Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 10 из 25)

Новое время (XVII-XVIII вв.): Своеобразный гносеологический перево­рот - главной проблематикой становится гносеологическая. Фрэнсис Бэкон - разработал новый экспериментальный индуктивный метод (новый органон), борется с четырьмя идолами, провозглашает - «Знание -сила». Рене Декарт «Размышления о методе». Он исходит из универсального сомнения (скептик во всем) и разрабатывает дедуктивный метод. Локк, Гоббс, Спиноза - тоже с этой проблемой.

Две гносеологии, возникшие в Новое время: рационалистическая, эмпи­рическая. Разрабатывается и материалистическая гносеология (особенно французы XVIII в. Дидро, Гельвеций, Гольбах). Классическая немецкая философия (Кант, Гегель. Фейербах):

1) творчески активная роль субъектов познавательного процесса (французы - объект влияет на субъект, классич. нем. философия - субъект влияет на объект через деятельность),

2) элементы диалектики в познании (особенно Гегель),

3) Гегель: роль практики в познании (в основном имелась ввиду духовная

деятельность).

Русская философия. Материализм: Чернышевский разработал диалекти-ко-материалистические идеи (мир объективно существует, он познаваем, критерий познания - практика, мир отражается в мозгу человека). Религиоз­ные философы (Бердяев. Флоренский, Соловьев, Булгаков). Позиция: фило­софия, наука, религия друг другу не противоречат. Соловьев - идея синтеза науки, философии, религии. Флоренский - русский человек не только разу­мом познает мир. а также через чувства и т.д. Большое значение в процессе познания предавалось любви и вере. Идея божественного откровения у рус­ских философов: Истина связана с правдой (это отличительная черта русской философии) - и со справедливостью. Лосский Онуфрий Николаевич - интуи­тивист (главное в познании - не интеллект, а интуиция). Он занимался логи­кой.

Современная западная философия: герменевтика, постпозитивизм, ана­литическая философия, структурализм и постструктурализм. Философия традиционно пыталась осмыслить познавательный процесс. Внутри филосо-^ фии выделялся специальный раздел - гносеология (сейчас иногда называется эпистемология - теория познания). Эпистемология традиционно занималась научным познанием. Гносеология более шире. Гносеология занимается фи­лософским анализом познания, пытается дать синтетический взгляд на по» знавательный процесс.

Гносеология изучает познание, его природу и сущность, структуру, проблемы истины и соотношения ее с заблуждением, средства, методы, формы позна­ния. Круг проблем гносеологии:

1. познаваем ли мир?

2. природа и сущность познания (если мир все-таки познаваем), структура познавательного процесса,

3. проблема истины и заблуждения, критерия истины,

4. виды познания и виды знания (проблема типологии, классификации

знания).

Знание: научное, обыденное, эзотерическое (для избранных), как его класси­фицируешь? Любой вид знания должен быть исследован- Нельзя сводить знание только к научному. Формы познания: чувственная и рациональная. Роль языка в познании (этим занимается герменевтика). Методы познания и научного познания в частности. Проблема соотношения^ веры и знания- Особенности различных видов научного познания: а) естест­веннонаучное, б) техническое, в) гуманитарное.

Варианты гносеологии:

.а) В марксистской литературе выделялись:

1. Объектно-идеалистический и религиозный варианты. Их общие принципы: подобное познает подобное, отрицается материальный мир, а вещи содержат в себе духовную сущность (т.е. человеческий разум познает разумное).

2. Субъективно-идеалистическая гносеология: мира нет, вещи - сово­купность и комбинация ощущений, познавательный процесс - упо­рядочение этих ощущений. Критерий истины носит тоже субъектив­ный характер: принцип общей значимости, экономии мышления (Эрнст Мах) и т.д.

3. Гносеология, основанная на стихийном метафизическом материа­лизме (XVII-XVIII и отчасти XIX в.). Основные положения: мир су­ществует объективно, отражается в мозгу человека, мир познаваем. Вели борьбу с агностиками- Слабость:

1) натурализация познавательного процесса - человек как существо только природное,

2) концепция робинзонады - человек один на один с природой,

3) метафизичность, антидиалектичность (упрощение), Дидро, Гольбах, Гельвеций, Спиноза, Гоббс, Локк, Фейербах.

4. Диалектико-материалистическая гносеология (марксистская) Основные положения:

- мир существует объективно,

- мир познаваем,

- познание носит диалектический характер,

- познание идет от незнания к знанию, от явления к сущности, от знания менее глубокого к более глубокому.

- познание носит общественно-исторический характер, зависит от зрелости общества; субъектом дознания является все, человечество в целом,

- практика - основа, фундамент, движущая сила, цель познания, кри­терий истины,

- тождество мышления и бытия,

- теория отражения (познание - отражение действительности). Недостаток; преувеличение роли диалектики.

