таком повороте событий принять участие в различных акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся, 4,1%
верующих в сверхъестественные силы, 9,5% безразлично относящихся к религии и 15,7% неверующих.
В группе верующих больше проявляется и патриархальное, исконно русское понимание “правильности”
(справедливости) норм социального общежития, что продемонстрировали ответы на вопрос о том, как надо относиться к
Закону. Среди склонных его соблюдать во всех случаях, даже если он не вполне соответствует сегодняшним реальностям,
верующих в Бога и в сверхъестественные силы меньше, чем безразличных и неверующих (7,9% и 8,2% против 13,9% и 11,
0%) . Значительно ближе для верующих идея “не так важно, соответствует ли что-либо закону или нет, — главное, чтобы это
было справедливо” (соответственно 36,5% и 42,4% против 28,1% и 28,8%) .
Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При
общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно
значительная часть (более 50%) неопределившихся — колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и
верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место
в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных
ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время
к их решительной переделке.
8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых интересов
В ходе анализа результатов исследования была предпринята попытка типологизации современной молодежи по
трём составляющим социальной жизни человека: межличностное общение, развлекательно-рекреационные контакты
(помимо линии семья—учеба—работа) и общественная деятельность, прежде всего — политическая или религиозная.
Все эти разновидности общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в чистом виде, так и в
форме взаимопроникновений. Поэтому, с учетом нарастания от типа к типу многообразия социальных связей, предлагаемая
типология выглядит следующим образом.
Первый тип условно назван нами “СЕМЬЯНИН” . Для молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и
традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и
знакомыми, в отдельных случаях — с коллегами по работе (учебе) , а также простые и “домашние” формы досуга
(чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых) . Среди нынешней молодежи этот тип не является
широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.
Второй тип, распространенность которого несопоставимо шире (около 30% молодежи) —“Общительный” , который,
в отличие от более замкнутого “семьянина” , ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей.
Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные
и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.
Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных
контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ” . Его представители
не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и
молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди
“развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.
Четвертый тип молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ” . Он объединяет около 25% молодых
людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев,
выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.) ,
чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более
избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и
интеллектуального плана) , что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей.
“Социально-активный” тип — один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем
жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса) .
Пятый тип — “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-
родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с
неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих
единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие
религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако, отметим,
что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей
сложности менее 5% респондентов.
Шестой тип — “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность социальных связей и охватывает около 4% молодёжи.
Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует
все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Прежде чем перейти к развернутой характеристике каждого типа, заметим, что молодежь все-таки в большей степени
ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Отклонения в
распространенности разных типов общения по отдельным регионам (см. табл. 22) связаны как с социально-экономическими
факторами (состояние местной экономики, материальное положение и доходы населения) , так и с культурными (традиции,
взгляды, предпочтения) . В динамично развивающихся районах страны шансов и возможностей для обогащения
социальной жизни у молодежи существенно больше, чем в депрессивных и кризисных зонах.
Таблица 22
Распределение типов социальной коммуникации молодёжи по территориально-экономическим районам, в %
Территориально-
Типы социальной коммуникации
экономические
районы
Семьянин
Общительный
Развлекающийся
Социально-
активный
Одухотворенный
Гармоничный
Итого
Москва
25,6
25,0
23,6
17,9
3,6
4,3
100
С. -Петербург
8,3
17,4
20,1
47,2
0,7
6,3
100
Калининградская
обл.
11,4
25,0
35,0
15,0
7,9
5,7
100
Северо-Западный
7,8
31,0
23,9
26,8
4,9
5,6
100
Центральный
9,4
31,9
27,6
21,7
4,3
5,1
100
Центрально-
Черноземный
20,1
25,2
28,8
22,3
3,6
0,0
100
Северо-
Кавказский
7,9
30,0
40,6
14,3
2,9
4,3
100
Северный
6,4
32,1
27,2
28,6
4,3
1,4
100
Волго-Вятский
7,0
30,3
23,9
27,6
7,7
3,5
100
Поволжье
14,4
30,9
18,0
26,6
7,2
2,9
100
Урал
7,8
34,7
27,7
22,0
5,7
2,1
100
Западно-
Сибирский
16,6
40,7