Смекни!
smekni.com

Гносеология-наука о познании (стр. 2 из 3)

Подтверждением принципа познаваемости сущности явлений служит успех практики. Когда на основе какого-либо учения пред­сказываются определённые результаты, затем практические резуль­таты деятельности, построенной согласно этому учению, совпадают с предсказанными, то это и доказывает правильность данного учения. Наука базируется на принципе познаваемости сущности яв­лений. Без него она лишается смысла. Что бы, например, было с ме­дициной, если бы считалось, что сущности болезней (причины и па­тогенез) непознаваемы? Она бы превратилась в простое описание явлений - симптомов без их объяснения и без обоснования способов лечения.

Чувственное и рациональное познание

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. Возможности чувственного отражения расширяются с помощью приборов, роль которых в познании и практике непрерывно возрас­тает. Существует их несколько типов. Приборы-измерители (весы, линейка, спидометр) дают количественную меру тем параметрам, которые воспринимаются анализаторами, но не измеряются, так как органы чувств лишены эталона для сравнения. Приборы-усилители (очки, микроскоп, телескоп, звукоусилитель) отображают объекты, не воспринимаемые или плохо воспринимаемые невооружёнными анализаторами в силу их малой чувствительности. Приборы-преобразователи (амперметр, радиометр, камера Вильсона) транс­формируют воздействие объектов (например, радиоактивное излу­чение), для восприятия которых у человека нет органов чувств, в форму, пригодную для восприятия (чаще всего в показания по шка­лам и циферблатам). Приборы-аначизаторы (электрокардиограф, хроматограф) выявляют структуру и составные части исследуемого объекта или процесса. Современные экспериментальные установки обычно представляют собой сложную комбинацию приборов раз­ных типов. Восприятие человеком прибора не является образом изучаемого объекта, а непосредственно отражает лишь процесс взаимодействия объекта с прибором. Поэтому возникает задача ин­терпретации показаний приборов и выявления того, что в прибор­ном восприятии обусловлено самим объектом, а что - приборами и условиями.

Исходной формой чувственного познания служат ощущения. Примеры ощущений: красное, синее, горькое, тёплое, мягкое и т.п. Ощущение - это отражение отдельного (одного) свойства объекта. Например, ощущение красного отражает способность тел испускатьэлектромагнитные волны длиной 700 нм, ощущение зелёного -волны 500 нм. Человек обычно отражает мир не как калейдоскоп свойств, а в виде множества определённых предметов, обладающих многими свойствами. Это происходит благодаря другой форме чув­ственного познания - восприятию, которое представляет собой це­лостный образ предмета, действующего на органы чувств. Воспри­ятие - это система ощущений: отдельные ощущения в нём связаны так, как связаны в предмете его свойства. В формировании воспри­ятия принимает участие много ощущений. Например, если мы ку­шаем апельсин, то его образ складывается из зрительных, осяза­тельных, вкусовых, обонятельных и температурных ощущений.

Третья форма чувственного познания - представление. Оно есть след восприятия, целостный чувственный образ предмета, сохра­няемый в памяти после действия предмета на органы чувств. По своей структуре представление в целом совпадает с ранее пережи­тыми восприятиями, но несколько бледнее их, не такое детальное, не такое яркое, в определённой мере обобщённое по ряду близких восприятий. На основе представлений при повторных восприятиях мы опознаём объекты в результате бессознательного сравнения на­личного образа и образа памяти. Представление освобождает субъ­екта от связи с непосредственной ситуацией, позволяет выходить за её пределы. Человек обладает способностью оперировать представ­лениями, комбинировать их и создавать новые образы. Такая спо­собность называется наглядно-образным мышлением, или вообра­жением. Здесь - и возможность неудачных комбинаций, неадекват­ных образов, и возможность удачных, таких как образы-модели, об­разы-цели, образы-планы.

Второй способ постижения мира - рациональное позна­ние. Его же именуют понятийным мышлением, абстрактным мыш­лением, разумом, иногда интеллектом. Оно представляет собой обобщённое и опосредованное отражение бытия в форме системы понятий, обеспечивающей на основе чувственных данных раскры­тие причин и законов. Базовыми формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства какого-либо класса предметов или явлений. Эти общие признаки фиксируются в определениях понятий. Понятия выража­ются в виде отдельных слов («атом», «дом» и др.) или их сочетаний («элементарные частицы», «духовное бытие» и др.). По степени общности понятия бывают менее общими, более общими, предельно общими (стол - мебель - материальный предмет). В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия лишены наглядно­сти, или чувственности. Восприятия, к примеру, отражают отдель­ные деревья во всей их уникальности, а понятие - дерево вообще, т.е. общие свойства всех деревьев.

