1.первоначальный буддизм
2.антологизация этики буддизма 3 принятие царем Ашокой буддизма в качестве официальной религии.
В Ки1ае процесс зарождения философии на^-ся "эпохой борющихся царств".
Известные философы: Конфуций и Лао-Цзы. Для древнего Китая характерна опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты, бродячие мудрецы -первые критики мифологии, подготовили эпоху борющихся царств. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицетворяют два взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категория ци -нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится на время существования 6 классических школ.
Буддизм - зародился в Индии в VI-Vвв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственного совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпит поражение.
5. Классическая древнегреческая философия: основные направления, ее значение для современности.
Космологизм ранней древнегреческой философии. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии За этот период были созданы новое, не мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие философы (натуралисты) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - алейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется, вес эти философские направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное. а то и третьестепенное мест пытались познать мир из него самого.
Па первых порах древнегреческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. [Платон. Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, 5орьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.
Особое место в философии античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм философии античности развивали Эмпедокл. Анаксаюр. Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал из которого сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. Согласно Фалесу. это вода. Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь, Эмпедоклу - земля + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.
Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые тельца (угловатые, крючкоподобные, шарообразные):
1 .атомы существуют вне нашего сознания и независимо от него 2.они обладают определенными физическими характеристиками З.они не состоят из более мелких частиц
4.атомы вечны и неизменны
5. все явления природы объясняются свойствами атомов.
Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение древнегреческих. атомистических идей оказалось исключительно большим и предопределило дальнейшее развитие в этой области.
Философия Платона и Аристотеля. Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона, лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, она вспоминает о мире идей. Познание, по Платону, есть воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля, Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальным. По Аристотелю, идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал -материи и формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя существует только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя- это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен.
6. Эллинистически-римская философия, ее главные школы и проблемы.
Особенности античной философии:
- разработка теоретической рефлексивной философии с опорой на разум и интеллект
- разработка почти всех философских мировоззренческих систем (материализм, идеализм, дуализм, диалектика и метафизика, в эллинистически-римский период - иррационализм и неоплатонизм)
- появление самого термина "философия" (Пифагор)
- выделение основных философских разделов : онтология(учение о бытии), гносеология (учение о познании),логика, этика.
- разработка категориального аппарата (Аристотель "Категории" - "бытие", "сущее", "количество", "качество"; Парменид, Анаксимен, Анаксимандр)
- разработка методов философского мышления и исследования - диалектический, критический, диалог, ирония и др. методы
- выделение и обоснование общечеловеческих социальных и духовных ценностей (труд, знание, учеба, свобода, справедливость, добро, истина, красота)
- большое внимание уделялось проблеме человека, личности (Протагор :
"Человек есть мера всех вещей")
- разработка активного деятельного подхода к миру, природе. Великие идеи античной философии:
1.Атеистическое учение(Демокрит, Левкипп, Эпикур, Лукреций Кар). Все в мире состоит из атомов (неделимых невидимых частиц) и пустот.
2.Идея развития. Считалось, что в жизни все меняется. Гераклит: "Все течет, все меняется", т.е. все развивается. Идея спиралевидности развития, противоположности - источник развития. Платон развивал диалектику идей, Гераклит - диалектику вещей.
3.Разработка логики - науки о мышлении (Аристотель). Он сформулировал 3 закона формальной логики:
- закон непротиворечия (2 противоречивых суждения не могут быть истинными)
- закон тождества (во всех рассуждениях предмет должен оставаться одним и тем же)
- закон, исключающий третье (третьего не дано).
4.Категория "бытие" была введена др.греками. Попытка разработки онтологии ( науки о бытии). Парадоксы (так наз. апории) Зенона : Ахиллес не догонит черепаху, летящая стрела.
5. Идеи социально-философского плана: вопросы этики, эстетики, сущности и внутреннего мира человека. Разработка теории государства и права. Основные принципы эллинистически-римской философии:
1.Равенсгво всех народов.
2.Разработка этики.
3.Возникает гедонизм (от слова "удовольствие") -Эпикур, Аристид. От жизни надо получать удовольствие, но в меру, соблюдая принцип "золотой середины". Человек несчастен, так как боится смерти - нужно преодолеть этот страх.
4.11роблема смысла жизни и счастья (Сенека, стоики, Марк Аврелий). Этическое учение в философии CoKpaia, Эпикура, стоиков.
Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
Сократ - древнегреч. философ учение которого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Об учении Сократа.. который ничего не писал- можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Дал образцы определения и обобщения этических понятий, например "доблести" и "справедливости". В споре старался опровергнуть собеседника не относящимися к теме вопросами, дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика Сократа рационалистична. По Сократу, дурные поступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле.
Эпикур - греч. философ, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. В этике Эпикур обосновывает разумное наслаждение. в основе которою лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения спокойного и радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой (атарксия).