Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 15 из 25)

Психологические рекомендации: Полезно уметь расслабится в трудные и тревожные периоды, когда задача не решается, это помогает переходу ин­формации из бессознательного в сознательное. Целесообразно тренировать умение оперировать задачей целостно, за счет выявления в ней закономерно­стей. Может оказать большую помощь способность уподобиться объекту (эмпатия).

Следует отрабатывать переходы словесных и абстрактных формулировок задачи в образную форму, а образ в краткое и ясное описание. Необходимо усиливать фантазию и эмоциональную чувствительность на восприятие цветов. Яркость цветовых ощущений порождает сильное эмоциональное состояние (живопись).

Целесообразно предсказывать развитие событий. Эту способность тренирует прослушивание музыки.

Надо развивать в себе способности к переносу внимания с детали, кажущейся главной на второстепенную деталь.

Необходимо тренироваться в придумывании редких, оригинальных метафор. Этим ускоряется усмотрение аналогии. Это качество развивает литература. Не следует пугаться чувства глубокой внутренней тревоги, неожиданно охва­тывающей вас на определенном этапе решения задачи, часто это чувство предшествует озарению. На этапе профессиональной зрелости уместно представляй общую картину своих научных интересов и обнаружить нарушите­лей гармонии этой гармонии. В них скрывается новая перспектива. Общие способы развития творческого мышления. Во-первых, необходимо расширять кругозор. Для открытий иногда необходимы не факты, а новый взгляд. Опытные данные не абсолютны, на них влияет теория. Не бойтесь строить теорию не неполных данных, т.к. полных не будет никогда. Решение есть всегда (положительное или отрицательное). Не избегайте положения еретика. Вам говорят: «Невозможно в рамках данной науки ?». Формируйте адекватную или слегка завышенную самооценку. Поддерживайте в себе мужество, готовность смотреть на неудачу, как на временное явление. Не огорчайтесь, если результат долго не удается получить. Уточнение условий, постановки задачи, методов ее решения - это тоже серьезный и значимый результат. Наберитесь терпения, если продвигаетесь слишком медленно. Не критикуйте свою идею тот час, как только она появилась на свет. Ставьте ебе и другим острые и неожиданные вопросы.

•азнообразьте, трансформируйте постановку задачи. Периодически отстраняйтесь от задачи в пространстве и во времени, это позволяет увидеть ее в новом свете. Для критики односторонней целесообразно доводить идею до абсурда, рассматривать парадокс ситуаций.

ели задача не получается, надо выявить неосознаваемый стереотип, лежа­ли в основе непродуктивного хода мысли и изменить его. е смущайтесь отрицательным отношением других к избранной задаче, виденному решению. Они могут подходить к задаче с другой стороны или траться на устаревшие знания. Не страдайте от того, что не все упорядоче-э. строго и закономерно в области задачи. Положительно относясь к необходимости принимать решение в ситуации неопределенности, хаоса, ведь денно из этого хаоса вырастаю! цветы ваших идей, где нет хаоса - нет

•едмета для творчества. Пойди туда - не знаю куда, принеси то • не знаю чего - принцип творчества.

Творческие способности личности .Тренировка: записывать как можно больше необычных проблем, связанных с чем-то обычным. Способность к свертыванию мыслительных операций. Способность к переносу опыта. Умение «смотреть около» («боковое мышление») - идея де Боно. Цельность восприятия - это развитие образного мышления. Сближение понятий, легкость ассоциирования. Готовность памяти - умение увидеть вспомогательный признак предмета, как главный.

Гибкость мышления - способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому. Способность к «сцеплению» (объединению сведений в новые группы) и «антисцеплению» (отделению наблюдателя от теоретической интерпре­тации).

9) Легкость генерирования идей (взять несколько случайных слов и найти максимальное число осмысленных предложений, включающих эти сло­ва).

10) Способность доработки.

Академик Крылов: «Идея - от 2 до 5%, остальное исполнение». Микеланджело: «Мелочи создают совершенство».

Инновация - нововведение, открытие, установление неизвестных ранее, но существующих закономерностей, свойств, предметов и явлений, которые вносят коренное изменением систему ваших знаний. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, соц.-культурного строительства или обороны, дающее положительный эффект. Методики творческой деятельности, (коллективные методики). Эвристиче­ские:

1) Брейнсторминг (А-Осборн) - «мозговой штурм». Коллективное творчест­во, отделение друг от друга - конструктивной фазы от оценочной фазы творческого процесса. 6-10 человек, каждый высказывает без доказа­тельств максимальное число, в т.ч. ъ

абсурдных предложений о решении задачи. Регламент - 1 мин. Все записывается на магнитофон. Запрещает­ся любые критические замечания.

