Содержание
Введение…………………………………………………………………..3
1. Начало позитивизма…………………………………………………..4
2. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма……………………5
2.1. Экзистенция и поиск «Повторения»…………………………...6
3. А.Шопенгауэр – родоначальник «философии жизни»…………...7
4. Ф.Ницше и «философия жизни»…………………………………….9
Заключение………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………12
Введение
В XX в. философия развивается по разным направлениям, в разных философских контекстах. Понятно, что неклассическая философия не явилась на свет, как джин из бутылки. В качестве одной из тенденций она присутствовала в недрах широко понятой философской классики. В античную эпоху это умонастроение явным образом выражали софисты и киники, в средние века – английские номиналисты, в Новое время – эмпирик Д.Локк и скептик Д.Юм. Оно присутствует даже у И.Канта. Но только в XX веке это умонастроение стало господствующем. И такая смена основной тенденции дает повод говорить об особом неклассическом периоде в развитии философии.
Ситуация формирования неклассической философии чрезвычайно интересна, поскольку совпадает с расцветом философской классики. Одними из основных философских течений XX века являются: позитивизм, экзистенциализм и «философия жизни».
1. Начало позитивизма
Позитивизм есть очень широкое и многообразное философское течение XIX – XX столетий, основанное французом О.Контом (1798 – 1857). Философским течением можно называть позитивизм только условно, поскольку позитивизм отрицает всю традиционную, всю классическую философию и ставит на ее место «позитивную науку».
Позитивизм в учении Конта – позитивная или научная стадия, которая заменяет метафизическое объяснение научным. Учение Конта основано на отрицании метафизики. В этом заключается основная специфика позитивизма.
Особенность позитивизма в том, что он всю философию отождествляет с метафизикой и отбрасывает ее всю как ложную форму сознания.
На место «метафизики» позитивисты ставят «науку». Но не ту науку, о которой идет речь в «Наукоучении» Фихте, «Науке логики» Гегеля, в марксизме и которую марксизм тоже противопоставляет философии. Наука здесь понята в соответствии с той традицией, которая идет от английского эмпиризма – как наука чисто эмпирическая. Позитивизм отрицает по существу всякую теорию как «метафизику». А значит, он отрицает существенную часть самой науки.
Отрицая философию, позитивизм отрицает всякую теорию, он отрицает теоретическое мышление. Именно на теоретическом мышлении сходится серьезная философия и наука.
Позитивистская социология Конта была не чем иным, как реакцией на Великую французскую революцию. И она была той «стабилизационной» общественно-политической теорией, которая допускала социальные изменения только по воле начальства.
Назначение своей «позитивной философии» Конт видит в том, чтобы «самопроизвольно создавать между индивидуумом и духовной общностью целого рода логическую гармонию взамен тех бесконечных сомнений и мышления».[1] Иначе говоря, задача этой философии – отнять у человека мышление и сознание, чтобы избавить его от всех волнений и сомнений.
2. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма
Серен Кьеркегор, обладает опытом экзистенциальной философии.
Данный метод философствования провоцирует видеть в личной судьбе и своей духовной организации призму для рассмотрения судьбы другого и всего человечества. Кьеркегор пользуется термином «экзистенциальный», заимствовав его у выдающегося норвежского поэта-романтика Вельхавена. Именно последнему мы должны быть обязаны этим термином, подхваченным Кьеркегором и ставшим символом одного из значительных явлений в культуре XX века.[2]
В свете его «экзистенциального» метода особую роль в творчестве Кьеркегора, сказавшемся на облике всей неклассической философии, сыграла не только знаменитая меланхолия, но и другой известный факт его биографии.
Русский философ Лев Шестов, анализируя книги и дневники Кьеркегора, делает вывод о том, что «жалом в плоть» для того стала невозможность «быть мужчиной». Но если и существовало такого рода отклонение, то безусловна его связь с душевной организацией Кьеркегора. Шестов приводит его дневниковую запись, в которой говорится: «Я в настоящем смысле слова – несчастнейший человек, с ранних лет, пригвожденный всегда к какому-либо доводящему до безумия страданию, связанному с какой-то ненормальностью в отношении моей души к моему телу…»[3]
Ненормальность во взаимоотношении души и тела Кьеркегора можно связать с его чрезвычайно развитым воображением.
Впоследствии уже взрослый Кьеркегор будет чувствовать себя в мире фантазий, художественных образов и философских рассуждений куда увереннее, чем в обычной жизни. Внутренний мир станет главным миром, в котором будет находиться Кьеркегор. И это скажется на взаимоотношениях его души и тела.
