Предмет философии.
В переводе с древнегреческого языка слово философия означает – любовь к мудрости, слово появилось в 6 веке до нашей эры.
Пифагор впервые использовал это слово. По сравнению с мифологией и религией, философия опирается на интеллектуальное постижение мира.
Отличия философии от других наук:
1. Философия использует очень абстрактные категории: дух, сознание человека, бытие.
2. Философские знания являются плюраристичными, то есть на одни и те же вопросы даются разные ответы.
3. Философия ориентируется на интересы и цели человека.
4. Рефлексия – философия способствует духовному совершенствованию человека.
Таким образом, существуют три основные проблемы в философии:
1. Мир
2. Человек
3. Отношение человек – мир
Ценность философии – она потрясает сознание человека и побуждает в нем движение.
Античная философия.
Первых философов называли натурфилософами или физиками, они пытались понять сущность природы и космоса. ( Фалес, Гераклит, Анаксимен ).
К периоду высокой классики относится деятельность Сократа. Центральная тема для него – человек.
Он считал, что есть основные добродетели:
1. Сдержанность
2. Мужество
3. Справедливость
Их можно получить путем познания в спорах или беседах, через выявление противоречий и достижение истины. Такой метод называется диалектика.
Платон ( Аристокл ) .
Главное место в его философии занимает учение об идеях. Идеи – это вечные сущности, идеальный образ, а все являются несовершенными и погибают.
Аристотель.
Он исследовал душу человека и считал, что разум считается часть души и является бессмертным.
Было направление, которое называлось софисты. Они исходили из принципа « Человек, есть мера всех вещей », то что доставляет человеку удовольствие – хорошо, а то что не доставляет – плохо.
Поздняя классика античной философии.
Эпикуреизм – представители этой школы учили людей преодолевать страх смерти. Пока смерть не наступит - человек живет, а когда наступает - человека нет, и нет страха.
Скептицизм – они указывали на относительность человеческого познания, поэтому мудрый человек должен воздерживаться от любых суждений о вещах.
Стоицизм. Зенон считал, что судьба человека является предначертанной и если кто – то ей сопротивляется, то она тянет его за собой.
Средневековая философия.
Основное направление в развитии философии данного периода – теоцентризм, то есть Бог находится в центре внимания философов.
Период начинается, когда появились апологетики, когда философы обращались к народу в защиту христианства. Позже появились отцы церкви и философия стала называться патристикой : Августин Блаженный, Фома Аквинский, Григорий Нисский – все они утверждали безоговорочный авторитет церкви в решении всех вопросов.
Позже в школах стали преподавать философию и она стала называться схоластикой. ( учебная дисциплина ).
В конце средних веков появляются мистические учения – они считали, что достичь единства с божественным духом можно при помощи болезненно – восторженного состояния. Для них внутренне ощущение Бога важнее, чем богослужение.
Философия Возрождения. ( Ренессанс ).
Начинается в 14 веке в Италии, основное направление в развитии – антропоцентризм.
1. Освобождение человека от господства религии.
2. Возвращение к античному культурному наследию.
3. Появляется гуманизм. Это идейное течение, для которого человек предстает, как высшая ценность.
4. Развивается интерес к природе – натурфилософия.
Философия Нового Времени.
Начинается с 17 века, бурно развивается наука, и философы ищут универсальные методы познания – наукоцентризм.
Бэкон – основатель эмпиризма – это метод познания основанный на чувственном опыте. Бэкон считал, что мысль должна двигать от единичных фактов к общему выводу. ( индукция ).
Декарт – основатель метода рационализма, он считал, что чувственный опыт не может обеспечить глубину знаний, источником познаний является разум.
Он создал метод сомнения, состоящий из трех пунктов:
1. Признание истинным только того, что познается.
2. Выделение простых элементов знания.
3. Восхождение от простого к сложному.
Немецкая философия.
Выделяют труды Канта по этике. Он выработал правило – категорический императив. Поступай согласно такому правилу, руководствуясь которым ты в то же время можешь пожелать, чтобы оно стало всеобщим законом.
В целом философия до второй половины 19 века называется классической, ее главная особенность – вера в разум, а так же приоритет свободы человека. С 20 века начинается период неклассической философии.
Особенности неклассической философии.
1. Происходит отказ от рационализма и развитие иррационализма, основанного на интуиции, вере или инстинктах.
2. Антропологический характер философских систем.
3. Противоречивое отношение к науке – признается ограниченность науки, обращается внимание на отрицательное воздействие развития науки.