2) Усовершенствованная методика брейнсторминга: «Дельфы» О.Хелмера. Для исключения отрицательных эффектов внушения контакты участни­ков брейнсторминга осуществляются в письменной форме.

3) «Синектика» У.Гордона - соединение разнородных элементов различно­го происхождения. Она помогает преодолеть одностороннюю косность мышления специалистов, получает нестандартные решения. Здесь надо учитывать психологическую совместимость участников группы. Группа комплектуется из разных специалистов, владеющих несколькими специ­альностями и причастными к искусству. В группу входят: 3 постоянных участника и 3 со стороны. От участников группы требуется высокая гиб­кость мышления, широкий диапазон знаний и практического опыта. Большое внимание уделяется тому, чтоб участники дополняли друг друга (фантазер, скептик, прагматик, эрудит, традиционалист и техник). Эври­стические рекомендации: отказ от банальных решений, реконструирование постановки проблемы, использование ассоциативных связей, накоп­ленного опыта, эмпатии.

4) Алгоритмическая методика (Г.С.Альтшуллер) - методики АРИЗ или ТРИЗ (алгоритм или теория решения изобретательских задач). Алгоритм 1963 г.:

1. Прежде всего необходимо представить идеальный конечный результат (ИКР), т.е. какими свойствами должна обладать техническая система, чтобы требуемый технологический процесс был достигнут без каких-либо потерь, изменения существующей системы.

2. Определить, что мешает достижению этого результата. 3- Выяснить, почему мешает. 4. Определить, при каких условиях не будет мешать. Более подробный алгоритм:

1) выражается наиболее общими словами необходимость;

2) уделяется большое внимание переформулированию задачи;

3) формулирование ИКР;

4) собственно само решение, в нем используется банк (указатель).

Альтшуллер разработал законы функционирования и развития технических систем.

Оператор РВС: размеры - время - стоимость. Все параметры берутся от 0 до °о (расшатывание психологической инерции). Пример: задача о перевозке шла­ка - горячий шлак застывает в вагонетке, слить нельзя; если есть крышка, то обслуживание системы замедляется, если нет- транспортировка быстрая, но образуется корка. Условия решения: при минимальных изменениях техн. системы предотвратить образование корки. .По методу Альтшуллера техн. противоречие переводится в физич. противоречие -должно быть вещество и не должно быть вещества, предохр. шлак от застывания. Решение -пенящееся вещество.

Альтшуллер предложил вепольный анализ, вектор + поле. В примере выше вещество В1 -шлак, В2 - воздух + тепловое поле (эту связь необходимо раз­рушить), ВЗ -пена. П В1 В2

ВЗ

Приемы технического творчества: использовать изменение агрегатного со­стояния, сделать наоборот, сделать заранее. Враги творчества:

1) страх, особенно у людей с жесткой установкой на успех; боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу;

2) чрезмерная самокритичность и критичность;

3) лень («трудолюбие лодыря»).

И.Павлов: «Самое важное в каждом деле - пересилить момент, когда не хо­чется работать». Д.Менделеев: «Хорошо поставить вопрос - значит уже напо­ловину решить его». Менкен: «Творческое мышление означает всего-навсего понимание, что нет никакой особой добродетели в том, чтобы вести дела так, так их вели раньше. Для любой волнующей человека проблемы всегда легко

найти решение простое, доступное и ошибочное».

Мясищев: «Весь фокус в том, что барьеры существуют не столько в природе,

сколько в наших знаниях».

Станиловский: «Быть может, вечного двигателя и нет, но вечный тормоз есть

- реальность».

Эйнштейн: «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображе­ние же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является его источ­ником».

А. П. Александров (академик): «Интуиция подобно вершине конуса, а весь конус до основания - непрерывный труд». Инженер (лат.) - изобретатель.

32. Специфика социально-философского понимания общества.

Общество - сложный объект, оно изучается более чем 140 научными дисци­плинами. Социология - наука об обществе.

С 1985г. начали разделять философию истории и социальную философию. Общество - особая форма бытия, саморазвивающаяся и упорядоченная сис­тема. Это результат взаимодействия, жизнедеятельности людей. Общество -социальная форма организации людей, это как бы "вторая природа". Общество основывается на труде, жизнедеятельности, производстве и вос­производстве. Виды производства: 1. Материальное -производство необхо­димых для существования общества материальных благ, связано с преобра­зованием природы. 2.Духовное -производство духовных ценностей (науч­ных, эстетических, религиозных + хранение, тиражирование, потребление этих ценностей) З.Социальное производство и воспроизводство обществен­ных связей и отношений. 4.Производство воспроизводства самого человека. Детопроизводство + формирование личности . Существуют ли законы общества - 2 позиции: