Смекни!
smekni.com

Философско-критические рефлексии постмодерна (стр. 2 из 3)

С 16 века безумие выступило в роли осуждаемого, отрицаемого и тайного опыта, но на его основе не только сложился такой социальный институт, как изоляция, не только возникла система категорий и практик, относящихся к безумию, но прошла перестройка всей этической сферы. Безумие стало отчуждением в самом глубоком смысле этого слова. А так как отчуждение принадлежит сущности человека, здесь и проявляется теснейшая связь человеческой сущности и безумия.Последняя глава “Истории безумия” называется “Антропологический круг”. В ней Фуко показывает, что параллельно с формированием представлений о безумии и психической болезни идет формирование определенного представления о человеке. Согласно этому представлению, безумие есть отчуждение человекаот его человеческой сущности и тем самым оно парадоксальным образом как раз и указывает на человеческую сущность, вскрывая истину о человеке, молчаливую, но всегда угрожающе присутствующую в тайниках каждого человеческого существа. Оно указывает на внутренний мир дурных инстинктов человека вообще, а не только человека безумного. Поведение психически больного несовместимо с общественными нормами и требованиями морали. Но оно есть проявление “дна”, темной глубины, присутствующей в каждом человеке. Таким образом, Фуко показывает нам, что безумие является неотъемлемой частью экзистенциальной реальности, но особой её частью. Безумие является формой, соотнесенной с разумом, и оба служат друг другу мерой. Кроме того, безумие превращается в одну из форм самого разума, оно сохраняет определенный смысл и самоценность, лишь находясь в пространстве последнего. "Истина безумия", по Фуко, стала "одним из ликов разума", благодаря которой он обрел "еще большую уверенность в себе".

3. Какая разница между «Cogito ergo sum» Р. Декарта и «Loquor ergo sum» Ж. Лакана?

Со времён Декарта, то есть с 16 века, человек осознаёт самого себя как существо мыслящее. «Cogito ergo sum» стало первой ясной и отчётливой очевидностью в философии Нового Времени. Но также ясным и отчётливым становится то, что у Декарта существование попадает в определённую зависимость от мышления, реальность мысли оказывается более достоверной, чем реальность внешних вещей. Но как мышление проявляется в реальности? Иного средства обнаружить мысль, помимо слова у нас не существует, и все разумные действия так или иначе связаны со словом. Это отмечает и сам Декарт, например, в своей работе о методе, где слово он принимает за первое выражение разума. Тот разум, который мы обыкновенно называем этим словом, известен нам лишь через речь, соответственно, отсутствие словесного выражения указывает нам на отсутствие такого разума. Таким образом, сам факт того, что разум обнаруживается, прежде всего, в речи является непоколебимым.

Стоит отметить, что теснейшая связь слова и мысли – вещь не новая. Традиционное философское определение человека как «ζωον λογικον», теперь переводимое как «разумное животное», ранее переводилось как «словесное животное», а вообще означает и то, и другое вместе. Многие гносеологические концепции имеют структуру грамматики. Человек – существо словесное и разумное, и отделить одно от другого невозможно. Слово является не просто носителем мысли, слово определяет саму форму мысли, форма языка определяет мышление.

В этом отношении не стала новой идея структурной лингвистики о тождестве языкового оформления сознания и самого сознания. Можно сказать, что декартово «cogito ergo sum» находит своё дальнейшее обоснование в лакановском «loquor ergo sum», и, подобно тому, как существование обнаруживается только в мышлении, так и мышление обнаруживается только в речи. Но, несмотря на разительное сходство идей, на лицо также и существенное их расхождение, а именно в характеристиках мыслящего и говорящего субъекта. Декартовский (картезианский) субъект черпает свои основания в божественном, именно Бог является гарантом существования мира, вещей, человека, а также человеческого разума. Картезианский субъект, опираясь на такие весомые основания и пользуясь божественной искрой разума, есть по сути своей существо целостное, источник сознания и авторитет для смысла истины. Именно на эти утверждения и направлена критика постструктуралистов, в том числе и Лакана. «Стабильное эго» «по Лакану, чистейшая иллюзия – для него человек не имеет фиксированного ряда характеристик» [1, c. 66]. Речь определяет форму мысли. Но какая речь? И имеются в виду уже не особенности национальных стилей мышления, не различия языков как таковых (хотя и это играет немаловажную роль). И даже не социальные роли, при исполнении которых человек переходит от одного дискурса к другому. Имеется в виду отмеченная Лаканом основополагающая невыразимость Реального. Именно неспособность полностью выразить реальное приводит человека к использованию «знаков», слов. Но слово никогда полностью не выразит смысл реального, лишь частично. Отсюда и фрагментированность личности, расколотое сознание «без какой-либо положительной перспективы обретения гипотетической цельности, если не вообще самого себя» [1, c. 52].

