глава 3.ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
1. Пантеизм
2. Антропоцентризм и гуманизм
Вопросы для повторения
Глава 4. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта
2. Проблема субстанции в философии Нового времени
3. Философия Просвещения
4. Французский материализм XVIII века
Вопросы для повторения
Глава 5. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Философия Канта
2. Философия Фихте, Шеллинга и Гегеля
3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Вопросы для повторения
Глава 6. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Возникновение марксистской философии
2. Создание исторического материализма
3. Разработка материалистической диалектики
Вопросы для повторения
Глава 7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Становление русской философии
2. Русская философия XIX века
3. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX века
4. Русский космизм
5. Марксизм в России
Вопросы для повторения
Глава 8. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА
1. Иррационализм
2. Позитивизм. Неопозитивизм. Аналитическая философия. Герменевтика. Постпозитивизм
3. Экзистенциализм
4. Феноменология
5. Религиозная философия. Неотомизм
Вопросы для повторения
Раздел II. Основные проблемы философии
Глава 1. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА
1. Философский смысл проблемы бытия
2. Проблема субстанции. Философский монизм и дуализм
3. Понимание материи в материализме
4. Пространство и время, их философское понимание
5. Философские концепции развития
Вопросы для повторения
Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ И ПОЗНАНИЯ
1. Проблема сознания в философии
2. Проблема происхождения сознания
3. Структура сознания
4. Проблема парапсихологии
5. Процесс познания, его структура и принципы
6. Проблема истины в познании
7. Специфика научного познания
Вопросы для повторения
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
1. Природа и общество
2. Теоретические модели общества
3. Социальная структура общества
4. Политическая структура общества
5. Источники и движущие силы развития общества
6. Духовная жизнь общества
Вопросы для повторения
Глава 4. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
1. Понятие личности
2. Проблема свободы личности
3. Проблема жизни и смерти человека. Смысл жизни
Вопросы для повторения
Глава 5. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Культура как механизм адаптации человека к миру
2. Культура как мир человека. Духовность и интеллигентность
3. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре
4. Культура и цивилизация
Вопросы для повторения
Глава 6. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1. Идея общественного прогресса
2. Основные возражения против возможности общественного прогресса
3. Будущее человечества
Вопросы для повторения
Заключение
Рекомендуемая литература
Введение. Происхождение философии, ее сущность и специфика
Философия с греческого означает любовь к мудрости. Впервые это понятие употребил Пифагор (VI-V вв. до н.э.). Когда его спросили, считает ли он себя мудрецом, Пифагор ответил, что он лишь любитель мудрости. Поэтому и на Руси философов называли любомудрами (буквальный перевод на русский язык).
Если бы было известно, что такое мудрость, то мы знали бы и что такое философия. Но споры о том, что она собой представляет, не утихают и по сей день. Выдающийся философ XX в. М. Хайдеггер считал, что философия не наука, как утверждалось в марксизме, и не мировоззрение, как утверждают сегодня. Она есть философствование. Примерно так же понимал философию М.К. Мамардашвили («грузинский Сократ», как его называли), когда утверждал, что нужно даже запретить ее преподавание. Но как мы узнаем, что такое философствование, если не будем знать, что такое философия? Поэтому придется пройти тот путь, по которому развивалась философия с самого своего начала до наших дней и по которому прошли все, кто ее изучал.
Первым философом Древней Греции считался житель города-колонии Милета, расположенного в Малой Азии Фалес (625-547 до н.э.). Он был первым в списке семи мудрецов Древней Греции. Будучи купцом, Фалес много путешествовал, прославился как гидроинженер (построил обводной канал, чтобы лидийцы перешли через реку, когда воевали с персами). Он пользовался изобретенными им самим астрономическими приборами. Предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. Определил порядок расположения Солнца, Луны и звезд, но наоборот. К философии относят его утверждение о том, что все существующее произошло из одного источника - воды, и что янтарь и магнит доказывают всеобщую одушевленность.
Сегодня трудно восстановить картину, как все происходило. Молчат развалины Милета, а от Фалеса до нас ничего не дошло. Поэтому нам остается только призвать воображение, чтобы понять, почему Фалесу понадобилось во всем видеть воду. Главное для нас - найти ту проблему, тот вопрос, на который он отвечал, сказав это. Иначе вся философия будет представляться в лучшем случае игрой в понятия, нужной только самим философам. Трудность здесь и в том, что сам философ иногда не знает, что заставило его так говорить и думать. Ему могла подсказать интуиция, неожиданное озарение. Но в любом случае - это ответ на какой-то вопрос, который самим философом может и не осознаваться.
&nbs; У нас есть ответ: «Все из воды». Какой же тогда вопрос? Может показаться, что это вопрос: «Из чего состоит все?» Но вряд ли Фалес мог задать себе такой вопрос. Это вопрос философа в современном понимании этого слова, но Фалес и сам не знал, что он философ. Его называли мудрецом, но тогда мудрецами называли и тех, кого сегодня мы называем учеными. В списке семи мудрецов Фалес стоял первым, но остальные не были философами. Можно предположить, что вопрос, на который отвечал Фалес, был иной. Например, почему пошел дождь? откуда появилась вода в воздухе? куда делась лужа после дождя?
