аскетизм
88.Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
Креационизм
89.Учение о спасении души
Сотериология
90.Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека
Креационизм
91.Главная задача христианских апологетов состояла в:
В обосновании преимуществ христианства перед язычеством
92.Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
патристика
93.Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»
Августин
94.«Шестоднев» -- это книга, в которой излагались:
Христианская онтология и космогония
95.Схоластика – это:
тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
96.Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
схоластике
97.Представитель средневековой философии:
Фома Аквинский
98.Представитель средневековой западноевропейской философии:
Ф.Аквинский
99.Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья
Экзегетика
100.Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для
Фомы Аквинского
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
101.Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
Возрождение
102.Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
103.Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
антропоцентризм
104.В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?
Флоренции
105.Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
антропоцентризм
106.Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
человек
107.Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
гуманизм
108.Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
индивидуализма
109.Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
индивидуализм
Пико делла Мирандола
Дж.Бруно
112.Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
Дж.Бруно
113.Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики
Петрарка
114.Для философии эпохи Возрождения характерна
ностальгия по античной культуре
115.Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»
Пантеизм
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.
116.Освобождение от церковного влияния
Секуляризация
117.Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
Рационализм
118.Основное утверждение рационализма заключается в том, что
Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
119.Особенности рационализма XVII в. обусловила
Математика
120.Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
Р. Декарт
121.Дуалистическая философия характерна для
Р.Декарта
122.В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался
Дуализма
123.Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
Р. Декарт
124.Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?
если я мыслю, следовательно, я существую
125.Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:
Р.Декарту
126.Основное утверждение эмпиризма
Всё знание человека основывается на опыте
127.Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт
Сенсуализм
128.Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»
Ф. Бэкон
129.Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать
Индукция
130.Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:
Чувственное и рациональное
131.Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
132.Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa
Дж. Локк
133.«Война всех против всех» есть естественное состояние, считал
Т. Гоббс
134.Теории «общественного договора» придерживался
Т. Гоббс
Г. Лейбниц
136.Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу
Монада
137.Представителем субъективного идеализма является:
Дж.Беркли
138.Центральная философская проблема Д. Юма
Познание
139.Центральная проблема в философии французского Просвещения
Человека
140.Основная идея философии французского Просвещения
Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
141.К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести
Идею равенства всех людей
142.Сущность деизма состоит в
Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку
143.Представитель философии Французского Просвещения
Ж.-Ж. Руссо
144.«Человек рожден быть свободным, — а между тем везде он в оковах», — утверждал
Ж.-Ж. Руссо
145.Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал
Собственность
146.Французский философ, сторонник сенсуализма
Локк
147.Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была
Франция
148.Идея правового государства включает в себя положение о
Разделении властей
149.Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями
Гоббс
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
XVIII – XIX вв.
151.Философ, автор «Критики чистого разума»:
И.Кант
«Критика практического разума»
153.Предметом теоретической философии по И.Канту должно быть исследование:
законов разума и его границ
154.По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:
быть всеобщим и необходимым
155.И.Кант считает, что пространство и время:
есть врожденные, доопытные формы чувственности
156.В философии И. Канта «вещь в себе» - это
То, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано
157.В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:
мире «вещей самих по себе»
158.Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:
ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе
159.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит
И. Канту
160.По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет
Нравственный долг
161.Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:
Г.В.Ф.Гегель
162.Философии Г.Гегеля присущ:
панлогизм
163.Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
диалектика
164.Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:
Абсолютная идея
165.Представитель немецкой классической философии:
Л.Фейербах
166.Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии?
Ф. Ницше
167.Представителем материализма является
Л. Фейербах
168.Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»
Кант
169.Не является характерной особенностью немецкой классической философии
Отрицание трансцендентного, божественного бытия
170.Мыслитель, проживший всю жизнь в Кенигсберге, преподававший в тамошнем университете
Кант
171.Согласно Гегелю истинным двигателем мировой истории является
Мировой Дух
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.
172.Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию
Иррационализм
173.Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания
Философия жизни
174.К представителям «философии жизни» относится
Ф. Ницше
175.Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал
А. Шопенгауэр
176.Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира
Волю к жизни
177.Центральное понятие философского учения А.Бергсона – жизненный порыв (élanvital). Его познание возможно с помощью:
интуиции
178.Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?
Фридрих Ницше
179.Родоначальник позитивизма