Смекни!
smekni.com

Курс лекций по философской пропедевтике (стр. 3 из 14)

1.4.б. Личностные смысложизненные идеалы: Вера, Надежда, Любовь и Житейская мудрость (София); Достоинство, Честь, Совесть, Долг; Активность, Смысл жизни, Счастье.

Идеалы Веры, Надежды, Любви и Мудрости обсуждались в философии задолго до нашей эры, но только христианство подняло их на пьедестал смысложизненных Идеалов, объявило их библейскими добродетелями. "Без веры нельзя угодить Богу", - писал апостол Павел (К евреям, 11:6). "Праведник живёт верою" (Аввакум. 2:4; Римлянам, 1:17; Галатам, 3:11; Евреям, 10:38). "Вера спасает человека", многократно повторял Иисус Христос (Матфея, 9:22; 17:20; 21:22; Марка, 5:34; 11:23; Луки, 7:50; 8:48; 17:19). Надежду Библия понимает только в плане надежды на Бога (Псалом 38:8; 61:6; 77:7; Деяния 24:15; 1 Иоанна,3:3; Римлянам 5:2-5; 8:19-24; 12:12). "Сейчас пребываю трое: Вера, Надежда и Любовь" (1 коринфянам, 13:13). "Любовь покрывает все грехи" (Притчи, 10:12). "Имейте усердную любовь" (1 Петра, 4:8). "Бог есть Любовь" (1 Иоанна, 4:8). Есть Вера, Надежда и Любовь, но Любовь среди больше Веры и Надежды (1 коринфянам, 13:1-13). В попытках абсолютизировать идеалы Веры, Надежды и Любви христианство перестаралось и превратило эти идеалы в свою противоположность: веру - в отказ от разума и принятие за истину явно абсурдных утверждений о непорочном зачатии; о зайце, у которого есть не раздвоенные копыта и он жуёт жвачку (Левит, 11:6; Второзаконие, 14:7); Бога, который один по существу и в трёх лицах; в воскресение уже смердящего покойника (Иоанна, 11:39)... Любовь христианство превратило в любовь к врагам, Надежду - в беззаботность о завтрашнем дне и подражание птицам небесны, которых сам Бог кормит, и лилиям, которых Бог одевает красивее одежд Соломона (Матфея, глава 6; Иакова, 4:13); уверенность в том, что по словам верующего гора сдвинется со своего места и с шумом ввергнется в море (Матфея, 17:20-21); в ожидание царства Божия и райской жизни только на том свете. Следует сказать, что первоначальное христианство решительно выступало против Мудрости (по-гречески - Софии). Оно говорило, что мудрость - это безумство в глазах Бога (1 коринфянам, 1:19-21; 3:19). Только в 6 столетии христианство под влиянием греческой философии и самой жизни, требовавшей применять мирскую мудрость даже в божественных делах (писать оправдательные трактат в защиту христианства, вырабатывать и формулировать христианское мировоззрение, догматы) признало мудрость (Софию), сочинив легенду о святых Вере, Надежде и Любви и матери их Софии. В этой легенде косвенно признавалось, что именно мудрость является матерью таких библейских добродетелей, как Вера, Надежда и Любовь.

Из-за христианской трактовки Веры, Надежды и Любовь нехристианская философская мысль решительно отрицала значение и роль идеалов Веры, Надежды и Любви в решении вопроса о смысле жизни человека, всячески противопоставляли Вере - разум и знания; Надежде - упорство и уверенность человека в достижении поставленных целей своими силами; Любви - здоровую ненависть к врагам и всему тому, что унижает человека ("Ударят по правой щеке - подставляйте и левую для битья" - Матфея, 5:39; Луки, 6:29). Но это были крайности, хотя причины этих крайностей объяснить можно. Но Вера, Надежда, Любовь и Житейская Мудрость (София) - это те опорные пункты жизнедеятельности человека и общества, без которых нет ни человека, ни общества. Но в условиях христианской ойкумены приходится уточнять: что такое Вера и какая Вера? какая Надежда? какая Любовь? и какая София?

Достоинствои Честь - это показатели уважения и самоуважение, незапятнанности личности человека. В этих идеалах формируется личность, которая достойна осмысленного существования. Человек ни при каких условиях не должен терпеть унижения своего достоинства, терпеть пренебрежения своей честью. О каком смысле жизни можно говорить в отношении человека, если ей недостаёт достоинства, у него отсутствует честь?!