б) Учебник «Философия».М: 1996 г.. Варианты гносеологии:

1. Онтологнзм (учение о бытие) - вначале с помощью сознания форми­руется бытие, а затем объясняется, как это бытие познается.

2. Скептицизм (Рене Декарт) - сомнение во всем. Критерий истины по Декарту - простота и ясность-

3. Криптицизм (И.Кант «Критика чистого разума). Кант поставил во­прос «Что я могу знать?» - мир явлений (феноменов), но нельзя знать мир сущности (ноуменов - «вещи в себе»). Кант оторвал сущность от явления и пришел в конце к агностицизму.

в) Можно разделить концепции по отношению к разуму:

1. Рационализм (только разум дает знания) - Спиноза, Гегель.

2. Эмпиризм (знания дает чувственный опыт, разум - есть чувство)^

3. Иррационалистическая гносеология (Беркс, Шопенгауэр)

г) Сайентистский и антисайентистский варианты. Проблема познаваемости мира, сущность, виды, причины агностицизма Одна из важных проблем гносеологии - познаваемости мира (способен ли человек иметь достоверное, истинное знание о мире). Ответ абсолютного большинства философов и ученых - мир познаваем (оптимистический), вера в прогресс разума, интеллекта и науки. Другой вариант ответа - скептицизм. Скептики в принципе не отрицают возможность познания мира, но ставят под сомнение добытое знание (как доказать его достоверность?). Третий вариант - агностицизм - философское учение, согласно которому сущность мира принципиально непознаваема.

Виды агностицизма: античный скептицизм, юмизм, кантианство. В принципе идеи и мотивы агностицизма могут быть в самых разных на­правлениях и школах философии (неопозитивизм, экзистенциализм). Антич­ный скептицизм (Секст Эмпирик, Пиррон. Тимон). Философы находили тропы - трудности и преодолевали их. Юмизм - основателем является Давид Юм. Но нему - сущность мира принципиально непознаваема, так как человек не может выйти за границу своего чувственного опыта, ощущений, сужде­ний. Единственная данность - это то, что дано в опыте. Вопрос «существует ли Бог?» - за пределами ощущений человека. Критика материализма - откуда человек может знать, первична ли материя. Юм: «нет причинно-следственной связи», значит нельзя прогнозировать, все случайно и познание в таком случае невозможно. Кантианство (Иммануил Кант). «Вещи в себе» или «вещи сами по себе» - ноумены. Эта посылка - уступка материализму. Феномен - это внешняя сторона вещи. Сущность вещи человек ощутить не может. Четыре антиномии Канта - описание мира противоположно суждени­ям: мир делим и неделим, мир прост и сложен, мир конечен и бесконечен, в мире есть свобода и нет свободы. Разновидности агностицизма:

а) Абсолютный релятивизм (или релятивизм). Исходит из того, что все отно­сительно, отсюда мир непознаваем. Сама относительность тоже относительна (этот момент можно критиковать, следовательно в какие-то моменты мир все же устойчив, следовательно какие-либо крупицы знания все же истинны). Агностицизм - гипертрофированный скептицизм. У агностицизма есть гно­сеологические теоретико-познавательные корни. Они вызваны и связаны с трудностями процесса познания:

1. мир бесконечен, человек конечен,

2. в нашем знании много относительного, изменчивого,

3. органы чувств нас обманывают,

4. при познании мира приборы его деформируют,

5. социально-исторические корни.

Общественная практика показывает, что мир познаваем (т.е. опровергает агностицизм).

24. Структура познания. Роль чувственного и рационального в познании.

Если подойти к познавательному процессу с точки зрения структуры, то сле­дует выделять два элемента, субъект и объект познания. Отсюда проблема взаимоотношений субъекта и объекта в познании является одной из фунда­ментальных в гносеологии.

Субъект - тот, кто познает нечто, объект - то, что познается субъектом. Идея Плеханова: «Объект - все реально существующее (мир)». Без субъекта ист объекта (имеется ввиду: без субъекта познания нет объекта познания). Под субъектом познания в широком смысле слова имеется все человечество. В частном плане субъектом познания может быть общество, социальная группа (нация, коллектив), отдельный индивид (но как общест­венный человек). Объект познания - часть объективной реальности, которая вовлечена субъектом в познавательный процесс. Предмет познания: объект познания - более широкое понятие по сравнению с предметом познания. Объект - реальное образование, фрагмент действитель­ности, а предмет познания - какой-то аспект объекта познания. Предмет познания в гораздо большей степени зависит от субъекта, чем объ­ект. (Исследователь сам выбирает, что его интересует). Программа исследо­вания тоже влияет. Один и тот же объект может быть предметом разных наук (например: воду могут изучать разные науки). В марксистской литературе: предмет исследования - это законы объекта. Субъект и объект между собой взаимодействуют, взаимопроникают, перехо­дят друг в друга. Само деление на субъект и объект - несколько условно. Пример: Для общественных наук объект исследования - это общество, соци­альные группы. Но в то же время общество, социальные группы - субъекты познания.