Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 13 из 25)

2. Сбор материала, научных фактов (системы научных фактов). Необходи­мо убедиться в достоверности научных фактов, систематизировать их.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Теория (научная теория).

Научное познание отличается от других видов познания, напри­мер, от обыденного познания:

1) Субъектом познания (научное познание - это профессионально подго­товленный человек);

2) Отличается объектом познания. Объект научного познания - идеальные, абстрактные объекты. Объектом обыденного познания являются вещи, окружающие нас;

3) Средствами познания. В научном познании есть целая система специ­ально разработанных средств (эксперимент, измерение, наблюдение, сис­тематический подход, формализация, идеализация), существует специ­альная техника, приборы. В обыденном познании пять органов чувств.

4) Результатом. Результат научного познания - научное знание (открытие, теория и т.д.), которое должно быть систематизировано, обосновано, до­казательно, опирается на эксперимент, быть объективным, хорошо, если это знание выражено в форме закона. Результат обыденного познания -предписания, советы, т.е. неглубокое, эмпирическое знание.

5) Отличие по связи с практикой. Научное познание часто очень далеко от практики. Но: фундаментальные исследования очень ценны тем, что на их основе может быть создано много прикладных направлений. «Нет ничего практичнее хорошей теории» Брежнев Л.И. Чем отличается научное познание от эстетического ? Целью научного познания является истина. Целью эстетического познания -красота.

Чем отличается научное познание от религиозного? Наука опирается в познании на интеллект и доказательность. Религиозное познание ссылается на авторитеты (Коран. Библия и т.д.). «В науке, как в рудниках должен быть постоянный шум» Ф.Бэкон.

Религия догматична, наука - нет. Наука пытается объяснить мир, разработать научную картину мира. без ссылок на Бога, чудо, сверхъестественные силы. Должно быть два равноправных направления в государстве: светское и рели--

27. Формы научного познания: факт, проблема, гипоте­за, теория.

Научный факт (в логике и методологии науки) - особого рода предложение, фиксирующее эмпирическое знание. Как форма эмпирического знания факт противопоставляется теории или гипотезе.

Факты играют большую роль в проверке, подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам - одно из существенных требований, предъяв­ляемых к научной теории, (см. Философский Энциклопедический Словарь, стр712)

Научная проблема: проблема (и научная в т.ч.) - это возникший и поставлен­ный вопрос, на который пока нет адекватного ответа. Характерными для научного познания является следующие ситуации: одна решенная проблема обязательно влечет за собой целый ряд новых проблем.

Б.Паскаль предложил образ шара (внутри - область решенных проблем, снаружи - область непознанного). По мере получения новых знаний увели­чивается граница между познанным и непознанным.

Гипотеза -научное предположение или допущение, истинностное значение которого неопределенно. Зарождение гипотезы, как формы развития научно­го знания , связано с ранними этапами развития античной математики. Древние греки широко применяли в качестве метода математического дока­зательства дедуктивный мысленный эксперимент, включавший в себя вы­движение гипотез и вывод из них с помощью аналитической дедукции след­ствий с целью проверки правильности первоначальных догадок . Платон рассматривал гипотезу, как посылки разработанного им аналитике. синтетического метода доказательства. Аристотель негативно относился к гипотезе, как к недостоверному знанию. Лишь в 17-18вв. стала осознаваться эвристическая роль метода гипотез. Сейчас научная гипотеза всегда выдви­гается для решения конкретной проблемы с целью объяснения новых экспе­риментальных данных или устранения противоречий теории с отрицатель­ными результатами экспериментов. Гипотеза должна удовлетворять условию принципиальной проверяемости - обладать свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения).

Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное ото­бражение закономерных и существенных связей опредеянной области дейст­вительности. Это целостная развивающая система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и вы­полняет ряд функций: 1). Синтетическая - объединение отдельных достовер­ных знаний в единую систему 2)0бъяснительная - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления , существенных характеристик его происхождения и развития. 3)Методологическая функция - на базе теории формируются многообразные методы , способы и приемы исследовательской деятельности 4)Предсказательская -предвидение 6)Практическая.

Элементы теории: 1)исходные основания - аксиомы, понятия 2)идеализированный объект -абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов 3)логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания 4)совокупность законов и утверждений, выве­денных из данной теории.

