Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 21 из 25)

ейчас в науке пересмотр: дают энергетическую трактовку души. Мирощен-> «взвесил» душу - 6 гр. Во многих мировых религиях тело и душа рас-1атривались , как нечто враждебное, но уже Ф.Аквинский - как «гармонию» таи и тела. Тело -необходимая форма нашего существования. Но в нашей (еологии духовное изучалось, а тело -забывалось. Фрейд: культура ре-

•ессивна, плохо влияет на тело.

51. Проблема межличностных отношений. Взаимопо-JManue, любовь и дружба.

ловек живет не в вакууме, а в обществе себе подобных. Следовательно, зникает проблема межличностных отношений - отношений между лично-1ми. Эта проблема возникла одновременно с возникновением человечест-

Уже в первобытных обществах существовали нравственно-социальные гбования: запрет на кровосмешение, на убийство, требование поддержания вни (прокормления) любого из соплеменников.

'авственность (мораль) регулирует жизнь людей в самых разных сферах. В явственных нормах откладывается все то , что имеет всеобщее значение, > составляет культуру межчеловеческих отношений. В преданиях и леген-i из глубокой древности содержатся нормы и правила человеческого об-жития. Главное значение в настоящее время приобретает идея гуманизма яежличностных отношениях: только гуманизм и гуманные отношения кду людьми являются основой и залогом выживания для человечества. В высокотехнологичный ХХвек, когда созданное оружие способно уничтожить всю планету, особо важными становятся такие категории, как взаимопони­мание, дружба, любовь. Взаимопонимание — это достижение контакта между людьми, поиск общего языка, общих интересов. Зачастую из взаимопонима­ния рождается дружба - форма межличностных отношений, основанная на общности интересов, идеалов, взаимной привязанности и духовной близости. Любовь -сложное и богатое нравственно-эстетическое отношение, чувство, соответствующее связям общности и близости между людьми, основанным на взаимной заинтересованности и склонности, выражающееся в бескорыст­ном стремлении к друг другу, во взаимной симпатии и дружбе.

52. Культура общения, диалога и спора.

Общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также ре­зультатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий форми­рования и развития общества и личности. В процессе общения происходит социализация личности. Общение и коммуникация - разные понятия, обще­ние носит межличностный характер, в то время как коммуникация может быть и между ЭВМ, роботами и т.д., а также между ЭВМ и человеком. Об­щение и коммуникация -важны и необходимы. Без них невозможна куль­турная жизнь и развитие общества. Общение выступает в самых различных формах, используя самые разные средства. Партнеры по общению и комму­никации должны обладать какой-либо значимостью друг для друга, иметь соответствующую культуру, руководствоваться определенными нормами взаимоотношений, высшими духовными ценностями. Культура общения испытывает влияния национального своеобразия : так, например, народы Скандинавии более сдержанны в разговоре, итальянцы более эмоциональны, экспрессивны.

Люди должны с должным тактом относится к подобному своеобразию . В наше время одним из средств общения между людьми становится компью­терная сеть Интернет: ее пользователи осуществляют одновременно и про­цесс коммуникации (человек с ЭВМ), и процесс общения. У подобного рода "компьютерного общения" есть и плюсы ( доступность общения с людьми самых разных стран, отсутствие комплексов, возникающих при непосредст­венном общении у замкнутых людей, обмен информацией), и минусы (мно­гие люди совсем перестают общаться лично, и живут в своего рода искусст­венном мире, зачастую даже используют псевдоним в общении через ком­пьютер).

В процессе общения необходимо соблюдать культуру диалога и спора. Необходимо помнить, что важно не только уметь говорить, но и уметь слу­шать. Все участники диалога или спора имеют равное право на выступление. Важно соблюдать нравственные и эстетические нормы, т.е. быть доброжела­тельным и вежливым, не перебивать собеседника. Выступление должно быть по возможности кратким и сжатым, кроме того, не стоит повторять уже ска­занное ранее. Всегда необходимо помнить, что очень легко обидеть человека бестактным замечанием. Критика должна быть объективна, корректна и аргументирована. В любой ситуации необходимо контролировать свои чув­ства. Спор не должен превращаться в обычную перепалку. Важным умением является самокритичность, если в точке зрения оппонента есть рациональная идея - надо уметь ее воспринять, отказаться от собственных ошибочных убеждений. Все сведения должны быть достоверны. При ответе на вопрос необходимо говорить по существу, не зная ответа - лучше прямо признаться в этом.

