Нравственность (мораль) регулирует жизнь людей в самых разных сферах. В нравственных нормах откладывается все то , что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Искусство - позволяет личности самовыразиться в произведениях искусства, воздействует на людей - заставляет сопереживать, задумываться. Искусство -эстетическая деятельность. По аналогии с наукой искусство можно понимать, как социальную подсистему, состоящую из следующих элементов (И.М. Орешников): 1)Эстетическое сознание. Сознание в области искусства «отражает» мир через призму красоты и идеалы эстетического. Это эстетические идеи, взгляды, чувства, вкусы, переживания и т.д. 2)Эстетические отношения
- определенный вид отношений человека к миру. 3)Эстетическая, художественная деятельность: эстетическая деятельность • общее понятие (она находится в самой природе человека), художественная деятельность - профессиональный вид деятельности (ею могут заниматься только избран-ные).4)Производство, распределение и потребление эстетических и художественных ценностей. Искусство - вид духовного производства. Функции искусства:
1) Эстетическая. Искусство удовлетворяет наши эстетические потребности.
2) Познавательная. Эстетическое познание - важный вид познания.
3) Воспитательная. Искусство формирует эстетическую культуру, вкусы личности и т.п.
4) Коммуникативная функция. Искусство - форма общения (с красотой, с
прекрасным и т.д.).
Наука - приобрела в ХХв. едва ли не доминирующее положение, оказывает колоссальное влияние на жизнь общества, особенно на удовлетворение его потребностей. Возрастание роли науки породило 2 противоположные позиции: сциентизм(наука может все) и антисциентизм
Наука и религия - этот вопрос относится к разряду философии религии. Сейчас, в научной и учебной литературе этот вопрос освещен очень поверхностно. Главный вопрос - что такое религия? В марксистской литературе религия
- иллюзорное, фантасгическое отражение действительности, в основе которого лежит вера в сверхъестественное (или: это такое отражение при котором земные силы превращаются в неземные). С марксистской точки зрения религия - это исторически преходящее явление (было время, когда религии не было, и будет время, когда ее не будет). В работах Маркса, Энгельса. Ленина было сказано, что при коммунизме религия отомрет. В советской литературе религия рассматривалась, как пережиток прошлого; и ставилась задача борьбы с этим пережитком. Существуют другая точка зрения: религия вечна, и заложена генетически в самой природе человека, без религии человек жить не может, вся мораль основывается на религии; религия - это сама духовность, а сущность человека
- духовна.
Позиция И.М. Орешникова: Пока живы люди, будет существовать и религия, и светское мировоззрение. Отношение науки и религии (позиции):
1) Это совершенно разные области. Они не связаны между собой. Религия основывается только на чувствах, переживаниях (знание - на разуме). Если разум начинает входить в сферу религии, это наносит только вред;
верить надо, не рассуждая. Человек должен верить сердцем.
2) Попытка примирить науку и религию, знание и веру.
а) Концепция «двойственности истины». Один из приверженцев средневековый арабо-испанский философ Ибн-Рушд. Согласно ему. разум -это разум, вера - это вера. Это различные области. Истина может быть: философская и научная, богословская. Эти два рода истины между собой не связаны. То, что наука считает истиной, богословие может считать ложью Концепция двойственности истины позволяла освободить ученых от власти церкви. «Двойственность истины» присуща мусульманскому миру. До сих пор в мусульманском мире большое уважение к ученым людям. Оккам и Ф. Бэкон - европ. ученые, признавшие двойственность истины.
б) Идея гармонии веры и разума, веры и знания. (Ф. Аквинский итал. философ 13 в.). При том, что должна быть гармония веры и разума, приоритет отдается вере, ибо тайны бытия может раскрыть только вера. «Философия - служанка богословия».
в) Деизм - такое учение, согласно которому Бог - безличная причина (первопричина, источник движения). Бог находится вне мира. Мир однажды был сотворен Богом; Бог вдохнул в него жизнь и больше не вмешивался ни в развитие природы, ни в развитие общества. Деисты: Вольтер, Ломоносов, Радищев и очень многие современные западные ученые - Б. Рассел, Эйнштейн, Планк; русский физиолог Павлов.
г) Фидеизм - подчинение науки религии, разума - вере. Фидеисты используют научные данные для доказательства бытия Бога.
д) Научно - религиозный эволюционизм (Тейяр де Шарден - франц. философ, богослов, ученый). Т. де Шарден пытается примирить науку и религию, снять все противоречия между ними. У него есть пункт «омега» (точка «омега») - это Бог. Эволюция подчинена Богу- Точка «омега» - духовный центр, который направляет развитие.