29. Специфика технической науки и ее значение для инженерной деятельности.

В настоящее время принято выделять 3 группы наук: 1) естественные 2) общественные (социально-гуманитарные) 3) технические науки. Вплоть до сер. 20 века технич. науки специально не выделялись, рассматри­вались. как прикладные науки , а главным образом, как прикладная физика и прикладная химия.

поскольку технич. науки - молодая отрасль, то есть очень много неясного в определении статуса предмета, структуры технических наук, связи их с есте­ствознанием и обществознанием (Белозерцев, Сазонов «Философские про­блемы техн.наук»). Философские проблемы технических наук:

1. гносеологические проблемы - ориентированы на выяснение специфики, своеобразия технического познания, определение предмета технических наук.

2. методологические проблемы - выясняется инструментарий методологии технических наук ( категории, понятия, методы, языки)

3. социально-философские проблемы -место и роль технических наук в обществе - социальная, нравственная ответственность представителей техн.знания.

Центральная проблема -это определение предмета технических наук. Четко­го определения пока нет. Более или менее принято: технические науки изу­чают технику, как общественное явление, структуру, закономерности функ­ционирования техники, принципы, методы конструирования новой техники, методы, используемые в технологии. Структура техн. наук

Наука -определенный вид духовного производства, специфическая сфера общественного разделения труда.

Технические науки -род деятельности, производство технического знания. Если взять технич. науки, как вид деятельности, то здесь можно выделить следующие элементы: субъект, объект, средства, методы деятельности, орга­низацию этой деятельности, результат деятельности -новое техн. знание. В технич. теорию входят принципы, законы, идеи, концепции и т.д.

30. Творчество и его структура. Роль воображения, фантазии и интуиции в творческой деятельности.

Творчество - деятельность, порождающая нечто новое . Два ограничения:

1. в результате деятельности должен быть социально-значимый результат.

2. результат творческой деятельности - не должен противоречить морально-этическим принципам (гуманности...). В проблеме творчества существуют два основных аспекта:

1. философский - изучает онтологический, бытейственный смысл творчест­ва.

2. психологически-эвристический - изучает механизм протекания творче­ской деятельности и дает рекомендации по ее оптимизации.

Рассмотрим первый уровень. В основном характеризует западную куль­туру. В восточной культуре большее значение имела традиция (преемствен­ность). Рассмотрим этапы развития в восточной культуре.

Античная эпоха. Различается божественное и человеческое твор­чество. Под божественным понимается акт творения космоса, под человече­ским - искусство, ремесло. Причем само по себе творчество ниже созерцания, познания (в то время), вечного и неизменного бытия, т.к. в творческой дея­тельности создается нечто конечное, проходящее.

Средневековье. Существует две позиции в понимании творчества: креа­тивно-волевая (Августин), пантеистичеси-созерцательная (Фома Аквинский). Человеческое творчество понимается как соучастие в божественном творче­стве.

Возрождение. Кардинальное изменение. Человек впервые рассматривал себя творцом. История объявляется продуктом человеческого творчества.

Новое время. Кант: «Творчество связано с продуктивной способностью воображения, которая является соединительным звеном между многообрази­ем чувственных впечатлений и единством понятий рассудка, т.к. обладает наглядностью впечатления и объединяющей эти понятия», отсюда творчест­во лежит в основе познания. Поскольку в творчестве происходит момент произвольности, оно есть изобретательство, момент необходимости (созерца­ние) - оно связано с идеями разума, нравственным миропорядком, а через него с трансцендентным миром.

Шеллинг и романтики: «Творческая способность воображения - есть единство сознательной и бессознательной деятельности, причем главную роль играет бессознательная , обладающие ею гении творят бессознательно, природа, с той разницей, что творческий процесс протекает в субъективности человека (внутреннем мире) и опосредован ею свободой». Создали культ творчества гения (личность, которая борется со всем миром).

«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) противопоставляла техническому рационализму творчески природное начало (жизнь). Они считали, что разум и рассудок лишены творческого начала и комбинируют старые элементы.

Марксизм отождествляет творчество с предмет но-практической произво­дительной деятельностью и во многом разделяет идеи эпохи Возрождения в частности, была склонность к уменьшению роли бессознательного в творче­стве.