Понятие "эволюция" в диалектическом материализме употребляется в широком и узком смысле слова.
В широком смысле эволюция - это весь процесс развития, включающий не только количественные, но и качественные изменения, в т.ч. и революции.
В узком смысле эволюция выступает как период, предшествующий революции, ее подготовка. Эволюция наступает и после победы революции, после утверждения нового.
И здесь эволюция включает и количественные, и качественные изменения.
Понятие "революция" сегодня применимо в основном к общественным явлениям. В природе как будто все стабилизовалось и лишь эволюционизирует.
Революция – это коренной, качественный скачок, ломающий старое в самой его основе, а не переделывающий его медленно, постепенно.
Понятие революции, несомненно, противоположно понятию реформы. Но эта противоположность не абсолютна: грань между ними живая, подвижная. Ее надо уметь определить в каждом конкретном случае.
Закон отрицания отрицания.
Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении навысшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла.
Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Каждое явление относительно и в силу собственной конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет нужное условие развития, поскольку оно есть не лишь отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в другое качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В итоге этого нарастающего отрицания отрицания выходит движение предмета от обычного к сложному, от низшего к высокому с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т.д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает таковой переход явлений из одного свойств. Состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некие черты старого свойства. Словом, этот закон выражает и процесс коренного конфигурации старого свойства, повторяющуюся связь меж различными этапами развития, т. е.Основную тенденцию развития и преемственность меж старым и новым. Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предыдущего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предшествующего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. Себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее другим. Из этого вытекает принципиальное требование к научному познанию, выступающее в качестве способа: лишь то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития разглядывает как итог предыдущего момента и в органичной связи с ним.
Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Не считая их так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие главные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и реальность, единичное, особое и всеобщее и т.д.
3.Альтернативы диалектики.
Диалектики как миропониманию и способу мышления противостоят метафизика, софистика и эклектика. Метафизика- это способ мышления, предполагающий рассмотрение вещей как неизменных и независимых друг от друга и отрицание внутренних противоречий как источника развития. В реальном мире наряду с изменением, развитием вещей (явлений, процессов) наблюдается их устойчивость, регулярность, стабильность динамического режима. Эту сторону бытия вещей люди активно адаптируют к потребностям своего существования. Они в повторении событий сезонно-климатического характера, а также в том, что определённая совокупность объектов, охраняемых сферой их деятельности, в течение какого-то времени существенно не изменится; вполне оправдано, с точки зрения своих практических целей, не берут во внимание даже известное им многообразие реальных связей объектов. На этом основаны уклад их повседневной жизни, производственные технологии, способы общения. Однако если данные качества объектов (явлений, процессов) реальности абсолютизировать, то результатом будет явно одностороннее и в целом неверное представление о мире, приходящее в противоречие с мировоззренческими и методологическим потребностями человеческой деятельности, прежде всего в её такой наиболее динамичной сфере, как научное познание.
Софистика-это способ рассуждения, основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Очень часто в качестве софизмов приводятся безобидные примеры вроде «рогатого» софизма древних греков: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не терял рогов, следовательно, ты их имеешь». Однако софизмы – не редкость в рассуждения об очень серьёзных вещах, а диапазон логических уловок широк, и логический анализ софизмов часто является делом далеко не простым. Наиболее распространенный прием-подмена предмета рассуждения, основанная не на игре слов, а на временами трудноуловимой подмене рассуждений об отношениях между объектами в посылках рассуждениями о самих объектах в выводах, неправомерном переходе от одного уровня реальности к другому в контексте одного и того же рассуждения. Пример такого логического произвола в рассуждениях житейского характера приведен Г.Гегелем в статье «Кто мыслит абстрактно?»- торговка в ответ на замечание о низком качестве ее товара «выдала» полный набор злобных характеристик покупателю, объективно нисколько не свидетельствующих о его неспособности рассуждать о качестве товара, а преследующих лишь цель унизить его как человека, хотя в целом она претендовала на защиту качества своего товара и такая тактика в чем-то срабатывала.
Эклектика-это способ мышления, основанный на внешнем соединении разнородных, зачастую противоположных, взглядов, идей, принципов, теорий. Эклектический способ мышления не требует четкого обоснования для соединения в представлении о предмете мысли разнородного содержания. На определенном этапе познания реальных объектов (явлений, процессов) это не лишено смысла, позволяет собрать и держать в поле зрения информацию, которая «имеет отношение к делу». В научном познании также нередки ситуации, когда отсутствует теория исследуемого объекта, а имеющиеся о нем знания соединяются в общий блок только на том основании, что они описывают данный объект. Однако в целом такой способ мышления является малопродуктивным, поскольку нивелирует эвристическую ценность и объяснительные возможности конкурирующих подходов и предлагаемых концептуальных схем, тормозя тем самым процесс исследования.
Заключение
Диалектика развивалась вместе с человечеством. Философы каждой эпохи обновляли и совершенствовали её. Возникло разделение диалектики на идеалистическую и материалистическую. У каждого из этих направлений есть свои последователи. И каждый из этих методов помогает познать окружающий мир и самого человека.
В идеалистической диалектики материальный мир служит выражением абсолютной идеи.
Материалистическая диалектика, признавая первичной материю и вторичным сознание, рассматривает их сложные и противоречивые взаимодействия, указывая при этом на активную роль сознания, его воздействие на природу и общественное бытие людей в процессе их предметно-практической деятельности.
Литература
1. Введение в философию. Ч. III М. 1989
2. Волчек Е.З. Философия. Учебное пособие для студентов вузов. Мн: 2006
3. Всемирная энциклопедия Философия. М: 2001
4. Философия под ред. В.К. Лукашевича. Мн: 2002