4. Развитие религиозной философии.
Фрейд является основателем психоанализа – это метод познания человеческой психики, который оказал влияние не только на философию, но и на культуру. По его мнению психика человека состоит из трех частей:
- бессознательное «оно»
- предсознание «я»
- сознание «сверх – я»
Философия воли к власти.
Ярким представителем является Ницше. Он считал, что стремление к власти – это внутренняя сущность человека. Закон Мироздания – это воля к господству. Он вывел теорию о «сверхчеловеке», он считал, что христианство убивает в человеке силу и формирует чувство страха.
Экзистенционализм – основатель Сартр, они считал, что если человек живет, учится, отдыхает – это внешнее существование. Экзистенционализм – глубинная основа, уникальность человека, способность раскрыть свои возможности, стать собой.
Проблема свободы человека занимает тоже важное место в этом направлении. Они определяли свободу, как выбор самого себя и делали вывод, что человек не должен изменять мир, а должен изменить свое отношение к нему.
Русская философия.
В 19 веке русская философия переживает расцвет.
Русская мысль находилась в аппозиции к западноевропейской, так как русская мысль считает стремления к благам не истинными и приходящими, и ищет смысл жизни в другом. Религиозное понимание занимает особое место в жизни.
Соловьев считал, что основой жизни стать христианство. Он задавал вопрос – «Что является абсолютно единым и сущим?». И отвечал – Бог.
Сущие содержат в себе:
1. Благо
2. Истина
3. Красота
«Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». Эти элементы составляют одно слово – любовь, которая преодолевает эгоизм.
Философская антропология.
Природа и сущность человека.
Сущность любого явления или предмета может быть разных уровней:
1. Живая сущность – исходным пунктом жизнедеятельности являются потребности.
2. Деятельная сущность – когда труд превращается в потребность человека, так как в процессе труда создаются средства для существования человека.
3. Социальная сущность – в процессе труда возникают отношения между людьми, в рамках которых передается опыт, информация, и общение превращается в потребность человека.
4. Мыслящая сущность – если животное приспосабливается к природе, то человек ставит цели и реализует их. Поэтому постановка целей – это тоже потребность человека.
5. Творческая сущность – способность человека действовать не только по шаблону, но и создавать нечто новое.
Человек – живое существо, имеющее потребности, удовлетворяющее их в процессе труда, благодаря общению и способности целенаправленно изменять мир и самого себя.
Понятие смысла жизни.
Это понятие является регулятивным, с его помощью человек соотносит свои поступки с системой ценностей и объясняет, для чего он живет.
С точки зрения высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни:
1. Гедонизм – наивысшим благом считается наслаждение.
2. Аскетизм – самоотречение, отказ от жизненных благ.
3. Прагматизм – стремление к выгоде, благам.
4. Гуманизм – это прославление достоинства человека, его разума, способностей.
Варианты разрешения проблем смысла жизни в истории человека:
1. Смысл жизни находится за пределами жизни – жить ради других, когда жизнь приобретает смысл, если служишь интересам семьи, нации, общества.
2. Смысл жизни существует в глубинах самой жизни – религиозное толкование.
3. Смысл жизни создается самим субъектом. Эпикур считал, что жить надо так, чтобы наслаждаться жизнью.
Свобода и ответственность.
Свобода – способность мыслить и действовать в соответствии со своими желаниями и интересами, это понятие не связано с принуждением.
1. Сократ, Эпикур, Сенека – свобода смысл жизнь.
2. Аквинский, Блаженный – свобода возможна в рамках религиозных догматов.
3. Гоббс, Гольбах – они считали свободу естественным состоянием человека.
Сегодня свободу трактуют с двух позиций:
1. Волюнтаризм – это направление рассматривает волю как высшую ценность, абсолютизирует свободу.
2. Фатализм – это понятие, которое отвергает свободу, так как существует вера в предопределенность.
Обратной стороной понятия свобода является ответственность.
Ответственность – удовлетворение взаимных требований. Таким образом, свобода имеет свои границы – интересы других людей, общества и даже природы, а ответственность это неизбежная плата
за свободу.
Человек и Бог.
Античность не знала единого Бога, господствовал политеизм. Христианство подрывает политеизм и устанавливает монотеизм.
В христианстве Бог – это личность, ярко выраженная в Иисусе Христе. Отношение к Богу относится к трансцендентному – это понятие противоположно эмпиризму – практическая жизнь людей.
Одной из центральных идей в христианстве является акт творения.