Влияние Фридриха Вильгельма Ницше(1844-1900) в определенной степени присутствует во всех значимых философских концепциях и культурных течениях XX века. Однако в течение всей своей жизни Ницше не создает ни одной философской школы, так как иронически утверждает, что для его философии тесны рамки всякой школы.Поэтому Ницше принципиально отказался от систематического изложения своей философии и говорил о том, что всякое начинание начинается с критики. Воспитанный на почве западных традиций, Ницше заявляет свой критицизм как требование «переоценки всех ценностей», чем ставит под вопрос прежние ценности, идеалы и нормы всей западной культуры, которые выступают для него как ценности упадка, как «ложь тысячелетий», как нигилистические ценности.«Воля к власти» — центральное понятие философии жизни Фридриха Ницше. Воля к власти это «самая внутренняя сущность человека». Воля к власти является основной характеристикой всего, что тянется к жизни.Саму жизнь Ницше постигает в образе «жизненного потока» благодаря понятию становления, которое выступает как основная черта всего сущего. Становление всегда требует усилия. Это усилие есть неразрывное единство «сохранения и возрастания» жизни. Именно тяга к росту является условием сохранения жизни. Жизнь в философии Ницше не есть живая предпосылка, но и не результат; она есть становление. Именно единство «сохранения и возрастания» как усилие становления задает вектор жизненного потока и составляет основную тягу, основную черту жизни.
Основные черты марксистской философии
Марксизм возникает в середине 40-х г. 19 в. Его основоположники Карл Маркс и Фридрих Энгельс на новом уровне осмыслили закономерности развития общества, открыли материалистическое понимание истории. Они были убеждены в том, что создали действительную науку об обществе и получили истинное знание о капитализме и перспективах его гибели. Идеологически они защищали интересы пролетариата и беднейших слоев трудящихся и стремились указать пути их реального освобождения от любых форм эксплуатации. Важнейшая предпосылка формирования марксизма этоклассовая борьба пролетариата и буржуазии. Теоретические источники марксизма:
Исходным принципом познания общественных процессов в марксизме стало материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Которое исходит из того, что условия человеческой жизнедеятельности, общественное бытие определяют взгляды людей, их целевые установки, ценностные ориентиры, теоретические концепции. Общественное бытие это реальный процесс жизни людей, социальная материя, которая отражается в общественном сознании. Общественное сознание — отражение общественного бытия, т.е. это осознание обществом самого себя, своего общественного бытия и окружающей действительности. Общественное бытие определяет общественное сознание —этот вывод стал главной предпосылкой для материалистического решения основного вопроса философии в применении к обществу. В общественном бытии Маркс и Энгельс выделяют производство и воспроизводство материальной жизни. Способ производства — единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы — орудия труда, средства труда и люди, участвующие в производстве. Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства. Для того, чтобы производственный процесс начался и протекал, производитель должен соединиться со средствами и орудиями труда. Производительные силы и производственные отношения находятся во взаимодействии, т.е. определенный уровень развития производительных сил соответствует уровню развития производственных отношений. Наступает момент, когда производительные силы с необходимостью требуют изменения производственных отношений, данное изменение приводит к изменению прочих сфер жизнедеятельности общества. Общество состоит из базиса и надстройки. Базис это совокупность производственных отношений, экономический строй общества. Надстройка включает общественное сознание, идеологические отношения и закрепляющие их общественные учреждения и организации. Надстройка определяется базисом. Общественно-экономическая формация это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности. Исследователи выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Смена формаций это естественно-исторический процесс.
Основные исторические формы позитивистской философии
Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки - совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и единственным предметом анализа выступает научное знание.
Начальной версией философии науки стал позитивизм,сложившийся на протяжении первой половины XIX в. во Франции ( Огюст Конт, 1798-1857) и Англии (Джон Миллъ, 1806-1873 и Герберт Спенсер, 1820-1903). Главный тезис позитивизма заключался в том, что подлинно научное, положительное («позитивное») знание о мире может быть получено лишь специальными, т.е. естественными науками, которые владеют такими важными методами познания, как наблюдение и эксперимент, и опираются на бесспорные факты. «Уступить место» такому позитивному знанию должны все прежние умозрительные, туманные и бесплодные рассуждения дисциплин, которые до этого пытались привести в систему богатый эмпирический материал естествознания и обнаружить в нем всеобщие начала, принципы и законы бытия. Лишь позитивное знание, которое может быть непосредственно дано в опыте и результатах его логической обработки, удобно для практического применения и в первую очередь необходимо человеку.
Огюст Конт обосновывает свою концепцию науки тремя основными законами.
1. Закон трех стадий, отражающий этапы человеческого познания мира. На первой теологическойстадии, человек объясняет мир с помощью сверхъестественных или божественных сил. На второй, метафизическойстадии, характерно объяснение мира с помощью неких первоначал, и первосущностей
(субстанций, идей и т. д.), которые лежат в основе всех вещей и явлений, но не даны нам в непосредственном опыте. На третьей, позитивнойстадии развития познания наука фиксирует то, что открывается в опыте, формулирует законы как выражение связей между явлениями и старается дать ответ на вопрос «как?»
2. Закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Его смысл и назначение заключаются в том, чтобы «обуздать» неуемную творческую фантазию ученого, отвлечь его от умозрительных, не опирающихся на опыт размышлений.
3. Энциклопедический закон,проявляющийся в классификации
основныхнаук. Конт выделяет наиболее совершенные науки: математику, астрономию, физику, химию, физиологию. В этой классификации просматривается ориентация на естественнонаучное знание.
Эмпириокритицизм. Основное содержание эмпириокритицизма (философии «критического опыта») составили идеи, высказанные немецким философом Эрнстом Лаосом(1837-1885), швейцарским философом Рихардом Авенариусом(1843-1896), австрийским физиком Эрнстом Махом(1838-1916).
Они разработали главные принципы, которые должны быть положены в основание научного исследования:
1. Принцип «корреляции»или «координации», то есть соотносительной связи субъекта и объекта в процессе познания. Согласно ему, научное знание зависит в своем содержании, от субъекта познания, ибо он реально имеет дело в опыте только со своими ощущениями.
2. Принцип критики опытасцелью очищения его содержания от ненужных иллюзий, выдумок, теоретических фантазий.
3. Принцип экономии мышления,выступающий логическим продолжением принципа критики опыта, требует от ученого «экономии сообщения и понимания».
Вопросы для самоконтроля:
Тема 1.9 Религиозная, экзистенциально-феноменологическая и аналитическая философия XX в.
Религиозная философия: неотомизм
Неотомизм — течение в современной католической философии, в основе которого лежит учение средневекового философа Фомы Аквинского(1227-1274). Представители неотомизма - Э. Жильсон, Ж. Маритенво Франции, И. Месснерв Австрии, Ю. Бохеньскийв Швейцарии,. Представители неотомизма отстаивают принципы креационизма (божественного сотворения мира); к основным «ликам Божества» относят единство, истину, благо и красоту. Они утверждают то, что творец противоположен миру, но его создание позволяет в некоторой степени судить о нем самом.