Стоики - представители философии учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической культуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Один из представителей: Зенон. Считали, что главная задача философии в этике, знание • лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.
7. Христианская средневековая философия: проблемы веры и разума, природы и универсалий.
Основные проблемы средневековой (v-xivbb) философии:
1.Главная тема - геоцентризм, т.е. в центре внимания бог. Теология - систематизированное учение о боге. 2-Креационизм (Бог сотворил мир из ничего)
3.Провиденциализм (человеческая история - реализация божественного плана)
4. Большое значение придавалось тексту (Библия). Герменевтика -искусство понимания, толкования текста.
5. Схоластическое (догматическое) мышление. Абсолютная вера в священные писания. Этапы средневековой философии: патристика (V-ГХвв), схоластика (IX-XIVBB). Использование законов формальной логики при доказательствах. б.Задача средневековой философии - логически доказать истинность веры. Поскольку требовалось рационально объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского - все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутри бытия, порядок установленный ботом. Философия Фомы - попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви.
Идеи средневековой философии:
1.Природа и человек - творения бога, все зависит от его воли. Такая точка зрения - креационизм. Творящее начало сверхъестественно. Природа пассивна. 2. Философия оптимистична (миром правит добро). Отличие бытия от сущности вещей в том, что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать только разумом.
Наиболее влиятельным течением философии XIII в. явился номинализм -реально существуют лишь отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.
Идейная борьба средневековой философии не исчерпывается борьбой между школами внутри схоластики. Самой схоластике противостоят мистика и оккультизм, которые ставили авторитет церкви и ее учения еще ниже, чем свидетйньства личного чувства и субъективною сознания. Существовала проблема гармонии веры и разума.
Проблема природы универсалий (общих понятий): спор о святой троице. Первая точка зрения: что нужно признать существование троих , а не трех в одном. Другая точка зрения (Абеляр): Бог один, но имеет 3 способа выражения - сила, мудрость, благодать. Таким образом была поставлена проблема общего и единичного. Существует 2 направления : реализм (общее существует само по себе, независимо от вещей - по Платону и Аристотелю) и номинализм (реально существуют только единичные вещи, общими могут быть имена).
Проблема человека (души и тела), свобода воли человека, добра и зла -Августин Аврелий. Большое внимание уделено вопросу личности человека. Человек сам виновен в своих грехах, он ответственен перед Богом и другими людьми. Человек создан по образу и подобию Бога -т.к. Бог обладает волей, то и человек обладает волей.
8. Мусульманская философия средневековья (Аль-Фэраби, Ибн-Рушд, Ибн-Сина).
Аль-Фэраби - (870-950) - ученый и философ, систематизатор восточного перипатетизма (аристотелизма). Ввел распространенное в средневековой мусульманской философии деление рассуждений на 5 типов, исходя из которого решался вопрос о соотношении между философией, теологией и религией: аподиктические(абсолютно истинные) - фундамент науки, философии;
диалектические (в основном истинные) и софистические (в основном ложные). которые лежат в основе спекулятивной теологии; риторические (в равной мере истинные и ложные) и поэтические (абсолютно ложные), которые являются основой религии. Развивал идею добродетельного города с правителем - философом и духовным руководителем (имамом).
Ибн-Рушд или Аверроэс (1126-1198) - арабо-испанский философ. Большинство его трудов - комментарии к сочинениям Аристотеля. Утверждал. что истина постигается лишь философами (учеными), т.к. только они оперируют доказательными рассуждениями, но отнюдь не теологами, исходящими из диалектических (в аристотелевском смысле, т.е. вероятностных), посылок, и тем более не обычными верующими, довольствующимися риторическими изречениями. Вместе с тем Ибн-Рушд считал, что посредством сим-волико-аллегорического толкования аяты Корана могут быть приведены в соответствие с научной истиной, даже если их буквальный смысл противоречит выводам доказательства. Считал, что поскольку религия необходима для нормальной жизни общества, философы не должны разглашать свои истины перед широкой публикой. Деятельность теологов должна быть запрещена, т.к. они вносят в общество раскол, ведущий к кровавым конфликтам. Доказывал извечность мира, отвергал чудеса, индивидуальное бессмертие, а первоначало сущего (т.е. Бога ) отождествлял с природой вещей. Считал, что функция божества - превратить потенциальные, внутренние присущие пер-воматерии формы в действительные. Философия Ибн-Рущда оказала большое влияние га развитие европейского свободомыслия.
