Смекни!
smekni.com

Шпора 4 (стр. 8 из 25)

Кант считал, что пространство и время - это априорные формы созерцания. (априори - нечто данное до опыта, помимо опыта, независимо от опыта) -пространство и время - это есть врожденные идеи. Э. Мах: Пространство и время есть упорядоченные ряды моих ощущений. (без субъекта нет объекта).

4 концепция: (материалистическая) («Введение в философию» ч. II, М. 1989г)

1. Субстанциональная: пространство а время • самостоятельные сущности, йутцссгвующие сами по себе. Это метафизическая материалистическая позиция. Наиболее развита была у И. Ньютона - пространство и время абсолютны, везде одинаковы.

2. Реляционистская (реляция - отношение): пространство и время сущест­вуют и возникают в результате взаимодействия материальных систем, в результате определенных отношений.

3. Материально-диалектическая (Энгельс, Ленин, современное учение:

Готт, Чудинов Энгельс Матвеевич).

Пространство и время - это формы бытия, существующей материи. От движущейся материи зависят пространственно-временные характеристи­ки. Пространство - форма бытия материи, которая характеризует протя­женность, соразмерность, структурность материальных систем. Время -это есть форма бытия материи, характеризующая длительность, последо­вательность, очередность протекающих событий, явлений и процессов. Общие свойства пространства и времени:

- объективность,

- абсолютность и всеобщность, (нет ничего, чего было вне пространства и времени),

- прерывность и непрерывность (апории (неразрешимые задачи) Зенона:

парадокс о черепахе, о стреле. Решение А=А и не А),

- конечность и бесконечность,

- пространство и время - относительно. Классическая физика считает, что пространство и время везде одинаково и абсолютно. Однако были сделаны открытия, не подтверждающие эту теорию:

Неевклидова геометрия: две параллельные прямые пересекаются и т.д. Теория относительности Эйнштейна; пространство и время изменяются в зависимости от движения материи, особенно характерно для тел, движущих­ся с гигантскими скоростями (длина укорачивается, время замедляется). Кривизна пространства - времени между огромными телами с огромными равитационными полями.

Специфичные особенные свойства пространства: протяженность, Зх лерность. однородность. Ученые сейчас обсуждают проблему многомерности цюстранства.

Специфичные свойства времени: длительность, одномерность однонаправленность): время «течет» от прошлого к настоящему к настояще-iy, от настоящего - к будущему (три модуса времени: прошлое, настоящее, |удущее);прошлое - память, настоящее - созерцание, будущее - творчество;

[еобратимость времени; в науке обсуждается проблема инверсии (обратимо-ги)времени.

Специфика пространственно-временных отношений в биологических и оциальных процессах: («Введение в философию» под ред. Фролова). иологические пространственно-временные отношения: симметрия и асим-етрия. Для живых организмов характерно внутреннее время. Оно находится

как бы в уплотненном виде и содержит прошлое и будущее (встречается

идея, что будущее определяется настоящим). Социальное пространсгво и время: они носят очеловеченный, окультуренный характер и есть формы деятельности людей. Социальное пространство и время носят объективно субъективный характер. Пример: время: историче­ская 'эпоха. Пространство: пространств города и пространсгво деревни. Вре­мя: темпы ускорения и замедления. Индивидуальное время (конечно). Время^ нации, социальные группы, поколения.

18. Многообразие и единство мира. Системная органи­зация материи.

1. Проблема единства в философии - каждый философ развивал ее по-своему. Эта проблема вытекает из многообразия мира. Тезис „• единство мира в его многообразии.

Античная философия: мир един, т.к. сделан из одного материала. Это было ударом по религии и стартовой позиции для дальнейшего понимания един­ства.

Объективный идеализм : единство определяется наличием объекта. Платон, Фома Аквинат, Гегель - взгляд на единство через природу абсолютной идеи, мирового разума. Отличия Гегеля - единство мира у него пронизано духом взаимосвязи и развития, т.е. духом диалектики. Классический подход (Кант, Беркли, Юм). У Канта одновременно существо­вали без взаимосвязи 2 субстанции - вещи в себе (природа) и явления (чело­веческие ощущения, содержание которых не связано с природой).

2 подхода в понимании единства - монистический (мир един) и дуалистический (Кант).