Долг - стержневой идеал в жизни каждого человека. Мы все вместе и каждый в отдельности пришли в этот мир, чтобы осуществить свое предназначение, - выполнить свой долг. Даже утративши своё собственное физическое существование во имя выполнения своего предназначения, своего долга, мы делаем свою жизнь осмысленной фактом её смерти во имя долга. Пренебрежением своим долгом во имя сохранения жизни, мы только опустошаем свою жизнь, уводя её из смысложизненного пути. За пределами долга нет у человека смысла жизни. Мы пришли сюда, чтобы исполнить свой долг!

Счастье - это конкретное проявление смысла жизни в его субъективном восприятии; это осознание и чувствование своей собственной жизни, как жизни наполнено смыслом. В чём счастье человека? - Это определяется многими факторами, о которых мы будем говорить в разделе об Антропологии и в разделе о Философской Социологии. На протяжении веков многие счастливые люди поделились с нами своими определениями и личным пониманием счастья. Мне лично больше всего нравиться определение счастья, которое дал известный советский писатель Николай Алексеевич Толстой. "Счастье, - писал он, - это чувство полноты своих физических и духовных сил в их общественном применении".

Мы не останавливались на таких Идеалах, как Активность и Смысл Жизни. Первый из них очевиден. Смысл жизни - не какая-то свернутая в куколку бабочка, которая никак не открывается. Смысл жизни может осуществляться только в активном проявлении личности каждого человека. Характер этой активности может быть разным, но уйти от активного проявления личности никак нельзя. Если я принялся утверждать себя вопреки всему и вся, - я активен, я агрессивен. Если я, подобно монаху, послушнику, воину решил отказаться от проявления своей воли и полностью подчинить себя воле святого старца, командира, то это моё решение, это моя активность. Если я ничего не решаю, а плыву по реке обстоятельств, то для меня мою судьбу и мой смысл жизни в своих интересах решают другие. Я - для других. Если я - для других, то зачем же я сам? Что остаётся мне самому, если я достаюсь другим?..

А идеал Смысла жизни - неисчерпаем по своему содержанию, по своей глубине, по своему многообразию. У каждого человека должно быть представление о своём предназначении, о смысле своей собственной жизни. Если у него нет никаких мировоззренческих идеалов о смысле своей жизни, то у него нет и смысла жизни вообще. Есть только существования без смысла этого существования. Если он приходит к заключению, что жизнь человека вообще и его в частности не имеют смысла жизни, то его жизнь и не имеет смысла. Смысл жизни не подносится человеку на тарелочке с голубенькой каёмочкой. Смысл жизни приобретается, завоёвывается, создаётся, осуществляется. Вне всего этого нет никакого смысла.

1.4.в. Общественные смысложизненные идеалы - это совокупность тех идеалов, согласно которым должно строиться и функционировать общество; это те идеалы, в рамках которых должен проявлять себе в обществе человек. Эти идеалы не самодостаточны. Их значение и ценность всегда определяются тем, на сколько они способствуют осмысленной жизни человека данного общества. Содержание этих идеалов, мера их применения на протяжении исторического развития общества изменялись. С вершины сегодняшнего дня мы, учитывая исторические наследия и приобретения, к таким идеалам зачисляем: Справедливость; Свободу Равенство и Братство; Гуманизм, Альтруизм, Коллективизм; Деятельность.

Исходя из духа этих идеалов, Организация Объединённых Наций в 1948 году сформулировала и приняла соответствующие параграфы Декларации прав и свобод человека. Эти параграфы получили дальнейшее развитие в последующих Декларациях ряда Международных и региональных совещаний.2)

Деятельность и Справедливость- это те необъятные составные жизнедеятельности, без которых не может быть какого бы то ни было общества. Уклонение от деятельности в обществе (например, культ уединения монахов; уединение членов некоторых так называемых тоталитарных сект) ведёт к уничтожению общества, а вместе с тем - и человека. Без деятельности в обществе или для общества человек не может реализовать своё природное, общественное и личностное предназначение. Общество осуществляет себя только в своей внутренней и внешней деятельности. Общество, в идеале, строится на элементах идеала Справедливости. Общество выступает определителем Справедливости и само строится по параметрам Справедливости.