Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм
В развитии китайской философии выделяют следующие периоды:
I. Протофилософский, которыйотносится к эпохе Западного Чжоу (XII – VIII вв. до н. э.). Период зарождения философских представлений относится, когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Книга истории» (Шу цзин), «Книга песен» (Ши цзин); «Книга перемен» (И цзин), из которой в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. В эту эпоху сложился культ предков и культ поклонения Небу — всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка Поднебесной. II. Натурфилософский период, эпоха Восточного Чжоу (VIII – VI вв. до н. э.), когда возникли первые философские учения. Оформляется важнейшая идея древнекитайской философии — идея перемен (последовательность перемен, их ритмичность и направленность); и складывается учение об инь и ян (женское и мужское начало), которая объясняется взаимопревращениями этих двух противоположных начал и круговоротом жизненной энергии. III. «Золотой век китайской философии» это произошло в эпоху Чжаньго, или «Сражающихся царств» (VI – III вв. до н. э.). Сформировалось более ста философских школ, выделяют важнейшие из них: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, натурфилософскую школу и школу имен. IV. Период кризиса классической древнекитайской философии связан с правлением деспотический империи Цинь (221 – 207 гг. до н. э.), во время которой была установлена цензура и духовная жизнь страны поставлена под тотальный контроль государства. Тогда были физически уничтожены многие философы, сожжены их рукописи и трактаты. V. Возрождение древнекитайской философии приходится на период правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.), в данный период был осуществлен синтез важнейших философских учений и разработана неоконфуцианская идеология. Она предопределила традиционный характер развития Китая на протяжении двух тысячелетий.
Специфика древнекитайской цивилизации определила особенности китайской философской традиции. Развитие китайской философии нельзя рассматривать без учета специфики иероглифического письма. В китайском языке значение слова особенно сильно зависит от контекста. При помощи китайского письма удобно выражать комплекс идей, но зато намного сложнее выстраивать цепочки выводов и логических доказательств. Иероглифическая письменность определила афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка. Для всей китайской философии характерна приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу, а авторские новации имеют смысл и ценность только в том случае, если они претендуют на более ясное и адекватное прочтение традиции. Для древнекитайской философии был характерен светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как принципу мирового порядка, всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Вся мощь философского рационализма в Китае была направлена на прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической жизни, разработку эффективных методов управления государством. Философы Древнего Китая стремились к практической реализации собственных концепций, в частности, к идеологическому влиянию на государственную власть и систему воспитания китайского общества. Многие из них в тот или иной период жизни становились советниками императора, получали должности в аппарате древнекитайского государства. В результате ценностные ориентации китайского философа часто совпадали со статусными ориентациями государственного чиновника, что, в свою очередь, поддерживало и укрепляло консервативный характер философствования в Китае.
Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм
Даосизм:основателем является философ Лао-цзы (букв. старый учитель), собственное имя Ли Эр. Возникло около VI-V вв. до н. э. Лао-Цзы развивает учение о правильном пути и добродетели. Ему приписывается составление книги «Дао дэ дзин» (Книга о «дао» и «дэ»). Основной категорией даосизма является «дао».Понятие «дао» многозначно. «Дао» это субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия мира, общества, человека. «Дао» это вселенная, где все уравновешено, где нет жизни и смерти, где не существует границ и разделений. Категория «Дэ» обозначает неопределенный, вторичный принцип, благодаря которому «дао» проявляется в мире вещей и наполняет их энергией. В даосизме разрабатывается «Доктрина об обретении бессмертия», рассматривая человека как единое целое, даосы разрабатывали ряд практик, которые могли бы способствовать обретению «одухотворенного» тела. Эти практики были направлены на гармонизацию тела человека и представляли собой медитативные упражнения, дыхательный и гимнастический тренинг, диеты. Этический идеал даосизма выражен в концепции «у-вей» (букв. недеяние, бездействие).«Недеяние» понимается в даосизме не как бездействие, но как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Конфуцианство восходит к учению Конфуция (кит. Кун Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы, т.е. учитель Кун) (551-479 гг. до н. э.). Своей основной задачей он считал сохранение традиций. Конфуций не писал трактатов. Его идеи были позднее собраны его учениками в книге «Беседы и суждения».Основная тема философствования Конфуция — отношения человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Конфуций не усматривал принципиальной разницы между такими институтами, как государство и семья. Управление государством описывалось им в семейно-родственных категориях. Конфуцианство сводит проблемы государства и семьи к проблеме человека, проблеме его праведной жизни и самосовершенствования.Конфуций предписывает стремление каждого человека к идеалу «благородного мужа», который должен обладать следующими пятью основными качествами: 1) человечностью, 2) порядочностью, 3) знанием приличий, 4) мудростью, 5) лояльностью.Проявить эти качества можно лишь в отношениях с другими людьми. Таким образом, отношения между людьми имеют различные градации в зависимости от степеней родства и социальных ролей:«Если хотят управлять страной, нужно, прежде всего, содержать в порядке семью. Если хотят содержать семью в порядке, нужно, в первую очередь, образовывать характер» (Конфуций). Легизм (от лат. легис – закон) или школа почитателей и любителей закона. Возникла и оформилась в конце VIII- нач. VII вв. до н. э.В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Легисты утверждают принцип единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель. В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблюдение которых должно обеспечиваться суровой системой наказаний, образовывают основание государства. Согласно легистам, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослаблении народа.Они предложили ввести контроль над образом мысли подданных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и групповой ответственности.