2-Взаимосвязь как интегральное свойство единства. Взаимосвязь - способ проявления вещи в процессах ; как отношение , благо­даря которому каждое многообразие существует как отдельное и позволяет существовать с другими отдельными. Каждая вещь существует, имея состав­ляющие, которые выступают как некоторая структура и обладают системой, т.е. благодаря взаимосвязи вещь существует. Мера единства выражена во взаимосвязи: 1) я есть 2)я есть среди подобных мне.

Взаимосвязь приводит к изменениям (следовательно имеет место движение), а движение ведет к развитию - цепочка Гегеля.

3.Матерналыюе единство мира. Суть гегелевской цепочки вытекает из мони- -стического подхода , это материалистическое понимание. В мире нет ничего, кроме материи и свойств материи - формула единства мира. Материя - все» что существует объективно.

4.Субстанциональность мира. Субстанция - "сущность". Субстанциональ­ность - бытие в единстве своих составляющих. Если вещь выражается внут­ренним единством составляющих, о ней можно говорить как о субстанцио- . нальном. Сознание субстанционально, как духовное. Мир субстанционален, т.к. характеризуется внутренним единством. Отличие субстанции от материи - внутреннее единство.

19. Диалектика как учение об универсальных связях, изменении и развитии. Софистика и эклектика как ме­тафизические альтернативы диалектики.

Диалектика -учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Термин "диалектика" ввел Сократ. Наиболее яркое проявление античной диалектики - Гераклит, согласно которому мир, нахо­дящийся в постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в веч­ном становлении, движении , единстве противоположностей. Элейская шко­ла резко противопоставила мысленный и чувственный мир, единство и мно­жественность. На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрица­тельная диалектика софистов, которые, отойдя от диалектики бытия натур' философов, привели в бурное движение человеческую мысль с ее противоре­чиями , неустанным поиском истины в спорах. Однако, преувеличив относи­тельность человеческих знаний, они дошли до релятивизма, доведя диалек­тику до крайнего скептицизма. Софистика - рассуждение, основанное на заведомом нарушении законов и принципов формальной логики, на употреб­лении ложных доводов и аргументов, разновидность метафизического мыш­ления.

Платон : диалектика - это поиск истины с помощью вопросов и ответов. знание относительно сущего и истинно сущего. Дал диалектику таких кате­горий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. Бытие по Платону — активно самопротиворечивая координированная раздельность. Аристотель^ трактовал диалектику не просто как абсолютное знание, но и как знание только еще возможного.

В средние века диалектика оказалась в сфере теологии . Отождествление пантеизмом Бога и природы вело к тому, что Бог из творца мира превратился в принцип самодвижения всего сущего. Н. Кузанский - учение о вечном движении. Диалектические идеи единства развивались Д.Бруно. Философия Нового времени: несмотря на господство метафизики (учения, отрицающего развитие бытия через противоречие), выдвигались диалектичен скис идеи. Декарт -идея неоднородности пространства. Спиноза : "Свобода -осознанная необходимость".

Классическая немецкая философия -разработка на идеалистической основе целостной концепции диалектики как универсальной теории и метода позна­ния мира. Вершиной классической идеалистической диалектики явилось учение Гегеля, который представил весь природный, исторический и духов­ный мир в виде процесса. По Гегелю, каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и развитие. Диалектика в марксизме: рассматривается и как теория познания', и как диа­лектическая логика.

Диалектика природы: нашла свое теоретическое осмысление в открытии закона сохранения и превращения энергии, учении Дарвина, таблицы Мен­делеева, теории относительности Эйнштейна, квантовой механике, генетике, кибернетике и т.д. Фундаментальными проблемами диалектики природы являются прежде всего противоречивость природных процессов как их сущ-ностная характеристика, , соотношение качественно различных типов изме­нений в природе и их обусловленность количественными изменениями, иерархия различных уровней организации материи, становление человека, переход от природы к обществу.

Диалектика общественной жизни: основные проблемы -диалектика субъек­тивного и объективного в истории, взаимодействие производительных сил и производственных отношений, взаимосвязь производственных отношений с политической и юридической надстройкой и соответствующими ей формами общественного сознания, взаимоотношение общества и природы, личности и общества.

Эклектика - соединение разнородных идей, принципов, теорий. Подмена одних логических оснований другими, метафизическая абсолютизация из­менчивости и относительности человеческого познания.

20. Противоречие, его сущность, структура и роль в развитии. Основные законы диалектики.

. Впервые концепцию противоречия ввел Гераклит. Противоречие диалекти­ческое - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутрен­нем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира. и познания.