Смекни!
smekni.com

Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится (стр. 15 из 20)

выборах в декабре 1995 года “Христианско-демократический союз — христиане России” набрали лишь 0,3% голосов

электората, общероссийское мусульманское движение “Нур” 0,6%, а общественно-политическое движение “Союз мусульман

России” даже не смогло собрать подписи для участия в выборах.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и другую, пока недостаточно проявляемую тенденцию: наличие хотя и малого

числа респондентов в мировоззренческих и конфессиональных группах, выступающих за активную роль конфессий в

собственно мирской сфере — общественно-политической жизни (среди верующих в Бога 10,9%, верующих в

сверхъестественные силы — 3,7%, православных — 8,0%, мусульман — 10,0%) . Подобные, по сути клерикальные

настроения и ориентации, могут при определенных условиях (ущемление национальных чувств, нарушение

конституционных принципов, в первую очередь равенства религиозных организаций перед законом, использование

религиозных чувств экстремистскими лидерами и т.д.) расшириться. Современная жизнь (увы!) дает основания для таких

мрачных предположений.

Довольно чуткое и заинтересованное отношение верующая молодежь проявляет к разным аспектам политического

бытия конфессий, в том числе государственно-церковным отношениям. Интересно в этой связи проследить, насколько

уважительно в стране, где Конституция провозглашает светский характер государства, равенство конфессий перед законом,

верующая молодежь, как и население в целом, воспринимает идеи религиозного плюрализма. Разумеется, тут

перекрещиваются интересы различных религиозных организаций, поэтому восприятие и трактовка этой проблемы не могут

быть одинаковыми. И все же главное, как показало исследование, то, что, в отличие от некоторых религиозных

руководителей, население, в том числе молодое, не соглашается с идеей исключительности одной религии. Тезис о том, что

православие должно стать государственной религией, разделяют 11,5% молодых респондентов и 16,3% взрослых. Равенство

религий перед законом, независимо от их вероучения и истории, поддержали 40,0% молодых и 40,8% взрослых. Готовы

отдать предпочтение традиционным религиям, ограничивая деятельность новых конфессий, соответственно 23,2% и 28,2%.

Как видим, хотя в нашем обществе несколько поутихли дискуссии, связанные с миссионерской деятельностью

зарубежных религиозных организаций, как и доморощенных новых конфессий, но в общественном мнении (разделяемом

почти четвертью опрошенных) существует на этот счет устойчивый иммунитет.

Примечательны суждения на этот счет в мировоззренческих и конфессиональных группах. Больше всего

поддерживают идею придать православию государственный статус верующие в Бога (17,4%) , а наименее расположены к

этому верующие в сверхъестественные силы (5,7%) . За равенство религий выступает большинство во всех

мировоззренческих группах с удивительно равными показателями — около среднего значения по молодежной выборке 40,

0%. Знаменательно, что аналогичный показатель также среди взрослого населения — 40,8%. Среди сторонников оказывать

предпочтение традиционным религиям выявился известный разброс мнений от 22,0% (верующие в Бога) до 18,5%

(неверующие) .

В конфессиональных группах государственный статус православия готовы поддержать 18,4% православных и 5,6%

буддистов при полном отказе от этого респондентов-мусульман, католиков, протестантов, иудеев. Идея равенства религий

нашла более значительную и довольно дружную поддержку, хотя и с разными показателями, у 37,0% православных, 44,0%

буддистов, 57,1% протестантов, 70,0% иудеев, 80, % мусульман. За предпочтение традиционным религиям высказались,

естественно, представители этих же конфессий — православные 24,2%, мусульмане 20,0%, буддисты 22,2% и только 14,3%

протестантов.

Для понимания роли религии в мировоззрении молодежи важны толкования ею нравственных сдержек, характера

возможных действий в различных жизненных ситуациях, в том числе неординарных. Вниманию молодежи был предложен

перечень действий, не поощряемых общественной моралью, тем более религиозной. Сравнение ориентаций и действий

верующей молодежи с общими данными по выборке наглядно показывает, как это ни парадоксально, что в отношении к

сомнительным мирским “развлечениям” , и даже к девиантным формам поведения, нет принципиальной разницы в ответах

верующей молодежи со средними данными по выборке. Убедиться в том, что отношение к религии, восприятие ее норм и

правил в системе ценностей современной молодежи занимает далеко не ведущее место, помогают ее ответы и по другим

позициям.

