Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 22 из 25)

56. Самосовершенствование, самообразование и само­воспитание личности. Проблема "идеального челове­ка".

Духовная культура личности формируется не только под влиянием факторов извне (образ жизни, общественные отношения, воспитание, образование) но в результате самосовершенствования, самовоспитания и самообразования. Понятия "самосовершенствование", "самовоспитание" и "самообразование", имея различия, схожи: они обозначают целеустремленную деятельность, направленную на выработку, изменение и развитие своего духовного мира, интеллектуальных, физических и нравственных качеств. Занимаясь самосо­вершенствованием, самовоспитанием и самообразованием , человек стано­вится одновременно и субъектом и объектом воспитания и образования.

Самовоспитание, самосовершенствование и самообразование существо­вали во все времена, однако были стихийны, без определенной программы. Часто человек вообще не знает, как "усовершенствовать" себя, добиться оп­ределенных перемен, так как не обладает достаточными навыками и знания­ми, волей и привычкой работы над собой. Опыт самосовершенствования великих людей может быть использован любым человеком.

Самосовершенствование - это стремление к активной деятельности и сама деятельность человека по совершенствованию самого себя, изменению своих личностных, духовных, физических качеств в соответствии в неким идеалом. Самовоспитание - средство самосовершенствования, регулярная работа над собой. 3 этапа самовоспитания: 1)анализ своих качеств 2)постановка цели и разработка программы самовоспитания 3 Осуществление самовоспитания. Самообразование - обретение знаний, навыков на основе самостоятельной учебы и работы с источниками.

57. Проблема духовного абсолюта в философии и рели­гии. Вопрос и жизни, смерти и бессмертии человека.

Энгельс «Диалектика природы» : «Жизнь -это способ существова­ния белковых тел». «Современная философия»: жизнь -способ существования организмов :обмен веществ с окруж.средой, размножение. !Учебник филосо­фии»: жизнь: страдание (Будда, Шопенгауэр), игра (Пушкин), драма (Ортега-и -Гассет), копейка.

Эпикур: «оптимистическая философия» (гедонизм) -наслаждения, удовольствия, но во всем должна быть мера. Человеку мешает стать счастли­вым страх смерти -надо научиться не бояться смерти: когда ты живешь -смерти нет, а когда она наступит - тебя уже нет, и страха тоже нет. Религия: душа бессмертна. Светская наука и мировоззрение: жизнь одна -на этом свете. Ибн Рушд -исламист, но считал, что индивидуальная душа смерт-на, а мировая душа вечна. Бессмертие:

1) для религии -реальность

2) для науки -человек смертей (биол. и пснхол.), а в социальном плане - нет

(генное бессмертие -в детях, в творчестве, мумия, физически -круговорот

веществ в природе, методы релаксации, медитация). Н. Федоров (русск. философ-космист) -«идея всеобщего воскрешения», наука найдет способ - ДНК -для синтезирования из мертвых клеток новых организ­мов. Р.Моуди: «Жизнь после жизни»: исследовал 150 человек в состоянии клинич. смерти (тоннель, свет). Хорошо ли быть бессмертным? Нет. «Право человека на смерть»: человек связан с обществом -близкие, то есть это драма многих. Религия осуждает самоубийство, не освящает такую смерть.

«Биоэтика» - молодая область на стыке биологии, этики, медици­ны, рассматривает проблему жизни и смерти, правовые аспекты аборта, пере­садки органов, приостановление жизни больного (эвтаназия). Эвтаназия изучает проблему остановки жизни у безнадежно больных. Многие считают, что лучше прекратить страдания. Медики против: иногда человек начинает резко выздоравливать.

Нет определенного четкого понятия смерти: 1) остановка дыхания 2) оста­новка сердца, пульса 3) смерть мозга.

58. Роль гуманитарной культуры и становление лич­ности инженера.

Долгое время техническая , инженерная деятельность , разработка новой техники мало учитывала человека . Она была "бесчеловечной". В связи с этим появился термин "человеческое измерение". При разработке новых технологий, надо учитывать, как они воздействуют на человека. Необходимо проектирование с учетом социальных последствий.

Гуманитарная культура специалистов, гуманитаризация технических вузов -очень важны, особенно в наше время: 1) человеческий фактор при разработке техники и технологий 2) гуманитарная культура способствует развитию творческого мышления 3) инженеру необходима управленческая и производственная культура 4) в эпоху общемировых коммуникаций возрас­тает потребность в эрудированных специалистах, знающих иностранные языки и т.д.

Необходим пересмотр программ технических вузов, введение различных гуманитарных наук, гармоническое развитие личности.

59.Социальное предвидение и прогнозирование: осо­бенности , вид, методы, возможности.

