Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 23 из 25)

Группа «ученые и общество». Главные категории - нравственный и граждан­ский долг и ответственность. Ученый должен отвечать за свои открытия, прогнозировать по возможности их последствия. Ученый должен стремится к гуманизации жизни. Ответственность ученого сейчас очень возрастает (мас­штаб экспериментов, уровень техники, достижений и т.д.). Например, генная инженерия, атомная энергия и т.д.

Что должно осуждаться в науке: недобросовестность, предвзятость, расчет на сенсацию, когда выдвигается идея без всяких доказательств, пла­гиат, борьба с инакомыслием и чистые административные методы в науке, любая антидемократичность. Ф. Бэкон («Новый органон»): «В науке, как в рудниках, должен быть постоянный шум».

Основная проблема: попытаться создать кодекс научного работника. Попытки делались Мертоном, Лазаром, Лейманом. Этика науки, какие функции она выполняет: 1 )регулятивная, 2)ценностно-ориентационная (ак-сиологическая); профессиональная этика ориентирует человека в мире, в науке и т.д. 3)воспитательная функция, 4) преемственная функция; профес­сиональная этика - как нить, связь времен между учеными,

62. Этика инженера: специфика и основные нормы.

В литературе нет однозначного определения инженера. Наиболее распространенное определение ( Большая Советская Энциклопедия): инже­нер -специалист, имеющий высшее техническое образование. «НТП». сло­варь: инженер - специалист с высшим техническим образованием, призван­ный решать технические задачи, связанные с управлением проектирования, разработки, внедрения техники, задач, связанных с организацией и управле­нием производства. Слово «инженер» переводится, как «творец, изобрета­тель» (франц.). В России и СССР слово «инженер» трактовалось неправиль­но. Инженер -это практическая профессия, его задача - овеществить научное знание.

Горохов выделяет 3 типа инженеров:

1. инженер-производственник (занимается производством, организацион­ными проблемами, внедрением)

2. инженер-исследователь, разработчик -сочетает элементы проектирования с наукой. Он ближе к ученому.

3. универсалист (системотехник)-всесторонне подготовленный.

4. инженер социотехнический проектировщик (добавлен И.М.Орешниковым), ссылка на Степина, который считал, что в инже­нерной деятельности были следующие этапы: классический, этап сис­темной техники, социотехническое проектирование ( с учетом социаль­ных и гуманистических аспектов в технике). Инженерия в современном ее понимании должна иметь свои социокультур-ные и гуманистические основания.

Этика инженера: вопрос практически не разработанный. Нестеров, Соколова, Иткин « Инженерная этика». На Западе разработан кодекс инженера (США, ФРГ). Этика инженера -профессиональный вид этики, в которой об­щегражданские нормы и принципы трансформированы и конкретизированы в силу специфики инженерной деятельности.

Этику инженера можно представить в 3 аспектах: 1)инженер -предмет труда (прежде всего техника) 2)инженер -инженеры (коллеги) 3)инженер -общество.

Инженер - предмет труда. Идея : инженер должен разработать гуманную технику (не человек для техники, а техника для человека; постепенно повы­шать свою квалификацию; проявлять трудолюбие и творческий поиск. Ин­женер- инженеры. Культура общения, соблюдение служебной и профессио­нальной этики, критичность и самокритичность, вежливость, открытость, общительность. Инженер -общество: четкое выполнение профессионального долга, соц. и нравственная ответственность за свои проекты (обязательно предусматривать возможные негативные последствия идеи, методы и спосо­бы их нейтрализации). Профессиональная честь и достоинство инженера.

28. Методология научного познания. Проблема класси­фикации методов научного познания.

Методология научного познания может быть определена, как теория поста­новки и решения научных проблем.

Новые проблемы требуют новых методов. С чем Г.В.Бондаренко не согласен, у М. Ворна: он сделал неправильный вывод, что в науке должен применяться единственный метод проб и ошибок. Правильный вывод необязательно по­лучится в итоге верных исходных предпосылок. Таким образом, нельзя со­гласиться с М.Борном, что метод проб и ошибок единственный. Да. такой метод существует, но он несовершенен и не единственен. При использовании самого метода проб и ошибок совершаются также ошиб­ки, на этих ошибках учатся (или нет), но в любом смысле, используя различ­ные пробы, ученый все равно пытается отбирать те пробы, которые раньше себя оправдали.

Тем более не прав М.Борн в отношении общих методов. Обновление кон­кретных методов ничего не говорит о том, что вообще не существует каких-либо общих методов.

