Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 6 из 25)

Фридрих Ницше (1844-1900) немецкий философ, представитель ирра­ционализма. Начал заниматься философией под влиянием Шопенгауэра. В своем первом сочинении "Рождение трагедии из духа музыки" сопоставлял 2 нячлла (^ытия и культуры дионнсийское (жизненное, буйное, трагическое) и аполлоновское (созерцательное, логическое, интеллектуальное). Видел идеал в достижении равновесия этих начал.

Ницше стремился преодолеть рациональность философского метода: не вы­страивал понятия в систему, а представлял их в виде многозначных симво­лов.

Ввел понятие "сверхчеловека" - культ сильной личности, стоящей вне всяких моральных норм (существовавших в то время, т.к. этот человек был предста­вителем будущего). Критиковал все моральные ценности, в т.ч. и христиан-ства.

14. Русская религиозная философия XIX - XX веков. Проблемы человека, свободы и творчества.

Появилась в 17-18 веках. Очень своеобразна и сильно отличается от ев­ропейской философии. Особенности:

1.Особый тип мышления и философствования. Если западно-европейская философия преимущественно опиралась на рационализм и научные крите­рии, то русская философия - на духовный опыт, стремясь понять мир не только умом, но и душой. Особенно ярко это выражено у В.С.Соловьева - он стремился к синтезу науки, религии, философии, искусства; считал , что ев­ропейская философия изучает мир однобоко. В русской культуре 19 века преобладала литература, поэтому философы склонялись к литературному языку и изложении^ метафоры, идиомы и т.д.). 2-Онтологизм (учение о бытии). Софиология - мудрость в бытии.

3.Панморализм (этизм). Русские философы все проблемы рассматривали в свете морали, моральных ценностей.

4.Космизм. Человек рассматривался, как микрокосм - он находится под влиянием космоса, на него распространяются законы Космоса.

5.Антропоцентризм. Человек и его свобода и творчество находятся в центре философствования (особенно у Бердяева).

40-бОе гг. 19 века: западничество(0гарев, Грановский, Тургенев) и сла-вянофильство(Киреевский. братья Аксаковы). Революционно-демократическое направление - Герцен, Чернышевский, Доб­ролюбов, Писарев. Позже развивается марксистская философия - Плеханов, Ленин. Достоевский и Толстой - философствующие писатели (идеи гума­низма. общечеловеческих ценностей, теория ненасилия - у Толстого). Философию к.19-н.20вв. обычно называли философией "серебряного века". К этому времени преобладала религиозная философия -Соловьев, Леонтьев, Данилевский, Бердяев, Булгаков, Флоренский, Розанов, Франк, Федоров, Федотов.. Шестов, Ильин.

Проблемы:

1.Специфика философии -многие философы религиозного толка считали, что философия -не наука, а особая синтетическая форма освоения мира, мировоззрение. Лосский считал философию наукой, он занимался логикой, математикой ("Философия -наука о всеобщем". )Но он считал, что и в фило­софии, и в науке велика роль ннгуиции.

2. Онтологическая проблема. Идея космизма (сейчас используется в мировой философии). Соловьев разработал философию "всеединства" -сущее, или бытие, едино, космос един. человек - часть космоса. Вернадский -идея ноосферы. Он заметил, что человек превращается в гроз­ную экологическую силу. Нужна ноосфера, где будет править наука, будет оптимальное природопользование.

3.Гносеология слабо представлена в русской философии. Но были интерес­ные идеи:

- цельного( целостного) знания о мире (Соловьев)

- понятие "истина" в русской философии не такое, как в западной. Западное понимание истины - аристотелевское (соответствие мысли предмету), она объективна, отдельна от человека. В русской философии истина существует сама по себе. ее источник - Бог.

4. Философская проблема человека. Человек - центр русской философии. Человек - целостная система, единство телесного и духовного.

5.Проблема социальной философии (философии истории). Русские философы "серебряного века" большое внимание уделяли истории, пытались дать ее философское понимание. По их мнению, человеческая история придумана Богом, все идет по божьему промыслу. Эсхатология - учение о конце света. Центральная проблема - судьбы России, ее связь с Западом и Востоком;

место России в мире. Философия консерватизма: Леонтьев считал, что Запад негативно влияет на Россию, убивает русскую самобытность. Запад гниет. культура в упадке, он несет культ денег, бездуховность, безнравственность. Идея Леонтьева - византизм, византийская культура. Выдвигал идею объе­динения всех славян. Данилевский -идея "культурно-исторического типа"( нет единой цивилизации - есть отдельные культурно-исторические типы). "Русская идея" - теория, согласно которой у России свой особый путь разви­тия, особое место в мире.