53. Культура деловых отношений. Конфликты и пути их преодоления.

Культура деловых отношений затрагивает практически любого человека. Каждый человек находится определенное время в коллективе людей, где необходимо строить отношения на основе работы, производства, учебного процесса и т.д. Необходимо помнить, что эффективность труда зависит не только от экономических, производственных, но и от деловых отношений. Важным представляется при подготовке инженеров, специалистов уделить должное внимание культуре деловых отношений. Коллектив обладает как официальной (формальной) структурой, так и социально-психологической (неформальной), складывающейся на основе личных симпатий и антипатий. Поскольку личностные отношения существенно влияют на поведение людей, установление оптимального отношения между формальной и неформальной структурами имеет большое значение для успешного функционирования коллектива. В любом коллективе возникают конфликты (по различным при­чинам). Конфликт - противоречие между личностями, между личностью и обществом. Важным фактором при разрешении и предупреждении конфлик­тов является наличие либо отсутствие культуры деловых отношений у руко­водства.

54. Проблема смысла жизни в философии, религии и искусстве.

Смысл жизни - важнейшая мировоззренческая категория, выражающая от­ношение человека к миру, своей жизни и ее проявлениям^ сложившейся в обществе системе ценностей. Смысл жизни - это характеристика главной линии всей жизнедеятельности человека. Эта проблема -поиск смысла жизни - вечна. Каждый человек сам ищет для себя свой смысл жизни. Среди многих подходов к решению этого вопроса можно выделить 3 концепции: 1)смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях (религиозное толкование)2) смысл жизни за пределами жизни (движение к некому буду­щему - цель придает смысл жизни) 3)смысл жизни создается самим субъек­том.

В религии смысл жизни трактуется как продвижение к вечной жизни (христианство, ислам), достижение просветленного состояния сознания (буд­дизм) .Атеизм находил смысл в жизни по высоконравственному принципу. Л.Н.Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жиз­ни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.

Вообще жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Существует мнение, что в жизни вообще нет никакого смысла сама по себе. Только люди придают ей смысл.

55. Объективная необходимость, свобода и ответст­венность личности.

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желания­ми, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории это понятие прошло длительную эволюцию — от "отрицательной " (свобода "от") до "положительной" (свобода "для") трактовки. Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк - от полного отрицания самой возможности свободного выбора (бихевиоризм) до обоснования "бегства от свободы" (Э.Фромм), в условиях современного цивилизованного общества. Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в проти­воречиях волюнтаризма и фатализма, определить границы необходимости, б&ч которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм - признание примата воли над другими проявлениями духов­ной жизни человека (Кант, Фихте, Шопенгауэр). Воля считается слепым неразумным первоначалом мира, диктующим свои законы человеку. Фата­лизм. напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя это то ли судьбой (мифология, язычество), то ил волей Бога (христианство и ислам), то ли детерминизмом замкнутой системы (Гоббс, Спиноза, Лаплас).

Очевидно, что игнорирование необходимости (природной, исторической и т.д.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и хаосом, что вообще исключает свободу. Таким образом, можно прийти к выводу, что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и устране­ние внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя свобода, "свобода для", свобода в выборе истины, добра и красоты.

Взаимоотношения личности и общества по поводу свободы: 1) отношения борьбы, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добива­ясь своих целей любой ценой 2) бегство от мира, эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, он уходит - в свой мир, в себя, в монастырь 3) чаще всего человек адаптируется в миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчине­ние, чтобы приобрести новый уровень свободы в модифицированной форме.