кроме философии, система знаний. На протяжении многих веков
философы анализируют природу и возможности человеческого
разума, особенности ощущений, соотношение биологического и
социального в человеке, а также разнообразные проявления духовного
мира человека: язык, искусство и т. п.
Подчеркнем, что проблема человека, как и проблема мира вообще,
решается сквозь призму практического овладения. Осознавая
себя в этом мире как живое существо, рождая себе подобных,
человек ощущает себя частью природы и исходит из признания
своей материальности. Но, с другой стороны, принимая во внимание
то, что всякому действию предшествует его идеальное выражение
в сознании, человек приходит к выводу, что и он возникает,
как и весь мир, благодаря сознанию, идеально. Значит, проблему
человека можно тоже решать как с позиции материализма,
так и с позиции идеализма.
Исследуя природу и сущность человека, философия обращает
внимание и на другой важный вопрос: способно ли мышление
человека познавать реальный мир? Значительная часть философов
положительно отвечает на этот вопрос, т. е. считает мир познаваемым.
Прежде всего к ним принадлежит большинство философов-
материалистов, поскольку их тезис о производном от
материи характере сознания логически приводит к идее отражения
материи сознанием. Если сознание порождается материей,
то оно не может быть принципиально ≪чуждым≫ материи и должно
в своих основных содержательных характеристиках совпадать
с тем, что ее порождает. Не отрицает познаваемость мира и большинство
идеалистов (главным образом — объективных), считая
логичным ≪совпадение≫ мысли с ≪действительностью≫, поскольку
сама действительность, будучи идеальной, ≪родственна≫ с разумом.
Однако познаваемость мира рассматривается объективными
идеалистами уже не как отображение реальности разумом,
а как их тождественность (≪слияние≫). В то же время есть философы,
которые стоят на позиции непознаваемости фундаментальных
основ реальности (прежде всего материи, сознания, причинности),
называя свою позицию агностицизмом (греч. a — не,
gnosis — знание). Принципиально агностическую позицию занимает
большинство субъективных идеалистов, которые считают
единственно доступными познанию лишь ощущения, переживания,
опыт, составляющие начальную, первую степень человеческого
познания. Человек, утверждают субъективные идеалисты,
не способен выйти ≪за границы≫ своих ощущений, опыта, поэтому
объективный мир, если он вообще существует, недосягаем для
человеческого познания.
Итак, проблема возможностей человека как мыслящего существа
исследуется в рамках философии.
3. Философское исследование системы ≪человек — мир≫ и состояний,
в котором эта система находится. В самом деле, философское,
мировоззренческое знание — это не только мир или сам
человек, а соотношение ≪человек — мир≫. Для философии принципиально
важно рассматривать эти противоположности не в отдельности,
а соотносить их: как ≪человек≫ относится к ≪миру≫ и
влияет на него; как ≪человек≫ воспринимает влияние ≪мира≫; как
≪мир≫ воспринимает влияние ≪человека≫. Дело в том, что субъект,
рассматриваемый вне отношения к объекту, теряет свои
свойства, перестает быть субъектом, превращаясь просто в биологическое,
психологическое или иное существо.
В центре исследования системы ≪человек — мир≫ всегда стоит
вопрос: изменяется, движется ли мир или находится в состоянии
покоя, в неизменном состоянии? А если мир изменяется, развивается,
то тогда как и по какой причине, в каком направлении
происходят движение и изменения в мире? Эти вопросы, как и
вопрос о соотношении сознания и материи, также являются мировоззренческими
и имеют методологическое значение. В зависимости
от ответа на них в философии сложилось два основных
взгляда на состояние и развитие мира: диалектический и метафизический.
Диалектики считают, что все предметы и явления взаимосвязаны,
движутся, развиваются; развитие они понимают как качественное
преобразование одних вещей и явлений в другие, как
уничтожение старого и утверждение, развитие нового. Источником развития считается внутренняя противоречивость, присущая
всему миру, т. е. признается самодвижение, саморазвитие природы
и общества. С точки зрения метафизического метода и в природе,
и в обществе, и в духовной сфере объекты, процессы, явления
существуют обособленно, без взаимной органической связи.