Ибн-Сина или Авиценна (980-1037) ученый, врач, философ, автор энциклопедических трудов, представитель восточного перипатетизма. Написал "канон врачебной науки" - свод накопленных к тому времени медицинских знаний и собственных наблюдений, последователь античной традиции, прежде всего Аристотеля, а также стоиков и неоплатонистов. Стремился приспособить философию к практическим потребностям жизни и задачам естественнонаучных исследований. В разработанной им классификации наук устанавливается связь теоретических дисциплин (физика, математика, метафизика) с практическими (этика, домоустроение, политика),с одной стороны, и с ремеслами, производством, торговлей, медициной - с другой.
Связь эта осуществляется путем выделения в теоретических науках первичных, "фундаментальных", и вторичных, "прикладных". К своего рода прикладной метафизике Ибн-Сина относит знания , касающиеся откровения и потусторонней жизни, т.е. религии. Происхождение последней он объясняет необходимостью для поддержания законов, полученных от Бога. предельное основание бытия, олицетворяемое в религиозном сознании Богом, он отождествляет с вневременной целостностью сущего, а мир - с совокупностью вещей .существующих в пространстве и во времени, которые сами по себе лишь возможны, но поскольку включены во всеобщую систему причинно-следственных связей,- необходимы.
9. Философия эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.
Эпоха Возрождения - XIV-XVIaa. Начало возрождения античной философии и культуры. Характерные черты мышления этой эпохи:
1.Антропоцентризм - в центре философии не Бог , а человек. 2-Гуманизм - как движение. До этой эпохи появлялись лишь отдельные гуманистические идеи. Человек начинает рассматриваться, как высшая ценность, цель общественного развития.(Данте "Божественная комедия". Мон-тень "Опыты", Эразм Роттердамский "Похвала глупости"). Культ творчества, художника и красоты..
3.Пантеизм ("Бог во всем"). Бог отождествляется с природой.
4.Наука становится главной опорой в исследованиях, развивается теория естествознания. Наука и философия отходят от религии (Коперник. Галилей, Кеплер).
5.Реформаторская работа - пересмотр многих положений религии (Лютер, Кальвин).
6.Появляется утопизм (Мор. Кампанелла).
Главная проблема - проблема человека. Идеи равенства людей, социальной справедливости.
Социально-политические идеи: Н. Макиавелли "Государь" - "цель оправдывает средства" — попытка освободить политику от морали и религии.
10. Философия Нового времени (XVII - XVIII в.в.): культ науки и разума.
Научная революция и философия 17 в. (Бэкон. Декарт. Спиноза. Лейбниц) Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур, философии. В тот же период имеют место попытки философов -заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления, как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философии был направлен на вопросы познания - Ф. Бэкой развивал учение о индукции. Декарт - понятие метода в философии
На первом плане проблемы гносеологии. Два основных направления философии.:
1. Эмпиризм - направление в теории познания которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний.
а) Идеалистический подход (Беркин. Юм) Эмпирический опыт - совокупность ощущений и представлений, величина мира = величине опыта.
б) Материалистический (Бэкон, Гоббс). Источник чувственного опыта -существующий, внешний мир.
2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.
Ф. Бекон - развивал учение о индукции. Неполная индукция - исключение логического доказательства до получения противоречия. Заслуги: 1 )восстановил матер, традицию в европейской философии 2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц 3) один из основателей механики "движение- неотъемлемый атрибут материи" Рейс Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в философии учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, которая явл. причиной всего сущего и не более того. Главная задача человека - господство над другими автоматами, когда человек достигнет истинного знания при двух условий: 1) знание естественной очевидности; 2) знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза развил материалистическую сторону учения Декарта, противопоставив дуализму материалистический монизм - философское воззрение, со' '.чсно которому все мнишибразис мира w '••: • -няется с помощью единой субстанции - материи либо духа. Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.