Так, на вопрос: “Чем Вы занимаетесь в свободное время?” лишь 3,2% опрошенных ответили “посещаю церковь

(религиозные объединения) ” . При этом среди конфессиональных групп наиболее склонны посещать религиозную обитель

молодые мусульмане (13,3%) и протестанты (57,1%) . Менее популярным у молодежи в плане проведения досуга, чем

посещение церкви, является только посещение политических организаций (0,4%) . Заметим, что, хотя к православным себя

относят 46,3% опрошенной молодежи, около 4,0% из них посещают церковь. На вопрос: “Каков Ваш обычный круг

неформального общения?” только 4,4% ответили “единомышленники, разделяющие мои религиозные и политические

взгляды” .

Рассматриваемая проблема очевидного “обмирщения” ценностей и предпочтений молодежи может быть раскрыта и

путем анализа ответов на вопрос об ее идеалах. Так, если только у 22,0% опрошенных в жизни есть идеал, которому бы

хотелось подражать, то из них лишь у 11,4% в качестве идеала для подражания выступает духовный наставник.

На вопрос “С кем бы Вы могли поделиться своими самыми сокровенными мыслями?” лишь 3,4% опрошенных

назвали духовного наставника. Небезынтересно, что среди верующих в сверхъестественные силы этот показатель составил 6,

9%, то есть в два раза больше, чем в среднем. Видимо, это говорит о том, что в их жизни большую роль играют

новоявленные идолы, гуру, современные “колдуны” и т.д.

Обратимся далее к кругу вопросов, раскрывающему взаимоотношения конфессионально-мировоззренческих факторов

с социально-экономическими, политическими установками и ориентациями молодежи. В частности, ответы во всех

мировоззренческих группах будь то верующая, колеблющаяся, индифферентная или неверующая молодежь — выявили одну

общую тенденцию: тех, кто считает, что проиграл от проводимых в России реформ, значительно больше, чем тех, кто

считает, что выиграл от них. Однако среди верующих в Бога это противоречие менее острое: выигравших — 13,6%, а

проигравших — 20,4%, среди неверующих соответственно 12,5% и 33,8%. Ещё более разительные ответы получены на

вопрос: проводятся ли нынешние реформы в России в интересах молодежи, будущего страны. В различных

мировоззренческих группах ответы отличаются значительной убежденностью в том, что реформы не соответствуют

интересам молодежи, будущего страны. Так считают 46,6% верующих в Бога (уверены в таком соответствии только 12,3%) ,

43,6% колеблющихся (считают, что соответствуют, 12,2%) , 49,0% верующих в сверхъестественные силы (считают, что

соответствуют, 11,8%) , 53,7% неверующих (считают, что соответствуют, 11,0%) .

Примечательно, что на фоне отсутствия оптимизма среди значительной части молодежи относительно судеб своей

страны все же верующие чуть менее пессимистично оценивают перспективы развития России в ближайшие 5-10 лет.

Более сдержанная позиция молодых верующих проявляется и по другим позициям. Например, в ответах на вопрос,

нравится ли им в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочное “да” высказали 9,2% верующих и 6,8% неверующих.

Сравнительно большая склонность и тяга верующей молодежи к спокойному образу жизни, вечным жизненным ценностям

проявилась и в том, что среди достижений желаемого в различных сферах наибольший интерес у нее, впрочем, как и у всей

молодежи, вызывают получение хорошего образования, создание счастливой семьи, занятие любимым делом.

Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются и в степени проявления интереса к

политике (среди группы неверующих в 1,5 раза больше, чем в группе верующих, тех, кто внимательно следит за

политической информацией в стране) , а также в степени участия в работе политических партий, митингах, демонстрациях,

забастовках и т.д. (в течение последнего года группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных акциях) .

Исследование также показало, что верующие менее склонны к открытым формам протеста. Показательна в этой связи

возможная реакция мировоззренческих групп в случае значительного ухудшения жизни молодежи и их семей. Готовы при