И.Павлов писал о методе: «Метод - это самая первая и основная вещь. От метода, от способа действия зависит успех». При хорошем методе, по Павло­ву, даже не очень талантливый человек добьется хороших результатов. Бэкон: «Метод - светильник, освещающий дорогу в темноте. Даже хромой, идущий по освещенной дороге, опередит того, кто бежит по бездорожью». Р.Декарт «Лучше совсем не заниматься научным познанием, чем делать это без всякого метода.

Цель методологии - оценить действенность применяемых в науке мето­дов, выявить наиболее эффективные методы, обосновать наиболее действен­ные методы. Социальная роль методологии - эта роль заключается в поисках все более действенных путей и средств познания. Социальную роль можно рассматривать и как экономическую (эффективный метод экономит средст-ва).

Методология научного познания - это контролируемое человеческим сознанием научное познание. Обосновывает что-либо - человек сознатель­ный, а не верующий.

Самые исходные принципы должны быть обоснованы. Существует два пути обоснования научной методологии:

1. Обоснование методологических следствий, вытекающих из достигнутого уровня познания. Этот пучъ конкретно состоит в следующем;

1) Из специального обозрения и оценки всего многообразия разработок и поисков в отдельной области науки, в некоторой науке в целом, далее в различных науках.

2) Здесь можно сказать, что это обозрение и оценка имеют свою цель, которая заключена в выведении методологических следствий. При таком обосновании осуществляется движение от теории предмета (содержательной теории) к методологии.

2. Обозрение и оценка используемых методов. Тут тоже ставится цель:

выявление среди многообразия методов наиболее эффективных методов. Таким образом, это путь от многообразия методов к методологии. Оба эти пути взаимодополнительны. Нельзя создать раз и навсегда закон­ченную методологию, причем такую методологию, которая позволяла бы вести исследования по стандартным алгоритмам, т.к.:

1. Методология всегда изменяется вместе с развитием научного познания;

2. Т.к. научно-теоретическое исследование не во всех его звеньях есть стро­го логический процесс. Некоторые звенья научного исследования осуще­ствляются интуитивно, без полного осознания. Существует такое направление, как интуитивизм . Р.Декарт писал об интел­лектуальной интуиции, которая позволяет прямо выходить к истине, к сущ­ности. На Западе существует теория, что знание невозможно без веры (на­пример: надо поверить, что 2+2=4, или что две параллельные прямые пересе­каются). Утверждается, что невозможно объяснить аксиомы классической механики без веры в Бога. При этом нельзя утверждать, что интуиция в принципе не поддается познанию, но нельзя и надеяться на возможность ее полного подведения под формально-логическую алгоритмизацию. Таким образом, в научном познании всегда есть место для чутья, интуитивной до­гадки, творческого воображения и вообще научное познание не идет одним путем. Эйнштейн: «Научное исследование - всегда драма идей». Вывод: как и любой области знания, в методологии всегда были свои вопро­сы, свои проблемы, которые надо решать.

Особое значение в науке имеет постановка познавательной задачи, про­блемы. Но не любой ученый способен ставить задачу, проблему:

1. Эта постановка обязательно предполагает широкую эрудицию исследо­вателя. что обеспечивает свободную ориентацию исследователя в со­ставлении разработки определенной области:

2. Широту взглядов (нельзя закрывать свое сознание для любых, даже бе­зумных на первый взгляд, идей). М.Борн: «Эта теория не может быть ис­тинной. ибо она недостаточно безумна»;

3. Умение оценить творческую обоснованность существующих гипотез;

4. Научная смелость.

Гарантирует ли знание методологии успешное решение корректно по­ставленной задачи? Нет, не гарантирует. Ибо знание методологии надо до­полнять еще умением применять методы познания соответственно данной цели исследования, причем во всей конкретности их многообразных прие­мов, т.е. методическим умением.

Чем можно оправдать необходимость, существования общей и даже всеобщей методологии научного познания? Оправдать можно следующими соображениями:

- в любом единичном, выделенном всегда существует общее и даже всеобщ щее;

- любое единичное, любое конкретное обязательно есть единство его особен­ною и ею общего.

Самое общее для любого анализ - движение от целого к его частям, т.е. бе­рется как целое, предмет анализ и рассматриваются его составные части. Единичное - это любая отдельная вещь, так или иначе обособленная от дру­гих вещей. Следует помнить, что слово «вещь» обозначает не только матери­альное, но и идеальное (например: теория тоже вещь). Особенное: 1)по Гегелю - это синтез общего и единичного; 2) это то, что отличает одну вещь от другой вещи.

Общее - то. что имеет вещь за вычетом особенного. Степени общности: менее общее, более общее, еще более общее, всеобщее - предельно общее. В формальной логике менее общее обозначается по отношению к более об­щему, как вид к роду. В Европе формальной логике обучала в основном ре­лигия: католическая, протестантская и т.д.