18,6
19,3
3,4
1,4
100
Восточно-
Сибирский
9,1
32,8
23,1
28,7
2,1
4,2
100
Дальневосточный
10,0
37,1
11,4
28,6
2,9
10,0
100
Отдельно хотелось бы остановиться на религиозном и политическом участии молодежи. В целом, такой тип
социальных связей охватывает 8,5% молодых людей. Однако, как уже отмечалось, только половина этой группы в
действительности регулярно посещает церковь или религиозные собрания, а уж о политических “тусовках” и говорить не
приходится: участие в них молодёжи — практически единичные случаи. Общественная деятельность больше накладывает
отпечаток на предпочтения молодежи в выборе друзей, замену принятого в молодежной среде круга общения на
единомышленников, возрастание роли наставников и духовных учителей в качестве идеала и человека, которому можно
доверить самое сокровенное и т.п., чем формирует особый образ жизни. Среди “одухотворенных” и “гармоничных” скрыта
немалая доля приверженцев нетрадиционных эзотерических культов, которые постепенно набирают популярность в
молодежной среде. Вообще, в трактовке политического и религиозного облика современной молодежи следует
придерживаться известной доли осторожности, ни в коем случае не переоценивая значимость этих сторон её жизни.
Религиозное или политическое участие пока в основном концентрируется вне сферы основных повседневных
интересов молодого россиянина.
Чем же социальная жизнь людей одного типа отличается от социальной жизни других, и какие факторы в конце
концов определяют само попадание молодого человека в тот или иной тип?
Начнем с первых двух групп молодежи, ориентированных либо на семью, либо на друзей. В массе своей “семьянин”
— это молодой человек, состоящий в браке (до 70% группы) и имеющий детей (61,0%) , который чаще проживает отдельно
от родителей с собственной семьей (60,5% при 31,7% в среднем по массиву) . “Общительный” состоит в браке и имеет
собственных детей реже (фактически в два раза) и проживает, как правило, совместно с родителями. Тем не менее, больше
всего женатых и замужних именно среди тех, кто ограничился семейно-дружеским кругом общения.
Среди погруженных в среду “семья-друзья” доминируют представители более старших молодежных возрастов (24-26
лет) , которые в основном имеют законченное среднеспециальное или высшее образование. В социально-профессиональном
плане в этих группах заметно больше рабочих, военнослужащих и работников сферы услуг при явном меньшинстве
студенчества и гуманитарной интеллигенции.
Значительная часть “семейных” заявила о том, что материально обеспечена плохо (39,9% при 29,8% в среднем по
массиву) . “Общительных” собственное материальное положение скорее удовлетворяет (сказывается меньшая семейная
нагрузка и отсутствие детей) . Однако доля хорошо обеспеченных была минимальной именно в этих двух группах,
выключенных из активного социального участия. Много молодежи, замкнутой в устоявшемся круге родственно-дружеских
связей, выявилось в Москве, а также в Кемерово, Воронеже, Казани, Владивостоке. Проблема мегаполиса, когда
одиночество или, напротив, переизбыток общения вынуждают молодежь ограничиваться только межличностными
контактами, проявила себя в полной мере — доля ведущих “семейный” образ жизни в столице в два раза опережает
среднероссийские показатели.
Таким образом, одним из главных факторов, ограничивающих спектр социальной жизни современной молодежи
общением преимущественно с родственниками или друзьями, а также “домашними” формами досуга, является
наличие семьи и детей.
По сравнению с теми, кто ориентирован только на семью или друзей, молодежь, избирающая более динамичные
типы социальной жизни, несколько иная. До 74% её представителей не состоят в браке, и только пятая часть имеет детей.
Возраст молодежи практически не влияет на интенсивность социальной коммуникации. “Развлекающийся” молодой человек
может иметь любое образование, в то время как для “социально-активного” характерен более высокий образовательный
уровень. Как правило, представители этих типов проживают с родителями, а иногда отдельно, но без семьи, что сильно
отличает их от типа “семейной” и “общительной” молодёжи.