Способен ли человек заглянуть в будущее, иметь знания о будущем? К.Поппер: научное прогнозирование невозможно. Г.В.Бондаренко: прогно­зирование очень ограничено, а планирование в науке- вообще абсурдно. Большинство ученых считает, что возможно -тогда возникает вопрос: за счет чего? Имеются онтологические основания, которые позволяют предвидеть будущее.

Предвидение- рациональная процедура, основанная на науке, которая дает знания о будущем, то есть позволяет иметь знания о тех явлениях, состояниях , процессах , которых нет. В результате предвидения вероятностные, предпо­лагаемые знания.

Прогнозирование, предсказание -формы предвидения. Прогнозирование -предвидение, связанное с конкретной, детализацией. Предвосхищение -ретроспективное предвидение. В научной литературе выделяются такие виды предвидения (прогнозирования), как экономическое, научно-техническое и

социальное. С точки зрения времени -кратковременное, текущее, средневре-менное, долговременное и сверхдолговременное. Методы научного предвидения и прогнозирования: 1)метод экстраполя-ции(перенос). Тенденции и закономерности, которые известны, переносятся в воображении на десятки лет (смертность , рождаемость) 2)матем. моделиро­вание 3)метод исторических параллелей 4)метод экспертных оценок: отби­раются грамотные ученые, которые осуществляют поисковое прогнозирова­ние 5)метод сценария- рисуется сценарий будущего. В каждой форме научного познания выделяются предсказательная и прогно­стическая функции( Штофф, Копнин). Они позволяют подготовиться к собы­тиям.

Возникают проблемы достоверности социального предвидения -критерии, возможности, как проверить результаты социального предвидения. Недопустимость «экспериментов над обществом». Специфика методов социального познания: эксперимент здесь трудно ис­пользовать, это связано с очень большой ответственностью. Нет приборов, следовательно остается только сила абстрагирования. Затруднено использо­вание в социальных науках математических методов.

60. Особенности современной цивилизации. Глобаль­ные проблемы человечества.

Особенности современной цивилизации:

1. всеобщий кризис техногенной цивилизации

2. наличие глобальных проблем (экологическая, демографическая, сырье­вая, продовольственная, проблема войны и мира)

3. интеграция человечества вокруг приоритетных общечеловеческих цен­ностей

Решение: надо менять парадигму цивилизации, где все будет определено гуманными ценностями. На Западе это называется постиндустриальным и информационным обществом - однако это разновидность технократического общества. Глобальные проблемы человечества:

1)Экологическая, вызванная деятельностью человека

2)Межнациональные конфликты.

3)Угроэа со стороны ядерного оружия, которое сейчас есть во многих стра­нах.

4)Кризис человеческой духовности.

5)Неизлечимые болезни.

61. Этика науки. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

Этика науки, ученого, научного работника - область профессиональной дея­тельности. Этот вопрос еще недостаточно разработан. Эту область начали исследовать сравнительно недавно.

Этика ученого - профессиональная этика, в которой конкретизируется, моди­фицируется большинство гражданских, этических норм и правил. Хотя есть и специфические своеобразные нормы (например, служащие науке и объектив­ной истине).

Этика ученого определяется прежде всего спецификой научного труда и научной деятельности; профессиональным долгом, а также и требо­ваниями со стороны общества к ученому, что выражается прежде всего в их ответственности.

Два смысла слова «этика»: 1)смысл, тождественный слову «мораль», 2) этика - не сама мораль, а учение о морали, теория морали.

Орешников И.М. «Что такое гуманитарная культура»: этические нормы ученого можно сгруппировать в 3 группы:

1) ученый - истина, т.е. нормы, которые регулируют познавательный про­цесс ученого,

2) ученый - ученые (коллеги); это научное общение,

3) ученые и общество - это этические нормы, которые регулируют отноше­ние между учеными и обществом, выражают требования к научному ра­ботнику.

Группа «ученый - истина». Выделяются главная норма - служение науке, объективной истине. Это означает добросовестность, беспристрастность, убежденность, защита и доказательность своих идей, критичность и самокри­тичность, постоянный труд.

Группа «ученый - ученые». В виду имеются взаимоотношения с коллегами,

уважительное отношение к ученым, которых нет в живых; и уважительное отношение к оппонентам (коллегам). Демократичность, доброжелательность, открытость в научном общении, критичность и самокритичность. Признание заслуг своих коллег. Обязательная публикация своих идей, оглашение их, чтобы они были доступны для коллег. Обмен идеями - это очень важно. Сле­дующими моментами являются плюрализм и борьба мнений, свободомыс­лие, ориентация на творчество и новаторство и т.д.