Какие могли быть в то время объяснения?
Можно было объяснить тем, что было и так очевидно (видно очами, глазами). А очевидно было то, что дождь появлялся из небытия (видно было, что в чистом небе вдруг появлялась тучка), а лужа потом тоже уходила в небытие. Но на это Фалес мог бы возразить:
- «Небытие - это ничто, а ничто не бывает, потому оно так и называется. Значит, прийти из небытия нельзя - его нет, и уйти в него тоже нельзя - оно не существует. Значит, дождик (вода) уже был в небе, но его мы не видели, и лужа осталась, но ее мы не видим. Значит, она стала чем-то другим. Что-то постоянно превращается в другое, не исчезая в небытие, так как его нет. Посмотрите, во что превращается вода в луже? Правильно - в грязь! А грязь? Правильно - в землю! А земля? Правильно - в камень! А камень? Правильно - в металл!»
Мы не знаем, доказывал ли Фалес таким образом или нет, но эта логика могла быть реализована на подсознательном уровне. Не случайно и в Древнем Китае, и в Древней Индии даже в мифологии имелись представления о первоначалах. А идея первоначала и появляется, когда отрицается небытие.
В то далекое время тоже могли бы сказать, что вода из воды, дерево из дерева, железо из железа и т.д. Почему же такое объяснение (а ведь это современное объяснение) даже не рассматривалось?
Представим себе, что в аудиторию наших дней входит Фалес и объявляет, что все из воды, а мы ему начнем возражать, ссылаясь на таблицу Менделеева. Что бы ответил Фалес?
Скоре всего его речь была бы примерно такого содержания:
- «Наверное, ваш Менделеев уважаемый человек, я не хотел бы его обидеть, но то, о чем вы говорите, просто не может быть. Как вы мне объясните, почему растет дерево? Вы же не скажете, что кто-то каждый день понемногу приклеивает к дереву еще немного дерева. Нет. А тогда как объяснить прибавку дерева, откуда она возьмется, если все из того, из чего оно всегда есть. Ведь в земле, по-вашему, только земля, а дерева там нет. И в воде, которой вы поливаете дерево, тоже нет дерева, и в воздухе - тоже. Значит, дерево появляется из недерева - из земли, воды, воздуха. Я же добавлю: из воды и земли, которые превращаются в сгущенную воду в виде дерева. Земля - тоже сгущенная вода. Вы говорите, что в фотосинтезе участвует свет и воздух. Да, вы правы, но воздух - это разреженная вода, а свет - это огонь - это разреженный воздух, то есть тоже разреженная вода, но разреженная сильнее, чем воздух».
В то время было еще одно объяснение, старое, надежное, распространенное - это объяснение с помощью богов: дождь пошел, потому что так захотел Аполлон или Зевс. Ведь боги могли, по мнению греков, сделать все, что угодно. Так, у Гомера в «Илиаде» хитроумный Одиссей во время соревнования обогнал быстроногого Аякса, потому что вовремя попросил Афину, дочь Зевса, помочь ему. И она помогла - Аякс поскользнулся на навозной жиже. Но объяснение с помощью богов уже не устраивало того же Фалеса.
Представим себе греческий город-полис: в центре города - площадь, служившая рынком и заменявшая сегодняшний телевизор, почту, радио, газеты. От площади веером расходятся улицы в границах городских стен. Вокруг города - поля. Каждый грек мог иметь не более трех гектаров земли, поэтому большого количества рабов держать было невозможно, и они находились нередко на правах членов семьи. По-видимому, по этой причине, история не зафиксировала каких-либо восстаний рабов в Древней Греции. Отсутствие крупных землевладений явилось и причиной демократии в городах-государствах. А это означало наличие выборных должностей (они хорошо оплачивались), отсюда желание занять их, что требовало способностей убеждать сторонников и опровергать противников. Искусство убеждать стало цениться высоко, но главное, греки были заворожены самим процессом. Об этом мы можем судить по истории с баснописцем Эзопом. Он был раб. Его хозяин часто по глупости попадал впросак. Эзоп за обещание освободить его всегда выручал. Однажды пьяный хозяин обещал своему собутыльнику выпить море. В противном случае он должен был отдать ему все свое состояние. На другой день весь город собрался посмотреть, что же произойдет. Наученный Эзопом, он заявил, что выпьет море, но при условии, что отгородят речку, которую он пить не обещал. Все жители поняли, кто научил его сказать так. Все закричали: «Свободу Эзопу! Свободу Эзопу!». На этот раз хозяин был вынужден отпустить Эзопа. Но влюбленная в него жена хозяина подсунула в его котомку вазу. Стражники, обнаружив вазу, несмотря на возражения Эзопа, что он свободный, заявили, что он раб, и повели его к хозяину. Таков был обычай: если вор свободный, то его сбрасывали в пропасть, если раб - отдавали на милость хозяина. Хозяин стал просить Эзопа согласиться, что он раб, что он будет как сыр в масле кататься. Но Эзоп был непреклонен - он свободен.