Теизм очень близок к богословию, но не тождественен с ним. Богословие (теология) всегда конфессионально. Его задача - дать теоретическое оправдание религиозным идеям (догматам, концепциям) и практике (культу) своего вероисповедания. Нет богословия вообще, а есть богословие православное, католическое, баптистское, иеговистское, шиитское, ваххабистское, хасидистское, ламаистское и так далее. В этом плане богословие в изобилии пользуется теизмом, но всегда как бы конкретизирует его взгляды применительно к своему вероисповеданию.
5.в. Атеизм (от греческих слов "а" - без, не; и "theos" - Бог) - безбожие, отрицание существования Бога. Существуют различные оттенки атеизма: от веры в то, что Бога нет (религиозный человек верит, что Бог есть, а такой атеист верит, что Бога нет), до сомнения в существовании Бога (может быть есть, а может быть и нет) до твердого отрицания существования чего бы то ни было сверхъестественного (твердые, последовательные атеисты).
Деисты, пантеисты и разного рода атеисты в настоящее время ведут свою собственную пропаганду, но также объединяются между собой в международные и региональные организации и ведут борьбу против религии, религиозного фундаментализма, примитивных религиозных верований. Различного рода мистико-религиозные новые(молодые) организации типа теософского общества, иллюминатов, масонов, Нью-Эйдж (Новая эпоха), Белого братства, мунизма, синрике, - каждое по-своему используют и опираются на теистическое философское наследство.
6. Количество глубинных основ мира.
Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: один, два или много существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как Монизм, Дуализм, Плюрализм.
а. Монизм (от греческого слова "монос" - один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов 18-го столетия, Фейербаха, марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьев, современного неотомизма, теизма.
б. Дуализм (от латинского слова "duo" - два) - это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Диавол; Свет и Тьма; Ин и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов.
в. Плюрализм (от латинского слова "pluralis" - множественный, много) - признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово "Плюрализм" применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже - противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное.
Проф. Дулуман Е.К.
ТЕМА 2.
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ И ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Разнообразие философской мысли и основания ее классификации.1
2. Проблемы соотношения духа и материи в философии.3
3. Методологические подходы к постижению мира.4
4. Средства мировоззренческого постижения мира.5
5. Идея Бога в философии.6
6. Количество глубинных основ мира.7
(Ключевые слова: Материализм, Идеализм; Диалектика, Метафизика; Рационализм, Сенсуализм, Интуитивизм, Иррационализм; Теология (Богословие), Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм; Монизм, Дуализм, Плюрализм.
Keyword: Philosophy. History of Philosophy. Materrialism. Idealism. Dialectics. Metaphysics. Rationalism. Sensualism. Intuition. Irrationalism. Theology. Theism. Deism. Pantheism. Atheism. Monism. Dualism. Pluralism.)
1. Разнообразие философской мысли и основания ее классификации.
По проблемам мировоззрения философия предлагает нам самые разнообразные ответы, поскольку разнообразным является мир, в котором мы живем, разнообразным является и положение каждого из нас в этом мире. Наряду с этим каждая отдельная философия (философское произведение, учение отдельного философа или всей философской школы) не может ни объять все проблемы мировоззрения, ни дать по какой-то одной мировоззренческой проблеме исчерпывающий ответ или, как говорят сами философы, "предложить нам Абсолютную Истину". Конечно, философия стремится к исчерпывающему ответу в последней инстанции. Если бы она не стремилась к этому, то кому и зачем нужна была бы такая философия? Но в действительности, каждая философия (произведение, школа) обычно затрагивает только определенную (или определенные) проблемы и к решению ее подходить с определенных позиций, с определенным методом исследования и таким образом приобретает свои неповторимые или характерные черты конкретности.
Как мы уже знаем, философское мировоззрение - это теоретический тип мировоззрения со всеми принадлежащими ему особенностями. Но кроме всего этого каждое философское произведение - это проявление индивидуального и неповторимого мировоззрения того или иного философа, а поэтому несет на себе отражение неповторимой личности философа. И сколько есть оригинальных философских произведений, столько есть оригинальных и неповторимых философских мировоззрений. А поэтому знакомится с философией можно путем изучения философских произведений.
Фридрих Энгельс как-то даже говорил, что научится философствовать можно единственным способом - чтением философских книг. С этим утверждением можно, с одной стороны, согласится, а с другой, отрицать его правомерность. Без чтения философских произведений, действительно, нельзя стать философом, но и одного чтения философских произведений совершенно недостаточно для того, чтобы самому писать философские произведения или стать философом. К тому же, всей жизни одного человека не хватит только для того, чтобы с пониманием перечитать - не говоря уже об изучении! - все сочинения наиболее выдающих философов.
Хотя на начальных этапах развития философской мысли с философией знакомились только путем чтения произведений философов. На протяжении веков накоплялся количество и объем философских произведений и для их изучения и усвоения необходим был научно-педагогический подход до них.
Как и в каждой науке, изучение философских произведений началось со сбора материала и его упорядочения: отбор по определенным признакам и распределение по группах, - то есть его классификация. Проделанная работа дала возможность определить общее и отличное в разных философских произведениях (разных авторов философских произведений) и таким образом сопоставить их несопоставимое - неповторимость мировоззренческого содержания каждого философского произведения. Все это дало возможность глубже и конкретнее изучить саму философию, определить сущность решения философией мировоззренческих проблем.
Мировоззренческие взгляды философов, философских произведений и философских школ принято группировать (классифицировать) по таким показателям (признакам):
По содержанию решения философией мировоззренческих проблем. Здесь имеется в виду, что именно говорит философ или его школа по поводу тех или иных мировоззренческих проблем; что нового по сравнению со своими предшественниками вносит в философию данный философ, а в чем он повторяет других или чем противопоставляет себя другим.
Какова оценка философом соотношения духа и материи? По этому признаку философскую мысль можно поделить на идеализм, материализм и дуализм.
По методологии исследования мировоззренческих проблем. А такова методология, как и философия, может быть метафизической или диалектической.
По той роли, которую отводить философия разуму и чувствам в постижении мировоззренческих проблем. В соответствии с этим показателем различают два вида философии: философский рационализм и философский сенсуализм.
По месту и содержанию Идеи Бога в философии. По этому признаку различают такие философские школы: Теизм, Деизм, Пантеизм, Атеизм.
По количеству доминирующих факторов (начал, первопричин) в мире философия разделяется на Монизм, Дуализм и Плюрализм.
И, наконец, по национальной специфике и историческом времени функционирования философской мысли.
По перечисленным признаками мы можем охватить, оценить и описать почти все философское наследство и направления философской мысли. При более детальном изучении философии мы будем использовать и другие признаки классификации философской мысли, о чем будет идти речь в следующих разделах курса.
Одну и ту же философию можно (и в самом деле так делается) характеризовать по разным признакам. Двух или более философов по одним показателям можно зачислять к одному и тому же типу, а по другим - к разным и даже враждебных друг другу. Все это мы увидим и при изучении истории философской мысли и при изучении отдельных философских тем.