Смекни!
smekni.com

Истоки философии от мифа к логосу. Круг философских проблем. Поворот к человеку в философии Сок (стр. 4 из 4)

Для Сократа добродетель и знание тождественны. Добродетель, как источник или творческое начало нравственности, представляет такой же предмет изучения, как и грамота или арифметика, и только тот может быть с правом назван добродетельным или, нравственным, кто этим предметом так же вполне и сознательно владеет, как грамотный — грамотою и математик — арифметикой.

Таким образом, главное внимание в философии Сократа уделено нравственным добродетелям человека. Сократ показал, что существует добро как таковое и поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием. Любое знание – есть добро, любое зло, порок совершается от незнания.

Выводы ко второй главе.

Философия Сократа – это этический антропологизм, в центре которого нравственные добродетели человека. Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и сейчас: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.п. Главным в жизни человека по Сократу является добродетель - божественный разум, доступный, и то не полностью, лишь философскому уяснению в понятиях. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Для Сократа добродетель и знание тождественны, и потому пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

Свои взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировалсяфилософский метод Сократа, целью которого было достижение истины путём обсуждения спора. Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу человеческого поведения и помочь людям, чтобы они нашли «сами себя».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой части данной работы рассмотрены истоки философии от мифологии и религии. Мифологическое и религиозное мировоззрение по началу является достаточным для общества и удовлетворяет потребность в знаниях о зарождении мира и происхождении тех или иных явления. Однако постепенно в связи с динамикой социальной жизни возникает необходимость философского познания мира, перехода от мифа к логосу. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, имеющих в своей основе веру и фантастические представления о мире, философия опирается на теоретические методы постижения действительности, использует объективные понятия и рациональные обоснования своих положений. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы.

Во второй части данной работы сделан акцент на этическую антропологию Сократа, в центре которой нравственные добродетели человека. В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщее основания бытия этого мира. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ. Строго говоря, именно с их деятельностью начинается переход от философии как любви к мудрости к философии в подлинном смысле этого слова - это осмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения.

Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и сейчас: добро, зло, любовь, счастье, честность. Главными в жизни человека по Сократу является добродетель и знание. Истинное мнение, так же как и знание, руководя человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такое истинное мнение и соответствующая ему добродетель доступны человеку, и он может при необходимых условиях им научиться. Для Сократа добродетель и знание тождественны, и потому пороки и зло творятся по незнанию, неведению.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д.. Философия: учебник. -

2. Миронов, В. В. Философия: учебник для ВУЗов. - http://society.polbu.ru/mironov_philosophy/

3. НерсесянцВ. С. Сократ, 1954. - http://www.i-u.ru/biblio/archive/ nersesyanc_sokrat/socrat5.aspx

4. Платон. Федр. - http://www.philosophy.ru/library/plato/fedr.html

5. Франк, С.Л. Философия и религия. - http://www.vehi.net


[1]Платон. Федр. - http://www.philosophy.ru/library/plato/fedr.html