Среди “развлекающихся” заметно выделяются жители села (16,3% при 9,2% в среднем по массиву) , а среди
“социально-активных” — гуманитарная интеллигенция (17,0% при 11,8% в среднем по массиву) . Развлекательный досуг
реже всего прельщает молодых военных, а “социально-активный” тип мало распространен среди рабочих и сельской
молодёжи. Наиболее явно в этих двух группах представлено студенчество.
Представители “социально-активного” и “развлекающегося” типов больше склонны к оценке своего материального
положения со знаком плюс, что безусловно, влияет на активность социальной жизни, по крайней мере на доступность тех
или иных форм общения и досуга. Направляющими факторами в выборе развлекательного или развивающего типа
времяпровождения в немалой степени становятся род занятий и уровень материального благосостояния молодежи.
В региональном плане наибольшее распространение подобные типы общения получили в Санкт-Петербурге (причем
в развивающей его разновидности — 47,2% при 24,8% в среднем по массиву) . Это лишний раз подтверждает репутацию
города как культурной столицы России. Отличилась и южная Россия (правда, уже с явным уклоном в развлекательность) .
Популярность молодёжного досуга в виде “танцев и дискотек” , присущего, по данным исследования, жителям сельской
местности, подтверждает Ставропольский регион, имеющий тесные связи с сельской культурой.
Активный образ жизни, содержательный досуг, широкий круг общения, наличие развивающих и рекреационных
затрат в случае дополненности общественной компонентой (понимаемой нами как религиозное или политическое участие)
дает наиболее полноценный тип социальной жизни — “гармоничный” . Социально-демографический портрет
“гармоничного” молодого человека максимально приближен к “социально-активному” типу, однако именно “гармоничные”
реже всего состоят в браке; чаще это молодые мужчины, чем женщины, и — что, наверное, наиболее важно — здесь шире
всего представлены предприниматели. Позиции этой группы (хотя и сравнительно малочисленной) по многим проблемам
окружающей действительности достаточно специфичны и нередко отличны от мнений остальных. Менее всего выявилось
“гармонично” общающейся молодежи в Кемерово, Сыктывкаре, Воронеже.
Наконец, остановимся на группе “одухотворенных” — людях, избегающих общепринятых в молодежной среде форм
социальных контактов (как развлекательного, так и рекреационного плана) , но зато имеющих в своей жизни ярко
выраженную доминанту религиозного или — заметно реже — политического участия. Если “гармоничная” молодежь во
многом похожа на “социально-активную” , то представители “одухотворенных” избирают скорее “семейный” тип общения
(правда, в несколько специфичном варианте — контакты в основном ограничены единомышленниками, разделяющими их
взгляды, и ближайшими родственниками) . Семейное, возрастное, а также материальное положение в этих группах
фактически идентичны, однако наблюдаются существенные различия в образовательно-профессиональных характеристиках.
“Одухотворенные” в большинстве имеют среднее образование, а доля высокообразованной молодежи здесь минимальная по
массиву. Заметно преобладание служащих и технического персонала (хотя изоляцию от социума в принципе могут избирать
представители любых профессиональных групп, включая студенчество) . В России в целом этот тип социальной жизни
распространен не очень широко. Минимальное количество его представителей оказалось в Санкт-Петербурге.
Дополнить социально-демографические портреты различных групп молодёжи целесообразно хотя бы краткой
содержательной характеристикой досуга, запросов и ожиданий молодого поколения России, что прояснит контуры каждой
из описанных групп.
Чем же заполнен досуг молодежи? Помимо общераспространенных встреч с друзьями (61,5%) , пальму первенства
безусловно держит телевидение (55,4%) , ставшее доминирующей формой проведения свободного времени практически для
всего населения России. Молодежный рейтинг телевизионных программ представлен в таблице 23.