Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Например, всемирное тяготение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ньютоном.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная.
Человеческое знание носит конкретно - исторический характер, на каждой истине лежит печать исторической ограниченности. Ни одна из них не является вечной, завершенной. Абсолютная и относительная истины есть моменты постижения объективной истины. Только диалектика абсолютной и относительной истины раскрывает подлинное взаимоотношение между бесконечностью процесса познания объективной действительности, с одной стороны, и исторической обусловленностью этого процесса на каждом отдельном этапе его развития, с другой.
Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, уровнем экономической жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями самого познающего, развитие которых обусловлено и конкретно-историческими обстоятельствами, и в определенной степени природными факторами. Научные знания, даже самые достоверные и точные, носят относительный характер. Эта относительность проявляется, прежде всего, в их неполноте и вероятностном характере.
Любая истина относительна, поскольку она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом, а частично, условно, до определенной степени. Отсюда и абсолютность, и относительность истины характеризует лишь степень точности и полноты отражения материального мира в сознании. Диалектическая взаимосвязь абсолютной и относительной истины может быть лучше понята при рассмотрении ее гносеологических крайностей догматизма и релятивизма. Релятивисты рассуждают так: если всё преходяще, текуче, нет ничего постоянного, значит всё относительно, релятивно. На этом основании они утверждают, что все знания субъективны, не содержат в себе никакого объективного, не зависящего от человека содержания. Тем самым отрицается не только абсолютная, но и объективная возможность его познания. Например, в различных плоскостях можно вести обсуждение стоящей в настоящее время перед наукой проблемы информационной модели Вселенной. Является ли современное состояние представлений ученых о названой модели аргументом в пользу релятивизма и агностицизма? Так, например, весь ход развития наук о природе, и прежде всего физики, в первой половине XX века способствовал преодолению релятивизма. Создание двух наиболее фундаментальных теорий современной физики – квантовой механики и теории относительности – позволило глубже понять не только отношение каждой из них к классической физике, но и некоторые общие закономерности развития познания. Названные теории показали, что законы ньютоновской механики не опровергаются квантовой механикой, но оказываются её предельным случаем, при котором можно не учитывать так называемый дуализм частицы и волны. Подобное же можно сказать и о механике Ньютона: она также является предельным случаем теории относительности. Классическая механика отражает объективные законы движения тел при скоростях меньших предельной скорости (300 000 км\сек). При возрастании скоростей классическая механика становится все менее способной отражать реальные законы движения. На смену ей приходит специальная (частная) теория относительности, способная решить эту задачу.
Таким образом, каждая последующая теория по сравнению с предшествующей является более полным и глубоким знанием. Все рациональное прежней теории входит в состав новой. Прежняя теория при этом истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (классическая теория И. Ньютона и теория относительности А. Эйнштейна).
Другой подход метафизически мыслящих философов по проблеме истины прямо противоположен первому. «Настоящие» истины с их точки зрения не устаревают, они вечны, даны раз и навсегда, не нуждаются в дополнительном уточнении, изучении. Мы имеем дело, согласно этой концепции, только с абсолютными, завершенными истинами, или с «истинами в последней инстанции», то есть с истинами, достигшими наивысшей ступени, законченного вида. Такая точка зрения догматическая, поскольку подобные «истины» можно расценивать только как догмы. Например, закон Бойля, из которого вытекает такое утверждение: «в условиях постоянной температуры при увеличении объема газа понижается его давление». Это утверждение содержится в законе как момент, но последующее развитие науки о газах не отменит этого утверждения, поскольку оно является абсолютным истинным моментом в относительной истине, каковой является данный закон в целом. Более ста лет назад многие физики, химики полагали, что атомы реально существуют и представляют собой твердые, округлые, далее неделимые частицы. В этом весьма относительном по своей истинности представлении все же имелись элементы абсолютной истины. Например, утверждение, что «атомы химических элементов реально существуют». Последующее развитие физики и химии не отвергает подобных элементов абсолютной истины, но вместе с тем учитывает и заблуждения, такие, как мысль о неделимости атома, представление о нем как об упругом твердом теле и т.д. Новые элементы абсолютной истины возникли в момент исторического перелома, происшедшего в физике в конце XIX века благодаря открытию электрона. Д. Томсоном была создана модель атома, согласно которой он состоит из положительно и отрицательно заряженных электронов. В этой также относительно истинной картине строения атома нельзя не заметить новых элементов абсолютной истины, которые последующими открытиями не были поколеблены или отменены.
В настоящее время представления о строении атома основаны на квантовой механике и исследовании атомного ядра. Стало известно, что движение электронов вокруг ядра может уподобляться движению своеобразного облака неравномерной плотности, поскольку электроны обладают одновременно и волновыми и корпускулярными свойствами, что ядро атома представляет собой систему, состоящую из протонов и нейтронов, и т.д. Представления о строении атома в современной физике несравненно более полны и точны, чем в недавнем прошлом. Поэтому и элементов абсолютной истины в ней содержится больше. И нет сомнения, что и современная картина атома будет изменяться, уточняться, конкретизироваться, поскольку относительный и абсолютный моменты в истине неразрывно взаимосвязаны: с одной стороны, в относительной истине всегда есть элементы истины абсолютной, с другой стороны, в процессе развития человеческих знаний из истин относительных складывается абсолютная истина. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, положения науки, например, «Земля вращается вокруг Солнца» и т.д.
В науке под абсолютной истиной понимают не просто исчерпывающее, предельное знание об объекте, а процесс развития знаний о нем в виде ряда последовательных приближений к абсолютной истине, каждое из которых точнее, полнее, чем предыдущие. Абсолютная истина – это такое знание, которое не опровергается последующим развитием науки, а постоянно обогащается новыми её достижениями.
Таким образом, относительная и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания. Этот постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим — важнейшее проявление диалектики в процессе познания.
Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина — это предел бесконечной последовательности истин относительных.
3. ПРАКТИКА И ИСТИНА. ДИАЛЕКТИКА ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ И ПРАКТИКИ
Важнейшим видом человеческой деятельности является практика. Она представляет собой чувственнуюматериальнуюдеятельность, направленную на преобразование окружающего нас мира, природы и общества, лежит в основе всех других видов общественной и духовной деятельности, в том числе и процесса познания. Практика, следовательно, включает в себя не только процесс труда, но и всю общественную, революционно-преобразовательную деятельность людей.
Диалектический характер критерия практики находит свое наиболее убедительное выражение в соотношении в нем абсолютного и относительного моментов.
Момент абсолютного состоит в том, что никакого иного надежного критерия, кроме практики, нет. Поиски критерия истины в самом сознании, как мы уже убедились на примерах, рассмотренных ранее, оказались неубедительными, недостаточными (прагматизм, конвенционализм и другие). На деле все подобные критерии оказываются либо вспомогательными, опосредующими действие критерия практики, либо несостоятельны вовсе. Критерий практики вместе с тем не только абсолютен, но и относителен. Под относительностью понимается его неполнота: практика доказывает истинность теории в целом как истины относительной, которая неполно отображает действительность. Кроме того практика в качестве критерия истины выступает не только как предметная физическая деятельность, в частности и экспериментальная. Она выступает и в опосредованной форме, как логика вещей. Процесс человеческого мышления осуществляется не только в мышлении отдельной личности, но и во всей культуре человечества. Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом состоит сила логического мышления, но не самого по себе, а в качестве достоверных оснований для практического действия.