Философию Фейербаха обычно квалифицируют как антропологический материализм (греч. «антропос» — человек, «логос» — слово, понятие, учение). Это связано с претензией мыслителя на создание истинно новой философии, в фокусе которой должен находиться человек. Однако, как это часто случается, «позитивная», так сказать, часть воззрений Фейербаха получилась много слабее «критической».
Заключение
Главный итог и историческое значение немецкой классической философии, представленной именами пяти корифеев, можно выразить просто: эта философия поменяла стиль мышления в европейской, а значит, и мировой культуре. Новизна же утвержденного ею стиля заключалась в предельной широте мышления, его универсальности. Вот лишь несколько примеров.
Благодаря естественно-научной революции XVII в., а также успехам теории и практики естествознания следующего столетия в общественном сознании начат формироваться устойчивый образ идеального образца знания, в качестве которого выступили так называемые точные или строгие науки — математика, механика. Все остальное «ненаучное» или «полунаучное», т.е. не подвергшееся математической обработке знание, стало третироваться как нечто второстепенное или недоразвитое.
В огромной степени стимулировало появление в XIX в. массы новых отраслей знания, анализирующих исторические формы культуры человечества. Немецкая классическая философия стала как бы «точкой роста» наук о культуре, гуманитарного знания.
Очень весомыми оказались и собственно философские приобретения. Идеи познавательной активности субъекта, всеобщности развития через становление и разрешение противоречий, всеобщей же природы духа, сознания изрядно «встряхнули» философию. Разработка философских понятий, категорий была проведена на таком уровне, что до сих пор для философов немецкая классика — все равно что Словарь Даля для русских писателей.
И все же, наверное, главная заслуга Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха заключалась в том, что они сделали наше мышление историчным. Одного этого вполне достаточно, чтобы называться классиками философии.
Список использованной литературы
1. Гегель Г.В.Ф. Собрание сочинений. в 14 т..- М.-Л., 1929-1959.
2. История философии: Учебник для вузов /В. Ильин. – СПб.: Питер, 2003.
3. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Ч.1.-М.: Мысль, 1965.
4. Мареев, С.Н., Мареева, Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие /С.Н. Мареев, Е.В. Мареева.- М.: Академический Проект, 2003.
5. Спиркин А.Г Философия: Учебник /А.Г. Спиркин.-М.: Гардарики, 2003
6. Философия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
7. Шеллинг Ф. Собрание сочинений Т.1. — М.: Мысль, 1987.
[1] Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Ч.1.-М.: Мысль, 1965. – С.270
[2]Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.101.
[3]Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.484.
[4]Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.482.
[5]Шеллинг Ф. Соч. Т.1. — М.: Мысль, 1987. - С.484.
[6] Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т.5.-М.-Л., 1929-1959. –С.520.
[7] Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т.8.-М.-Л., 1929-1959. –С.10.
[8] Гегель Г.В.Ф. Соч. в 14 т. Т.8.-М.-Л., 1929-1959. –С.19.