Особым объектом познания является внутренний мир человека, под которым понимается его индивидуальный психический склад, особенности духовной жизни, влияющие на его поведение. Долгое время существовало убеждение, что эта сфера представляет собой своеобразную terra incognita - непостижимую область для научного познания. Считалось, что чувства, эмоции и настроения людей, индивидуальные нюансы их психики доступны только писателям, живописцам, музыкантам и, отчасти, философам. Лишь в ХХ веке, с развитием психологии, в особенности, с появлением теории и практики психоанализа, внутренний мир человека становится объектом серьезного научного исследования. В первую очередь речь идет о структурных элементах психики, принципах развертывания жизнедеятельности индивида, мотивах его поведения, иными словами - о той сфере, изменения и процессы в которой оказывают существенное воздействие на организацию человеческого бытия в целом.
Важным способом проникновения во внутренний мир человека является философская рефлексия. Философия появилась в связи с настоятельной потребностью человека в познании самого себя, в обретении смысложизненных ориентиров, которые можно найти только посредством соотнесения бытия человека с бытием мира. Философская рефлексия - это постоянный мониторинг душевного состояния человека, который каждый осуществляет индивидуально. Рефлексия предполагает анализ своих мыслей, ценностных установок и жизненных принципов в перспективе фундаментальных оснований бытия и мышления.
Все охарактеризованные выше виды и способы познания представляют собой человеческую деятельность по приобретению знаний, в ходе которой субъекту познания необходимо осуществить ряд процедур, включающих в себя чувственное восприятие объекта, его рациональное осмысление и проверку результатов на истинность. В научном познании все эти процедуры находятся под постоянным контролем ученых, которые активно влияют на исследование через выбор методологии, эксперимент и другие процедуры. Все сказанное означает, что процесс познания не является одномоментным и опосредован множеством необходимых ступеней, этапов, звеньев, которые представляются необходимыми для достижения познавательных целей.
Вместе с тем, с древних времен существует убеждение в возможности непосредственного знания, то есть такого, которое приобретается не через чувственные восприятия и не путем размышлений, а представляет собой прямое переживание действительности, развивающееся внутри человека. Примерами такого знания считаются религиозное откровение, посещаемое религиозных истово верующих людей, мистическое озарение, которое испытывают экзальтированные люди во время различных культовых действий, художественная интуиция, проявляющаяся в особой восприимчивости художественно одаренных натур, позволяющей им видеть и переживать то, что недоступно простым смертным. Особенностью непосредственного знания является то, что оно как бы прямо «дается» человеку соответствующим объектом и сознательно не обосновывается, не проверяется и не оценивается тем, кто его получает. В философии проблема непосредственного знания стала предметом серьезного рассмотрения еще со времен Платона, а после того, как ряд выдающихся ученых свидетельствовали, что их открытия были результатом интуитивного озарения, напоминавшего вспышку молнии, в свете которой они увидели истину, исследованием интуиции занялись и методологи науки. В настоящее время признано, что процесс научного познания не всегда осуществляется в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Часто субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например, во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого. Особенно велика роль интуиции в ситуациях, когда наличных знаний и приемов познания недостаточно для проникновения в существо проблемы. Интуиция в этих случаях представляет несознаваемую человеком работу мысли, которая вбирает в себя весь массив знаний и опыта, которым обладает данный человек. Интуитивное озарение посещает только подготовленные умы. Велика роль интуиции в художественном освоении действительности. Но как бы высоко ни оценивалась интуиция в научном познании, её в любом случае недостаточно для того, чтобы убедить научное сообщество в истинности полученных посредством неё результатов. Для этого необходимо теоретическое доказательство и проверка через практику.
Получение знаний о мире - обязательное условие бытия в мире. Это утверждение справедливо в отношении всех живых существ, но применительно к человеку оно требует существенного дополнения: познание внешнего мира для него непосредственно связано с самопознанием. В процессе все расширяющегося и углубляющегося познания мира, люди познают самих себя, получают, уточняют, а то и меняют представления о смысле своего пребывания в мире. Это, в свою очередь, делает процесс познания все более осмысленным, все возрастающее значение в нем приобретают нравственные императивы, табуирующие некоторые направления познавательной деятельности и поощряющие другие.
Человеческое познание имеет сложную структуру, включающую в себя различные механизмы, уровни, виды и способы получения знаний. Только все вместе, в целостности, они дает максимально возможное на данный момент времени знание о мире. По отдельности же каждый уровень и вид познания может предложить картину действительности, ограниченную его целями и средствами познания.
4. Практика и её роль в познании |
Теория и практика - философские категории, обозначающие духовную и материальную стороны единого общественно-исторического процесса познания и преобразования природы и общества. Теория - обобщенный в сознании опыт людей, совокупность знаний об объективном мире; относительно самостоятельная система знаний, воспроизводящая в логике понятий объективную логику вещей. В отличие от старой, эмпирической и позитивистской (в частности, прагматической) т. зр., марксистская философия рассматривает Практика не как чувственный субъективный опыт личности и не как совершаемое только по субъективным мотивам действия. Практика - это деятельность людей, обеспечивающая существование и развитие общества, и прежде всего объективный процесс материального производства, представляющий основу жизни людей. Научный эксперимент также есть одна из форм П. Т. и п. находятся в неразрывном единстве, не существуя друг без друга, постоянно воздействуя друг на друга. Основой этого взаимодействия является Практика. Именно практическая общественно-производственная деятельность порождает и на каждом этапе развития определяет сознание, а вместе с ним и теоретическое освоение действительности. Люди действуют сознательно, так или иначе, осмысливая действительность. Это не значит, что в своих действиях они прямо руководствуются какой-либо строго последовательной научной Теории. Но их деятельность всегда направляется определенной совокупностью знаний. На заре человеческой истории единственной формой существования таких знаний было единое, нерасчлененное «обыденное сознание». Осмысление трудовых навыков, эмпирические обобщения результатов действия и наблюдений, предания и верования, верное и фантастическое отражение общественного бытия - эта «Теория» не представляла собой логической стройной системы понятий, не являлась научным воспроизведением объективной логики действительности. Зато ее связь с Практикой была настолько полной, что эта «Теория» была непосредственно «вплетена» в «язык реальной жизни» - в практическую деятельность людей. С разделением труда на умственный и физический Теорию и п. расходятся на разные общественные полюса. Продолжая зависеть друг от друга и взаимодействовать, они превращаются в относительно самостоятельные формы общественной деятельности. Появление «чистой» Теории в качестве относительно самостоятельной и специальной области деятельности было одним из величайших революционных скачков в истории человечества. Развитие теоретического исследования, абстрактно-логическая форм Теории позволили людям глубоко проникнуть в сущность природных явлений, создать постоянно развивающуюся научную картину мира. С другой стороны, для самих ученых связь Теории и практики стала не такой явной. На этой основе в сочетании с характерным для частнособственнического общества индивидуалистическим мировоззрением возникали различные иллюзии: от взгляда на познание как на акт индивидуального пассивного созерцания «теоретиком» окружающей его среды до идеалистических философских систем, рассматривающих теоретическое сознание (идеи) в качестве творца действительности. «С этого момента сознание может действительно вообразить себе, что оно нечто иное, чем осознание существующей практики…» |