Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 18 из 25)

41. Культура, экономика, производство. Техническая культура и ее гуманитаризация.

Культура -сквозное явление, то есть в принципе присутствует везде. В связи с этим можно выделить самые различные культуры, для анализа можно взять личностный и аксиологический подходы. Мечников: культура -способ и мера реализации сущностных сил человека в деятельности.

Производственная этика должна показывать способ и меру реализации че­ловека в производстве. Техническая - как человек реализуется в технике. Инженерная - в инженерной деятельности Управленческая - как реализуется человек в сфере управления.

Аксиологический подход. Культура -система ценностей. Акцент на этику и эстетику.(эргономика, дизайн; этика -межличностные отношения).

В техническую и инженерную культуры входят знания (рациональный ком­понент), техника (знание техники), инженерия (проектирование и разработ­ка). Творческая деятельность связана с открытиями, изобретениями, с нова­циями и инновациями.

Чувства, эмоции - радость открытия, изобретения.

М. Вебер 1905г. «Протестантская этика и дух капитализма» .Затрагивает проблемы трудовой морали. Трудолюбие, честность, принципиальность, добросовестность, ответственность,

Этика делового общения -имеется в виду этика бизнеса (вежливость, тактич­ность, умение держать слово).

Этика - система норм и правил, которые призваны регулировать отношения между людьми.

Золотое правило этики - не желай другому того, чего не желаешь себе. Этику изучали Эпикур, Конфуций.

Долгое время техническая , инженерная деятельность , разработка новой техники мало учитывала человека . Она была "бесчеловечной". В связи с этим появился термин "человеческое измерение". При разработке новых технологий, надо учитывать, как они воздействуют на человека. Необходимо проектирование с учетом социальных последствий.

42. Понятие духовной жизни общества. Специфика ос­новных элементов духовной сферы.

Духовная культура - культура духа и идей. Это все достижения че­ловечества в области познания, науки, искусства, морали, религии, духовно­го общения и т.д. Духовная культура включает знания, ценности (этические, эстетические, религиозные и т.д.), определенные идеалы, традиции, обычаи , ритуалы, нравы людей, дух. атмосферу общества и.т.д. Материальная и ду­ховная культуры находятся в диалектической связи. Бердяев : «Вся культура духовна». Духовная культура овеществляется.. Деление культур на матери­альную и духовную относительно.

В обществе относительно условно можно выделить духовную сферу. Духов­ная жизнь общества - сама жизнь людей в духовной сфере, культурной среде. Это духовное общение людей, обмен информацией, знаниями, чувствами. В духовную жизнь входит творчество, потребление духовных ценностей. В марксистской литературе принято выделять материальное и духовное про­изводство.

Духовное производство -относительно самостоятельная область производст­ва, вызванная общественным разделением труда. Духовное производство имеет много общего с мат. производством, и свои особенности. Духовное производство в широком смысле слова включает само производство духов­ных ценностей ,их хранение, транспортирование, трансляция и потребление. Дух. производство имеет предмет идеи, знания, сам человек и его мышление, общественные отношения) и средства труда (художественный замысел, язык), сам труд и его результат(духовные ценности). Результат не всегда воплощен в вещественной форме (труд учителя). В материальной сфере можно владеть, не потребляя, в духовной нельзя. Материальные ценности и их потребление имеют ограничения, для потреб­ления духовных ценностей нет предела. На духовных ценностях лежит отпе­чаток личности творца

43. Общественное сознание, его структура. Уровни и формы общественного сознания.

Структура общественного сознания: она сложна. В нашей литературе приня­ты два подхода при структурировании общественного сознания:

1. Гносеологический (теоретико- ознавательный) 2-Социологический.

При гносеологическом подходе в общественном сознании выде­ляются два уровня:

1 )0быденное сознание (сознание повседневной жизни: здравый смысл, здра­вый рассудок). Оно неглубокое, поверхностное, не проникает в сущность законов:

2)Теоретическое сознание (иногда называется научным). Оно глубокое, это более высокий уровень. Этот тип сознания проникает в сущность законов и первоначально его производят специалисты (ученые, политики и т.д.), а по­том оно через систему образов и средств коммуникации становится общест­венным.

Обыденное и теоретическое сознания связаны друг с другом и переходят друг в друга.

В социологическом аспекте выделяются также два уровня:

1.общественная психика (психология) - это преимущественно чувственно-эмоциональный срез сознания (чувства, переживания, мода, традиции и т.д.), 2. идеология - система идей, взглядов, которая выражает интересы какой-либо социальной группы, идеология выражается в программе, она дает ориентиры движения. Кроме того принято выделять формы общественного сознания:

- философское сознание

- политическое сознание

- правовое сознание

- нравственное (этическое) сознание

- эстетическое сознание

- религиозное сознание

- светское (атеистическое) со'.нам не

- экономическое сознание

- экологическое сознание

44. Наука, нравственность, искусство, религия как яв­ления духовной культуры, их роль в общественном развитии.

Духовная культура имеет различные формы: научную, нравственную, рели­гиозную, форму искусства и т.д. Открытия, произведения искусства, идеалы

- все это проявления духовной культуры. Что является критерием духовной ценности? Проверка временем и восприятие людей. Существуют нормы духовной культуры, которые воздействуют на восприятие людей- например, новации воспринимаются сперва настороженно, т.к. не вписываются в при­вычные рамки.