Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 12 из 25)

25. Философские учения об истине. Проблема критерия истины.

Проблема истины - центральная ключевая проблема любой гносеологии, тории познания. В отечественной литературе приводится классическая кон­цепция истины (была сформулирована еще Аристотелем): «Истина - это есть мысль, соопетствующая предмету, совпадающая с предметом». Истина - есть верное, правильное, адекватное знание о предмете (отражение предмета). «Философия» Р. на Д. 1996 г. (учебник). «Современная филосо­фия» (словарь и хрестоматия).

Сейчас уже существуют другие подходы к истине, неклассические подходы к-истине.

Противоположная категория истины - заблуждение. Заблуждение - не­верное, неправильное, неадекватное отражение. В формальной логике (наука о мышлении) употребляются понятия: истинное и ложное суждения. В философии: истина и заблуждение» Философия и наука XVII-XVIII вв.: считалось, что заблуждение - чисто гно­сеологическое. познавательное явление и эффект, в принципе, если обладать хорошим и достоверным методом (органоном), то можно избежать заблуж­дений. (Ф.Бэкон. «Новый органон», 4 идола - пещеры, рожка, человеческого рода, бытия; Декарт, Гоббс, Спиноза. Истина: существует сама по себе или нет ? Две позиции:

1. Истина и истинность - характеристики знания, а не самих вещей. («Учебник философии»,М: 1996г.).

2. Онтологическая позиция: истина рассматривается, как нечто само по себе существующее в самом мире .... бытии. Эта позиция характерна для русских религиозных философов (Бердяев, Булгаков, Флоренский). На западе: неотомизм - официальная философия католической церкви. Они выдвигают принцип: подобное познает подобное, т.е. разумное можно познать только разум (Хильсон, Моритон, Веттер). Объективность истины означает, что это есть такое содержание нашего . знания, которое не зависит от субъекта - человека и человечества. Истина субъективна по форме выражения. Истина всегда конкретна. Абст­рактной истины нет. (пример: 2+2=4, две капли воды + две капли воды = одна капля). Надо учитывать время, пространство, ситуацию, условия^ обстоятельства, (т.е. 2+2=4 при конкретных условиях).

В любой истине есть момент абсолютный и момент относительный. Абсолютный момент - стабильный, сохраняемый и передаваемый другими поколениями. Абсолютная истина - идеал, который недостижим и к которому надо стремиться, это полное исчерпывающее знание о предмете. Относительное - неполное, неисчерпывающее знание о предмете. Существуют две крайности относительно абсолютного и относительного в истине:

1. абсолютный релятивизм (все относительно),

2. догматизм (признают только абсолютную истину).

Социальная информация - информация об обществе, людях, обществен­ных отношениях, социальной жизни.

Виды социальной информации: политическая, экономическая, правовая, религиозная, нравственная, эстетическая, управленческая. Социальная информация - важнейший инструмент управления, необходимый для успешной хозяйственно-экономической деятельности, политической и педагогической деятельности и других возможных видов человеческой дея-тельносч-и.

Общепринято: информация - большая сила, кто обладает информацией, об» ... ладает властью.

В 70-80х гг. XX в. на западе началась разработка концепции «информа­ционного общества». Эта социально-философская, социологическая, полити­ческая и футурологическая концепция. В критике - это концепция (разновид-^ кость) «постиндустриального общества», которое было разработано в трудах Белла, 3. Бисезинского, Гоффлера и др. Эта концепция основывается на тех­ницизме или технологическом детерминизме. Суть: техника, технология сами по себе в корне преобразовывают общество и создают новый тип обще-. ства.

Концепцию «информационного общества» развивают Масуда, Тоффлер, Эванс и др. ученые. Они говорят в конечном счете будет создана система, где сольются телесистема, компьютерная система, энергетическая система^ Некоторые считают, что в экономике большую роль будут играть малые фирмы. Будет созданы электронные колледжи (можно будет учиться, тру­диться не выходя из дома). Главной ценностью будет информация и знание. На место труда и капитала вступит информация, отсюда «четвертичная сфе­ра» (сфера информации) будет главной сферой (первая сфера - сельское хо­зяйство, вторая - промышленность, третья - услуги, четвертая - информация).-Эта система свяжет мировое сообщество в единое целое.

Истина - верное, правильное, адекватное знание о предмете. Заблужде­ние - неверное, неадекватное, неправильное знание о предмете. Виды заблу­ждений:

1. ошибки, иллюзии, дезинформация, ложь;

2. научные, философские, религиозные, политические, национальные. Среди философских можно назвать заблуждения: односторонние подходы, такие как эмпиризм и рационализм, догматизм и релятивизм, софистика и эклектика и др.

Считается, что истина - процесс, а не просто результат или. как говорил Ге­гель «труп познания». Если взять этот процесс, то истина и заблуждение идут вместе, могут меняться местами, могут переходить друг в друга. Очень серьезный вопрос - о критерии истины. Критерий в буквальном смыс­ле означает «мерило», с помощью которого можно установить истинно ли знание. Есть ли такой критерий на самом деле?В марксистской теории:

«практика - критерий истины».

Какие критерии назывались учеными ?

1) Концепция общезначимости (Беркли. Богданов). Богданов: идея соци­ально организованного опыта - то, что устраивает большинство людей -истина. Т.е. по сути дела - решение проблем голосованием. По: сущест­вует опасность ошибки большинства. Одиночка может быть прав (на­пример: Лобачевский).

2) Особенно мною критериев истины предлагает философия неопозити­визма:

а) Концепция конвекции (договоренности). Один из основателей Пуан­каре. Все законы науки - есть результат соглашения между учеными (на­пример: идеальная жидкость, идеальный газ). В научном сообществе до­говоров очень много.

б) Принцип верификации (Конрад, Рассел) - принцип установления ис­тинности осмысленности предложений через обращение к чувственному опыту. Но: этот принцип не всегда работает. Логические, математиче­ские истины так не проверяются.

в) Принцип фальсификации (Карл Поппер). Суть: верифицировать не всегда можно. Надо найти критерий, который отделял бы научное знание от ненаучного (религиозный, художественный и т.д.). Фальсификация • опровержение. Теория, претендующая на истину, в принципе должна быть опровергаема. Если истина неопровергаема, то она не имеет отно­шения к науке.

К. Поппер «Дарвинизм, как метафизическая программа», журнал «Во­просы философии», 1995 г., №12.

Любая научная теория, по Попперу, есть гипотеза- Поппер использовал термин «истиноподобное суждение» (не истина!).

г) Принцип когеренции (соответствия). Суть: если у Вас есть суждения, посмотрите, как они согласовываются с уже известными знаниями.

3) Прагматизм (Джеке, Пирс. Дюл, Хук). Критерием истины является прак­тика, а прежде всего - польза и выгода. (Истина • как инструмент, кото­рый приносит пользу). Здесь есть момент субъективизм: выгода одному может быть вредом для другого.

4) Р.Декарт выдвигал, в качестве критерия - простоту и ясность

5) Принцип экономии мышления - излагать кратко, сжато (Э.Мах).

6) Марксистский подход - «Общественная практика - критерий истины» (Тезисы Маркса о Фейербахе 1845 г. - 11 тезисов). Маркс: «Практика по­зволяет освободится от всех мистерий». Практика - наиболее универ­сальный критерий (и пока им остается). Но: практика не эксперимент, это опыт, как правило, поколения.

Практика - хороший, но все же относительный критерий. Практика может сама изменяться. Может быть идея, которую на данный момент нельзя про­верить практикой. Пример: Система Птолемея - геоцентрическая, Коперника - гелиоцентрическая. Сейчас правильной считается система Коперника. Но моряки при навигации используют систему Птолемея. Кроме того, бывает так, чти на первых порах практика доказывает одно, а впоследствии • обрат­ное.

Сейчас очень остро дискутируется вопрос о монизме и плюрализме ис­тины. Подходы к этому вопросу:

1. Истина - одна, она единственна. Мнений может быть много.

2. Истина плюралистична (мозаична). Но, к сожалению, при доказательстве

этого берутся социально-гуманитарные науки (философия, социология,

психология).

Евразийство (Савицкий, Красавин, князь Трубецкой) - Россия должна идти своим путем (Славянофилы в отличие от евразийцев считают, что Россия должна идти по пути общины и православия), но: Россия находится между Азией и Европой, поэтому в силу географического положения Россия и не Азия, и не Европа.

Сейчас многие историка говорят о многовариантности (Франк С.Л. «Ересь утопизма») развития истории. Даже физики и химики заговорили о плюра­лизме истины - один рассматривает явление с одной стороны, другой - со второй и т.д.

Полани Майкл выдвинул концепцию «личностного знания» - любое научное знание личностно. (Моисеев: «Невозможно из техники убрать личность»). Этот вопрос до сих пор остается спорным. В религии считают, что истина одна. В науке и философии нет единого мнения.

26. Особенности, структура и развитие научного по­знания.

Научное познание - это профессиональный вид познания, целью которого является открытие новых законов, каких-либо новых свойств, явлений, про­цессов бытия (мира) и создание истинного научного знания (объективной истины).

Цель научного познания - объективная истина, т.е. попытка изобразить предмет таки, какой он есть на самом деле; максимально стремиться к пол­ному всестороннему охвату предмета и объективности.

Структуру научного познания можно представить и в гносеологическом плане:

1. Постановка проблемы и ее формулировка. Проблема (научн.) - вопрос или система вопросов, на которые наука пока ответить не может. Науч­ная проблема - это есть наше знание о незнании.