Понятия вырабатываются в результате абстрагирования - отвле­чения от несущественных, преходящих, единичных признаков предметов и выделения их общих и существенных признаков. На­пример, при выработке понятия «стол» мы отвлекаемся от таких признаков, как материал, цвет, размер, количество ножек, углов и т.п., и указываем, что это возвышенный твёрдый, с плоской поверх­ностью предмет, за которым совершают разные действия. С помо­щью системы понятий в результате абстрагирования достигается менее детальное, но более глубокое отражение бытия по сравнению с восприятием. Важно также и то, что в понятиях могут отражаться и те явления, свойства и связи, которые вообще не воспринимаются органами чувств.

Суждения и умозаключения - это формы познания, в которых движутся понятия. Чтобы правильно воспроизвести мир, необходимо так связать понятия, как связаны между собой предметы, ото­бражаемые ими. Это происходит в суждениях и умозаключениях. Суждение - это мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о чём-либо. Суждения делятся на утвердительные и отрицательные. Вот пример утвердительного су­ждения: «Ваза стоит на столе». Языковой формой выражения суж­дения служит предложение. Суждения возникают либо в результате осмысливания непосредственного восприятия, либо опосредованно - с помощью умозаключений.

Умозаключение - это мысль, в ходе которой из нескольких имеющихся суждений (посылок) получается новое суждение (вы­вод). Пример: Все рыбы живут в воде. Щука - рыба (посылки). Сле­довательно, щука живёт в воде (вывод). Умозаключения служат высшей формой рационального познания, поскольку именно с их помощью на основе имеющегося знания без обращения к чувствен­ному опыту приобретается новое знание. В умозаключении пред­ставлена способность мышления выйти за пределы того, что дано ему непосредственно органами чувств, наблюдениями и экспери­ментами. Правила построения суждений и умозаключений изучают­ся наукой логикой, основателем которой был Аристотель.

Представления, понятия, суждения и умозаключения могут обра­зовывать целостную систему знания - теорию, которая призвана описывать и объяснять некоторую сферу бытия. Понятия, выражен­ные в научных терминах, составляют категориальный аппарат тео­рии, суждения образуют принципы и законы теории, умозаключе­ния - способы обоснования знания в ней с помощью вывода, а пред­ставления служат наглядными моделями (например, модель клетки, атома и т.п.).

Современная гносеологическая ситуация

Анализ современного состояния познания, процессов, которые связаны с получением и использованием адекватных знаний о мире, противоречий и трудностей познания с необходимостью диктуют рассмотрение современной гносеологической ситуации. Кроме того, именно она во многом определяет состояние мышления и практические действия, как индивида, так и общества в целом.

Познавательная ситуация в современных условиях приобретает особый статус на фоне известной оппозиции наукам (и не только общественным). "Не удивительно, что в наше время наука является объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая ужасы Чернобыля, и экологический кризис в целом. Нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети игрались с огнем" (Степин В.С, Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1995. - С.3).

Чем же обусловлена известная оппозиция знаниям, особенно научным? Ведь именно эта оппозиция, по большому счету, определяет характер современной гносеологической картины, включая не только добывание знаний о мире, но и отношение к ним, а также подходы к процессу познания вообще. Именно под давлением этой оппозиции знаниям происходит процесс обыденного и теоретического мышления. В качестве причин гносеологического негатива можно отметить следующие:

  • Разочарование в результатах применения знаний на практике в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
  • Резкое падение доверия к практическим рекомендациям, редуцированным из знаний о мире.
  • Искажение в знании реальной картины мира в силу ухода познания вглубь объекта и отрыва его от жизненных практических задач; наделение реального мира идеальными (порой исключительно субъективными) свойствами и характеристиками (см.: Алтухов В.Л. Смена парадигм и формирование новой методологии (попытка обзора дискуссии)

Назрела необходимость в освоении и философском обобщении в значительной мере неизвестного нам мирового опыта исследования человеческого мышления. Обнадеживающие перспективы в разработке новых, более адекватных философских концепций мышления открываются с применением теоретико-информационного подхода, а также с открытием межполушарной церебральной асимметрии и двух типов познающего мышления - знаково-символического и пространственно-образного. В частности, на основе теоретико-информационного подхода наметились точки соприкосновения между теориями генно-культурной коэволюции, с одной стороны, и исследованием когнитивных особенностей различных культурно-исторических типов мышления - с другой.