е) Русские религиозно-философские взгляды (Соловьев, Ильгин). B.C. Соловьев и Ильгин: никаких противоречий между наукой и религией нет и быть не может. Соловьев выдвигал идею «цельного знания». В «цельном знании» синтезируются наука, религия и философия (единая цельная картина мира).
3) Наука и религия - разные области, в основном противоположные. Полностью их примирить невозможно, но возможен диалог между наукой и религией (по экологическим, духовным, нравственным позициям и проблемам). В основном этой позиции придерживаются современные марксисты.
В отечественной литературе в структуре общественного сознания обычно выделяется релш иозное сознание, а атеистическое (светское) - забывается, это неправильно. В демократическом гражданском обществе должно быть два типа мировоззрения, два типа сознания. «Российская газета» от 15.02.96 г. - подборка различных авторов о существовании Бога. Один из авторов Росс, другой Дэвис: «Чем мы больше занимаемся наукой, тем больше убеждаемся, что Бог был- есть и будет».
45. Ценности, их виды и роль в жизни общества. Проблема общественного идеала.
Аксиология -философское учение о ценностях. Термин «ценность» первым ввел Кант. Аксиологию, как философскую дисциплину стали разрабатывать Рикккерт и Виндельбанд( неокантианцы).
Ценность в нашей литературе принято определять через субъектно-объектные отношения, и через социальную значимость, полезность. Ценность
-все то , что социально значимо и полезно людям. Нет ценности без субъекта. У идеалистов ценности существуют сами по себе ( в запредельном мире). Аналогично в религии. Марксизм: ценность -чисто психическое переживание, она субъективна. Ценность не только отношение субъекта к объекту, но и субъекта к субъекту. Анисимов: ценности могут быть положительные и отрицательные.
И.М.Орешников: Ценности могут быть только положительными. Некоторые ученые вводят понятие «антиценности» (отриц. ценности). Чаще всего делят ценности на : 1) материальные 2) духовные 3) социально-политические
Истина, добро, красота -фундаментальные духовные ценности. Истина -верное, адекватное, правильное отражение действительности, соответствие мысли предмету. Добро -все то, что положительно оценивается обществом, что служит сохранению , развитию, самосовершенствованию человека.(3ло -наоборот). Зло и добро диалектически связаны. Красота -то, что нравится людям, гармония, пропорциональность, чистая форма, которые вызывают у людей наслаждение, удовольствие.
Есть 2 крайности: «природники» -красота есть в самой природе, «общественники» -красота -явление общественное, результат воспитания и культуры. И.М.Орешников: красота -синтез прекрасного и социального. В природе есть предпосылки красоты, но должен быть субъект, который это оценит. Истина, добро, красота очень связаны между собой. Общественный идеал -представление о совершенном, справедливом обществе, общественном устройстве. Это некий "указатель", стремление человека к лучшей жизни в будущем. В данный момент наблюдается кризис общественных идеалов. Многие идеалы при попытке их реализации просто утрачивают свой первоначальный смысл. М.Ганди: писал , что для достижения высоких целей требуются чистые средства. Реализация идеалов, как правило, относится к далекому будущему.
46. Цивилизация как социально-философская и обществоведческая категория. Культура и цивилизация.
Цивилизация -многозначное понятие, которое часто используется в философии, социологии, обществознании:
1. цивилизация - как стадия в развитии человеческого общества, следующая за дикостью и варварством. Первым ввел это понятие Морган (амер.); «Древнее общество». Он берет так: сначала была дикость, затем варварство, потом цивилизация. Энгельс ссылается на Моргана в своих работах.
2. Цивилизация -достижение человечества в области материального и технического развития (здесь не упоминается духовность). По Бердяеву и Булгакову, цивилизация противостоит культуре. Культура основана на духе, а цивилизация на технике (Бердяев «Машина губит дух»).
3. географический региональный смысл цивилизации, то есть это определяет общность людей, живущих в одном регионе, принадлежащих одному этносу, религии. (Как определение социокультурной общности, ограниченной в пространстве и вере -Данилевский).
4. Цивилизация=культура.(Сорокин, Тайлор)
5. Цивилизация -социокультурная общность всего человеческого рода, как целостного, единого образования, хотя мы имеем в виду цивилизацию, как единое образование. Однако Запад и Восток очень разнятся, как в понимании культуры, ценности, так и цивилизации.
Особенности современной цивилизации:
1. всеобщий кризис техногенной цивилизации
2. наличие глобальных проблем (экологическая, демографическая, сырьевая, продовольственная, проблема войны и мира)