Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 11 из 25)

Строго говоря, объект познания как понятие появляется только в XVIII в. Но объект понимается, как нечто внешнее, чуждое, даже враждебное субъекту. Отсюда идея; субъект должен совпадать с объектом, превратить в свою соб­ственность (пример: овладеть природой).

В реальной практической деятельности есть диалектика опредмечивания и распредмечивания, объективизации и субъективизации (т.е. объект пре­вращается в субъект и наоборот - в практической деятельности). Объективизация субъекта: человек опредмечивает свои мысли и идеи, созда­ет вещи н т.д.

Субъскгивизация объекта: человек ловит рыбу (он ее не выращивал - это объект), съедает, усваивает, следовательно рыба превращается в субъект (т.е. становится частью человека.

Любой объект дан человеку в опосредованном виде (т.к. у него есть прошлые знания, опыт, эмоции - все это влияет на восприятие). Познание - не есть зеркальное отражение предметов в мозге человека, это активное взаимодействие субъекта и объекта. У материалистов XVII-XVIII вв. слаб. место: они считают, что познание -зеркальное отражение (т.е. объект пассивен, субъект активен). Заслуга Канта и Гегеля: они заметили активную роль объекта познания.

К.Маркс «Тезисы о Фейербахе» (1845 г.) - 11 тезисов. В тезисах - идея актив­ности субъекта и ноли практики в познании. Плеханов и Ленин отошли от марксизма: Ленин «Материализм и элетериок-ритицизм» (1908 г.). полн. собрание сочинений, т.18. стр.131 - определение материи: «материя - это есть философская категория, которая копируется, отображается нашими ощущениями» - копирование, зеркальность - отход марксизма.

Югославские философы Петрович и Маркович (издавали в Загребе журнал «Праксис» - критика ленинской теории отражения). Они говорили о «зер­кальности» этой идеи.

Вторая идея Ленина («Философская тетрадь», т.25) «Сознание не только отражает объективный мир, но и творит его», т.е. опровержение зеркально­сти, признание активности творческой деятельности.

В чем выражается творческая роль субъекта в познании? Ученые Коп-нин, Науменко, Лекторский. Ильенков и др. старались показать активную творческую роль субъекта - она выражена в:

1. избирательность сознания субъекта (он не на все обращает внимание)

2. интуиция (например: Ньютон, которому упало яблоко на голову); интуи­ция - внезапное непосредственное узрение истины.

3. конструктивная творческая деятельность (субъект познания создает не­кие логические конструкции, ученый создает еще и идеальные объекты)

4. предвосхищение, прогнозирование, опережающее отражение (идеи Ано­хина); ученый формирует такие объекты, которых нет еще в действи­тельности. Таким образом, ученый предсказывает.

5. использование языка, языковых средств и знаков, приборов, методов исследования в познавательном процессе- Сам объект, который существует, всегда богаче, чем знание о нем, т.к. знание всегда упрощает, схематизирует). Чувственное познание - познание мира с помощью органов чувств, а порой -с помощью приборов, которые их усиливают, т.е. опосредованно. Чувствен­ное познание осуществляется в трех формах: ощущения, восприятие, пред­ставления. Ощущения: форма чувственного познания, которая фиксирует лишь отдельные свойства объекта (кислое, красное, синее и т.д.) Восприятия:

форма чувственного познания, которая дает нам чувственно-наглядный це­лостный образ предмета. Это своеобразный синтез ощущений. Представле­ние: форма чувственного познания, которая дает нам наглядный целостный образ предмета, отсутствующего в данный момент, его воспроизведение;

осуществляется на основе памяти прошлого опыта. Представление имеет логические элементы, моменты абстракций, мышления. Представление - своеобразный мостик к рациональному познанию. Чувственное познание нас связывает с миром, это «окно в мир», дает значи­тельную информацию о мире, о различных его свойствах. Чувственное по­знание дает материал для рационального познания (перцептивное знание -v связано с чувствами).

90% информации о мире мы получаем через глаза. Но: то, что мы видим ограничено. Видение мира через глаза - дает знание явлений, а не сущность. Чувственное познание не проникает в законы, сущность, закономерности^ Это достигается уже на уровне рационально-теоретического познания. Чувственное познание в принципе не может прогнозировать будущее. Эти ограничения уже снимаются в рациональном познании, с помощью абстра­гирующей деятельности.

Сенсуализм - идея, что чувственный опыт лежит в основе нашего познания. Эмпиризм - направление, которое преувеличивает роль чувственного позна­ния и недооценивает роль рационального познания (эмпирио - опыт). Сенсуализм может трактоваться по разном)': он может быть идеалистическим, (Беркли, Юм - вещи - это мои ощущения); материалистическим, но метафи­зическим - он уже превращается в метафизический эмпиризм (Дидро, Голь­бах, Гельвеций); диалектико-материалистический сенсуализм. Рациональное познание, его особенности и возможности. Формы мышления.

Познание - это есть сложное единство чувственного и рационального. Рациональное познание (в литературе называют логическим познанием и абстрактным мышлением) осуществляется с помощью рассудка и разума. Философская традиция, начиная с Платона, а особенно у Николая Кузанско-го, Гегеля, Канта выделяет два уровня мышления: рассудок (низший), разум (высший).

Рассудок - исходный низший уровень мышления (здравый смысл, обыденное сознание). Для рассудка характерно разделение надвое, мышление по схеме (шаблону) заданному заранее: он характеризуется односторонностью, ему не присущ всесторонний аналитический анализ изучаемого объекта. Рассуди­тельное мышление применяет формальную логику и основывается на гото­вом знании, не может проникать в сущность и законы вещей. Разум - наивысший орган мышления, ему присуще творчество, новаторство, стремление выйти за рамки шаблона, за рамки известного знания и попасть в область неизвестного знания.

Разум - диалектичен. Рассудок - метафизичен. Разум действует на основе законов диалектической логики. Диалектическая логика: синтез, стремление синтезировать. Рассудок все расчленяет (верх-низ, причина-следствие). Разум действует по формуле «и-и», а рассудок по формуле «или-или». Гегель: «Качество количественно, количество качественно. Содержание оформлено, а форма содержательна». Формула разума диалектического мышления: А == А и не А Разум осуществляет раздвоение единого и единения раздвоенного.

Рациональное познание имеет следующие три главные особенно­сти:

1) Абстрактность рационального познания, мышления. Мышление опери­рует абстракциями, понятиями, логическими, конструктами, основанны­ми на вычленении;

2) Опосредованный характер рационального познания. Чувственное позна­ние - непосредственное познание, прямое отражение мира в мозге чело­века- Рациональное познание опосредованно чувственным, чувственным опытом, чувственными данными, языком и языковыми средствами. (В научном мышлении - научными теориями и концепциями).

3) Обобщенный характер, т.е. это обобщенное познание, имеет обобщенный

характер на моменте генерализации.

Рациональное познание осуществляется в трех формах: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - форма мышления, которая фиксирует, выражает общие существен­ные свойства, предмета и предметов, т.е. явлений, событий, процессов и т.д.). Таким образом понятие - обобщенная мысль. Понятия возникают в результа­те следующих логических приемов: а) обобщение, б) сравнение, в) анализ, г) синтез, д) формализация, е) абстрагирование, ж) идеализация. Понятие в языке выражается с помощью слова или словосочетания. Простое понятие - выражается одним словом - стол, стул. человек. Сложное понятие - производственные отношения, производительная сила. Понятие закрепляется в определении или дефиниции.

В формальной логике принято определить понятия через род и вид (ро­довидовые признаки). Пример; аудитория: родовое понятие - помещение, видовое - для занягий.

Классификация понятий: 1) простые и сложные.2) по объему - единичные и общие (луна - единичное, человек - общее), Пустое понятие - круглый квадрат, вечный двигатель. Каждое понятие имеет свойства: содержание и объем. Содержание понятия -совокупность признаков предмета или предметов, которые присущи этим предметам. Объем понятия - предметы, класс, группа предметов, которые охватываются данным понятием.

Понятия в науке - научные понятия. Философские понятия и научные понятия - различны. Философские понятия - самые общие понятия, предель­но обобщенные. (Так философские понятия в силу этого трудно, а иногда невозможно определи ii> однозначно).

Суждение - это форма мышления, это мысль, которая либо что-то утвер­ждает о каком-либо предмете, либо что-то отрицает в нем. Суждение - это есть связь понятий. Формула суждения : S-P (читается: S есть Р). S - субъект, Р - предикат (то, что говорится о субъекте). Субъект - это предмет и знание о предмете. Классификация суждений:

1) общие, частные, единичные;

2) утвердительные, отрицательные;

3) конкретные, абстрактные;

В языке суждение представлено высказыванием, предложением. Пример:

Уфа ' столица-Башкортостана (суждение утвердительное, единичное).

Умозаключение: Формула: Все А - В Все С - А Все С - В

Утверждения все А - В, все С - А - посылки; все С - В - вывод или заключе­ние.

Умозаключение - форма мышления, логическая процедура посредством кото­рого на основании одного и более суждений выводится новые суждения несущие новое знание о предмете. Чаще всего выделяют индуктивные и дедуктивные. Индукция (от единичного к общему). Дедукция (от общего к единичному).

Мышление (прежде всего - разум) позволяет нам познать сущность, законы, закономерности мира. исследуемых процессов, явлений. Чувственному по­знанию это недоступно.

Устанавливаются причинно-следственная связи. Мышление способно пред-виде! ь и прогнозировать будущее, оно обладает творческой активностью. Рационализм (Спиноза, Гегель, Лейбниц) - преувеличивает роль разума в познании.