Хотя в них и происходят определенные изменения, они не приводят
к возникновению качественно нового. Источником изменений
метафизики считают внешний толчок или столкновение
различных предметов.
Диалектика как учение об изменчивости и развитии объективного
и субъективного мира приобрела статус философского
метода познания. Как рациональная методология диалектика
включает в позитивное понимание всего сущего понимание его
отрицания, неминуемой гибели. Такая черта диалектической философии
реализуется в ее критическом (а не апологетическом)
отношении ко всему, что развивается, к результатам познания и
человеческой деятельности.
Что касается метафизики как метода познания, то и она является
отражением определенных особенностей процесса познания:
его начала, эмпиризма, поверхностности, абсолютизации
относительной истинности знаний, их неполноты, т. е. отражением
таких характеристик бытия и его познания, которые охватываются
диалектикой или составляют ее некоторые элементы.
Метафизика — это исторически неизбежная философская теория
развития, метод познания, занимающий определенное место в
развитии философии. При этом следует подчеркнуть, что вместо
≪доказательства≫ их абсолютной противоположности и полного
отрицания метафизики, что было характерным для марксистской
философии советского образца, следует говорить об их дополняемости,
об учете возможностей обоих философских методов познания.
В процессе исторического развития философии предметом
исследования стал человек в его отношении к естественному и
общественному миру. Таким образом, философия — это система
самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека,
выяснение разнообразных форм отношения человека к миру. (Под
общим понимают закономерную связь вещей и процессов в составе
целого, в данном случае — мира.)
За долгие годы своего развития философия стала весьма разветвленным
знанием. Однако в этой разветвленности есть свой
порядок. Для структуры философского знания характерно выделение
тех сфер реальности, опираясь на которые человек может
эти ориентиры выделить, обозначить и исследовать. Соответственно
с этими сферами формируются и основные философские
дисциплины, или основные разделы философии.
На основе осмысления природы, Вселенной возникают и
формируются: онтология (греч. ontos — сущее; logos — учение) —
это отдельная область философского знания, которая исследует
сущность бытия мира, основы всего сущего; философия природы,
или натурфилософия — разновидность онтологии, поскольку сосредоточивает внимание преимущественно на том, что такое естественное
бытие и природа в целом; теория развития — философское
учение об универсальных законах движения и развития
природы, общества и мышления.
Философское осмысление общества и его истории приводит
к формированию следующих философских дисциплин: социологии
— учению о фактах социальной жизни (разных по сложности
социальных систем, форм общностей, институтов, процессов);
социальной философии, исследующей закономерности развития
общества, связи общества и природы, общества и человеческой
индивидуальности; философии истории — области философского
знания, предметом которой является выявление закономерностей
исторического процесса, выяснение смысла и направленности
истории человечества; философии культуры, исследующей
специфику становления культуры, ее сущность и значение, а также
особенности и закономерности культурно-исторического
прогресса, человеческого бытия; аксиологии (теории ценностей)
— философскому учению о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи разных
ценностей между собой, с социальными и культурными факторами
и структурой личности.
Философское осмысление человека приводит к формированию:
философской антропологии, анализирующей человека как
целостную личность и стратегию ее жизнедеятельности; антропософии,
претендующей на то, чтобы не просто изучить человека,
но и постичь смысл его появления в мире.
И наконец, на основе изучения и осмысления духовной жизни
человека возникает целый комплекс философских наук о духовных
явлениях и процессах. Сюда входят: гносеология (сегодня
более широко используется термин ≪эпистемология≫), которая
исследует познавательное отношение субъекта к объекту, природу
и возможности познания человеком мира и самого себя, общие
предпосылки, средства и закономерности познания, критерии его
истинности; логика — учение о формах мышления; этика, объектом
изучения которой является мораль; эстетика, которая обосновывает
закономерности художественного отображения действительности
человеком, сущность и формы преобразования жизни
по законам красоты, исследует природу искусства и его роль в
развитии общества; философия религии, которая осмысливает определенную религиозную картину мира, исследует причины исторического