Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 5 из 25)

Философия Просвещения. После продолжительного периода господства схоластики передовые умы эпохи Просвещения стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало. Быстрее всех развивалась механика. Ее строгие математич. законы попытались обобщить до уровня

природы естественные законы жизни. Так и появился механистический ма­териализм, но человечество тогда не имело возможности изучить природу вообще, следовательно стараясь систематизировать полученные знания, вы­деляя в каждом объекте его отличительные черты, отвлекая или не обращая своего внимания на тот факт, что сам изучаемый объект может меняться Ошибочность этого метода была показана основателями диалектического материализма К.Марксом и Ф. Энгельсом. После открытия Дарвином его эволюционной теории стало ясно, что каждый объект или природа в целом должны быть изучены в процессе их развития.

Представители Механистического материализма не учитывали и активности сознания, видя в нем лишь пассивное отражение матер, действительности. В виду этого они утверждая, что сознание человека, его поведение, образ жиз­ни определяются устройством его тела, выдвигали и такой взгляд. Человек, говорили они, часть природы, он материальное существо полностью от нее (ависящее. Природа воздействует на человека, и все, что он чувствует, дума­ет и делает, есть лишь отражение этого внешнего воздействия. Подчеркивая нашу зависимость от окружающей

юйствительности. эти философы сводили отношения между человеком и (нешним миром к воздействию этого мира на человека.

Основные аспекты: 1) вместо основных догматов (религии) на первое место -рассуждающий разум; 2) атеистичносгь; 3) очень прагматична, исследует 1еловека с позиций полезности для общества; 4) "Наука и прогресс" - глав-1ЫЙ лозунг. Наука - средство, прогресс - цель; 5) Просветительство (ликбез);

') механистический материализм

11. Классическая немецкая философия, ее основные рилософские и социальные идеи.

[емецкая классическая философия (ПКФ). В конце XVII - н. XIX вв. Герма-|ия приближалась к буржуазной революции. Философская революция пред-юствовала политическому перевороту. Важную роль в формировании НКФ Ы1 ради достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности. Счи­тал, что решению таких проблем в философии как проблемы бытия, морали и роли! ни должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Утверждал существование некоего предмета вне нашего сознания, который он называл «вещь в себе» («ноумен»). Но последняя с другой стороны, принципиально непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию (трансцендентной). Два периода творчества - докритический и критический.

Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной из туманно­сти, понятие отрицательных величин, для познания большую роль играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через ин­теллектуальную интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помо­щью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис - проти­воположное высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсо­лютная идея - мировой разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему катего­рий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе.

Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отра­жения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есгь образ объективного мира. Основные идеи:

1. возрождение диалектической традиции

2.переход от субъективного и "трансцендентального" идеализма "(Кант) к объективному идеализму на основе диалектической методологии (Гегель)

3.критика традиционной "рассудочной" метафизики и стремление предста­вить филосо4)ин) как сисьему научного знания (Фихте, Гегель) 4.обращение к истории как к философской проблеме и применение Гегелем диалектического метода к исследованию истории.

12. Марксистская философия. Проблема диалектики и материалистическое понимание истории.

Основные тезисы: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания;

2)марксизм открыто признал свою связь с интересами определенного класса -пролетариата; 3) как следствие, ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразова­ния, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности; 4) отсюда центр философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отно­шений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец, сами по­знание и мышление были поняты по-иному. Мышление стало рассматривать­ся не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Основной принцип: антагонизм между производственными силами и произ­водственными отношениями - движущая сила в переходе от одной к другой общественно-экономической формации (исторически определенный тип общества, представляющие особую ступень его развития). История рассмат­ривается объективно, вне личности. Для этого: общественное бытие и созна­ние. Общественное бытие - материальное отношение людей к окружающему миру, прежде всего к природе, в процессе производства мат. благ, и те отно­шения, в которые вступают люди между собой в процессе производства. Общественное сознание - осознание обществом самого себя, своего общест­венного бытия и окр. действительности. Бытие определяет сознание, обрат­ное - неверно.

Диалектика материального и идеального.: в марксизме это было слабое место. Делался такой вывод: в мире нет ничего, кроме материи. Однако признава­лось, что сознание идеально. Маркс в «Капитале» пишет, что идеальное - это есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразовавшееся в ней- Идеальное превращается в материальное (через собственную практику). Маркс писал, что наука превращается в непосредст­венную производительную силу: «Техника - это есть овеществленное зна­ние». Материя первична, сознание вторично - угловое утверждение.

13. Иррационалистическая традиция в философии XIX в. (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Иррационализм - идеалистическое течение в философии. Отрицает или oi-раничивает возможности разума в процессе познания и делает основой миропонимания нечто недоступное разуму. Это течение широко распростра­нилось в связи с кризисом в обществе в к. ХГХ-н.ХХвв. Особенно проявляет­ся в таких течениях, как философия жизни и экзистенциализм.

Серен Кьеркегор (1813-1855) -датский философ. Критиковал Гегеля за "объективизм", т.е. стремление понять личность в исторически конкретной системе объективного духа. эту точку зрения Кьеркегор отвергал, как от­дающую личность во власть "анонимного" господства истории и тем самым лишающую ее свободы. Кьеркегор разработал свою диалектику экзистенциа­лизма - субъективную диалектику: на пути к Богу человек проходит три стадии - эстетическую, этическую и религиозную. Эстетически живущий индивид получает удовольствие от жизни за счет отказа от обретения истины своего существования. Этот отказ неизбежно влечет за собой неудовлетво­ренность и отчаяние. Самое глубокое отчаяние наступает на этической ста­дии и приводит человека к осознанию религиозного значения своей лично­сти. Кьеркегор критиковал Реформацию за отход от строгости в вопросах религии.

Артур Шопенгауэр (1788-1860)- немецкий философ-идеалист. Априор­ные формы Канта - время, пространство, категории рассудка - сводятся Шо­пенгауэром к единому закону "достаточного основания". Субъект и объект рассматриваются как соотносительные моменты, из которых складывается мир как представление. Мир - это "вещь в себе". Он обладает "волей к жиз­ни", которая дробится на множество "объективации". Каждая объективация стремится к господству - возникает борьба за существование. Высшая объек­тивация - человек. Каждый познающий индивид сознает себя "волей к жиз­ни", а всех других рассматривает, как нечто зависящее от него, что порождает эгоизм. Государство не уничтожает эгоизм, т.к. оно лишь система сбаланси­рованных частных воль. Преодоление эгоизма происходит в сфере искусства и морали. Высшее из искусств - музыка. Страдание заключается в самой воле к жизни, оно неизбежно, т.к. человек всегда недоволен имеющимся. Основа­нием морали является чувство сострадания.