Проблема интеллигенции - интеллигенция должна занимать оппозиционное положение по отношению к правительству и защищать интересы масс.

15. Западная философия XX века. Отношение к разуму и науке.

Так как каждая философия выражает свою эпоху , то 20 век - весьма противоречивый - очень противоречиво выражен в различных философских направлениях. Основные тенденции в современной западной философии:

1 .Антропоцентризм. Это преобладает в течении философской антропологии, которое возникло в 20-ЗОе гг. 20 века. Это течение пытается дать целостное представление о человеке, но упор делается на его природу и духовность. (Тейлор "Положение человека в космосе"). Основная идея: человек не являет­ся высшим существом Вселенной, он очень мало приспособлен к жизни в природе, поэтому несовершенен, слаб. противоречив.

Другое течение - экзистенциализм, или философия существования (Сартр, Камю, Бердяев, Ясперс, Хайдеггер, Шестов). Это течение показывает весь трагизм, абсурдность человеческого существования.

2.Лингвитстический поворот в философии. Язык становится главным пред­метом исследования для многих философских направлений. Герменевтика -возникла в 20-ЗОе гг. Ее приверженцы считают, что главная задача филосо­фии - истолкование текстов. Аналитическая философия объединяет несколько школ и направлений:

- неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн)

- постпозитивизм (Кун, Поппер).

Главный философский метод аналитической философии - анализ., главная проблема - изучение языка с помощью логики и даже математического ана­лиза.

Семиотика - философская дисциплина, изучающая знаковую систему. Структурализм - 20-ЗОе гг. - возникает как метод сперва в гуманитарных дисциплинах, затем переходит в естествознание.. Пытается найти универ­сальную структуры бытия - физические и ментальные. -Поэтому изучается язык.

3.Установка на плюрализм и мозаичность философии - не может быть еди­ной философии. У философов нет абсолютно истинных и ложных точек зре-ния-

4.Постмодернистская тенденция, модерн в культуре и философии претендует на открытие общего, универсального, сущности и законов. Считалось, что модернизм может создать универсальную философскую систему, где раскры­вается сущность бытия. Постмодернизм все это отрицает. Акцент делается на различие , индивидуальность. Основная идея : наша жизнь - игра. Никаких законов нет, все несерьезно.

5.Усиливается диалог и взаимообогащение культур и философий Запада и Востока. С Востока - неразрывность субъекта и объекта, слитность с приро­дой . На Западе - отдельность субъекта и объекта, природу надо покорять -экологический кризис.

Характерные для 20 века стили философского мышления:

1.Прагматический и утилитарный стиль философского мышления. Старая философия оторвана от жизни, философия должна служить делу. критерием должны быть практика, дело, действие. Идея ситуации: все вос­принимается в зависимости от ситуации, нет общих подходов, законов.

2. Феноменологический метод, философия должна быть точной строгой нау­кой, помогать ученым получать объективные знания о мире. Надо изучать феномены (явления) непосредственного опыта, освобождающегося в знании от натуралистического. Натурализм -установка отразить предмет таким , какой он есть. Проблема в том, что познание идет через сознание, что накла­дывает субъективное восприятие человека на истинную картину. Надо стре­миться к слиянию объективного и субъективного, а для этою надо изучать феномены чистого сознания. Наличие физического мира не учитывается, тем самым изучаются идеальные сущности, смыслы предмета. В нашем сознании субъект и объект едины, несколько человек при рассмотрении предмета при­ходят к единому мнению - т.е. сущность одна.

3.Экзистенциалистский стиль мышления и философствования. Использует литературный эмоциональный, не строго определенный стиль (с т.зр. науки). Человек рассматривается с "точки зрения страданий (драмы, литер, постанов­ки).

4-Психоаналитический стиль философствования. З.Фрейд. Юнг, Фромм, Маркузе).Иррациональный стиль мышления. Фрейд открыл бессознательное в нашей психике и с этой точки зрения он пытался объяснить культуру, поли­тику и т.д. Слишком переоценивал сексуальную основу поведения человека, не учитывал роль социальной среды. Маркузе - выделял роль социальной среды , как основу в формировании личности, развитии человека, но не изу­чал личность, как таковую.

5. Постмодернистский стиль мышления -отрицает философию, т.к. она имеет дело со всеобщим.