Но Кьеркегор мог превратить и превращал свои недостатки в достоинства. И «жало в плоть» - это не только беда, но и движущая сила его духовной работы. Более того, он начинает видеть в этой своей особенности свидетельство богоизбранничества.
2.1. Экзистенция и поиск «Повторения»
Кьеркегор заявляет о том, что проблеме повторения предстоит играть важную роль в новейшей философии. «Греки учили, - пишет он, - что всякое познавание есть припоминание, новая же философия будет учить, что вся жизнь – повторение»[4].
Заинтересованность Кьеркегора в том, «выигрывают или теряют вещи от повторения», следует понимать в свете духовной жизни индивида. Речь идет не о повторении природных явлений, а о повторении духовного состояния человека. Через сто с лишним лет после первого знакомства публики с идеей повторения французский философ Ж.Делез в работе «Различие и повторение» (1969) будет уточнять своеобразие повторения, сравнивая его с подобием. Ссылаясь на Кьеркегора, он охарактеризует повторение как способность «придавать первому разу “энную силу”», в то время как подобие исчерпывается добавлением равноценного. Подобное потому и подобно, что может быть замещено эквивалентом. Повторяемое, в противоположность этому, не имеет аналогов. Подобие связано с циклами и равенствами. Повторение же происходит с тем, что не подлежит замене и замещению, а только воспроизводится, возобновляется. «Повторение как действие и точка зрения, - пишет Делез, - касается особенности, не подлежащей обмену, замещению»[5].
Делез при характеристике повторения пользуется категорией особенного, хотя у Кьеркегора повторение происходит с единичным, индивидуальным. Но речь идет об одном и том же. «Произведение искусства, - пишет Делез, - повторяют как непонятийное особенное – не случайно поэму нужно выучить наизусть»[6]. В повторении, таким образом, обнаруживает себя уникальность явлений духа, а с другой стороны, именно произведение искусства демонстрирует возможность повторения неповторимого, служит примером универсальности уникального.
Гераклит говорил, что в одну реку нельзя войти дважды: так им была выражена мысль об изменчивости окружающего мира. Кратил, как известно довел эту мысль до логического тупика, заявив, что в одну реку нельзя войти и однажды. Но явлением духа, о котором говорит Кьеркегор, суждено опровергнуть античный релятивизм. Перечитать роман или заново посмотреть любимый фильм – это значит погрузиться в ту же самую, а не похожую, реальность. А это значит, что в один и тот же поток переживаний мы можем войти множество раз. Искусство, подобно памяти, способно заново воссоздавать неповторимое, рассчитанное на бесконечное повторение, возможно лишь в области духа. И убедиться в этом может каждый и на собственном опыте.
3. А.Шопенгауэр – родоначальник «философии жизни»
А.Шопенгауэр был тем мыслителем, который сделал первый, но вполне определенный шаг в сторону неклассической философии. В более узком смысле он является родоначальником так называемой «философии жизни». В лице Шопенгауэра «философия жизни» заявила о себе уже в первой половине XIX века.
Судя по докторской диссертации Шопенгауэра, посвященной закону достаточного основания, в начале творческого пути он был очень увлечен натурфилософскими проблемами. И главный смысл его позиции в этот период состоял в борьбе с редукционизмом. Естествознание, согласно Шопенгауэру, не только описывает природные процессы, но и выясняет их движущие силы. При этом движущей силой неорганического процесса всегда является внешняя причина, у органического процесса такой внешний импульс – раздражитель, а у животного и человека – мотив. Однако, справляясь с задачей выяснения способа существования каждого рода в отдельности, естествознание, согласно Шопенгауэру, не способно объяснить, что представляет собой природный мир в целом. Обычное решение, к которому склоняются в данном случае естествоиспытатели, – это редукционизм, когда ищут общий знаменатель, а затем все разнообразие родов бытия меряют одной простейшей меркой, к примеру. Химическим составом.
В противоположность естествознанию, философия, считает Шопенгауэр, стремится выявить особую сущность и место каждого рода в системе природы. В споре с редукционизмом Шопенгауэр неоднократно ссылается на Платона, философию которого он внимательно изучил. Более того, в иерархии идей, выстроенной Платоном, он видел одну из самых плодотворных попыток создать цельную картину бытия. Все же ни Платон, ни другие философские авторитеты, по мнению Шопенгауэра, не ответили на главный вопрос – что является причиной мира в целом.