Известно, что до XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем, начиная с эпохи Возрождения, все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.
Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени. Бэкон считал, что учение об «идолах» относится к объяснению природы подобно тому, как наука о софистических доказательствах относится к обыкновенной логике. Иначе говоря, согласно Бэкону, «идолы» — это своего рода непроизвольные софизмы, которые сбивают нас с толку в познании природы. Это что-то вроде непроизвольной деятельности ума, которая приносит вред, а не пользу, мешая процессу познания истины своими ложными построениями.
Все «идолы» Бэкон делит на четыре основных типа. Пользуясь образным языком, он именует их идолами рода, пещеры, рынка и театра. Первая разновидность, а именно идолы рода (idola tribus), согласно Бэкону, проистекают из общих пороков человеческого восприятия мира. «Идолы рода, — пишет он, — находят основание в самой природе человека... Ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия, как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».[1]
В своих трудах Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, а также предложил реформу научного метода – очищение человеческого разума от заблуждений, обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основой которой являются наблюдение, анализ и эксперимент. Логика, по Бэкону, должна исходить «не только из природы ума, но и из природы вещей».[2]
Основав свою философию на понятии опыта, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма – одной из ведущих философских традиций новоевропейской философии. Бэкона обычно рассматривают как автора изречения "знание - сила"; и хотя, возможно, у него были предшественники, которые сказали то же самое, но он по-новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практической: дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы.
Знание может стать действительной силой, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием ее законов. Через формулу Ф. Бэкона «знание-сила» осуществляется самовозвышение человека и выражается вполне определенное отношение человека к природе и к самому себе, то есть в этом плане философия науки является частью системы «человек-техника».
По мере роста знания и применения его к решению производственных, социально-экономических проблем повышается зависимость человека от технологической необходимости. Сокровища науки пока не принесли счастья в одинаковой мере всем людям. На ученых наука возлагает огромную ответственность, поскольку большинство изобретений и открытий имеют две стороны: созидательную, плодотворную и разрушительную, и все зависит от того, как они будут использованы.
Список литературы
1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия “Золотой фонд российских учебников”.) — С. 508-516.
2. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов/ Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 390-396.
3. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов/под ред. проф. С.А. Лебедева. — М.: Академический Проект,2005.—С. 107-145.
4. Гадамер Г.Г. Миф и разум II Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.— М., 1999.
5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. — М.: Гардарики, 1999. — С. 606-6 12, 756- 762.
6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. — М.: Высшая школа, 1992.
7. Ценностные аспекты развития науки. — М., 1990.
8. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. — М., 2004.
9. Эллюль Ж. Технологический бред //Это человек: сборник. - М., 1995.
10. Философия: учебник / под ред. В.П. Горюнова. — М.: Гардарики, 2005. С. 264-285.
11. Бэкон Ф. Собрание сочинений в 2-х томах. – М.: 1978.
12. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001.
[1]Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1978. Т. 2. С. 18.
[2]Бэкон Ф. Соч. в 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 40.