Как видим, расхождения между позициями Декарта и Лакана – это не просто «разница», это смена парадигмы. Предшествующая философия модерна, с её верой в безграничное могущество разума целостного субъекта отошла в мир иной. Ей на смену со второй половины 20 века пришла философия постмодерна, с её признанием относительности любой истины фрагментированным, разорванным индивидом. Безусловно, такая смена парадигм не происходит только в одной отрасли знания, философия не может существовать без последних научных достижений. И предпосылки для развития человеческого знания именно в этом русле следует искать, скорее всего, в науках естественных. Начавшийся в 19 веке научный прогресс, в 20 веке преподнёс учёным результаты (в виде теории относительности и квантовой механики), которые в ближайшие годы могут существенно изменить человеческое мышление.

Заключение. Что такое «nonlinear science»?

Фундаментальные математические и физические идеи, господствующие физико-математические парадигмы накладывают свой отпечаток не только на стиль мышления учёных (представителей как естественных, так и гуманитарных наук), но и на обыденное мышление всех без исключения людей. Они проникают в язык в качестве речевых оборотов, в логику, в психологию и политику, в нравственные представления и ценностные установки, в этику и эстетику. Классическое естествознание сформировало представление о мире, как о замкнутом, действующем по неизменным законам механизме, для которого отсутствует качественное различие между прошлым и будущим и формулируется идеал полного знания всех сил природы. Цель познания в классической науке осознаётся как поиск некоего единства функционирования объекта, удовлетворяющего выбранным критериям истинности и поддающегося прогнозированию во времени, определение границ которого лишено принципиального характера. Классическая наука основана на линейной парадигме, так как для моделирования объектов используются линейные дифференциальные уравнения, и мир предстаёт как упорядоченная линейная система.

Вторая половина 20 века характеризуется величайшим сдвигом в человеческом сознании – открытием временных и пространственных периодических и квазистохастических режимов в детерминированных системах и представлением о таких типах нелинейного поведения как о естественном состоянии большинства природных систем. «Квантовая механика продемонстрировала, что мы принципиально лишены возможности измерить с заранее заданной точностью одновременно координату и импульс элементарной частицы. Не поддаются одновременному измерению и многие другие величины. Множество непреодолимых барьеров позволила обнаружить теория относительности. Все эти теории, в сущности, сузили круг тех вопросов, которые можно задавать Природе. Осознание новых ограничений стало признаком новых фундаментальных теорий»[2, c. 72]. В связи с этим появляется новая область исследований, получившая название нелинейной динамики (nonlinear science – нелинейная наука).

В линейной системе можно говорить о единственности стационарных решений, которая обеспечивает однозначность причинно-следственных связей. Именно это утверждение пронизывает всё наше мироощущение и придаёт нам уверенность в нашей повседневной деятельности. Лапласовский детерминизм, линейные уравнения и соответствующая им протестантская этика надолго определили ход развития не только науки, но и техники, неуёмный рост человеческих потребностей, непримиримость позиций отдельных людей и социальных групп, уверенных в однозначности исторических закономерностей и своей правоте.

Нелинейное мировидение предоставляет совершенно иную парадигму. Окружающий нас мир – нелинеен, отсюда следует вывод, что нелинейные явления не исключение, а закономерность. Нелинейность является фундаментальным свойством мира материи, а также движущей силой направленной эволюции. Нелинейная картина мира более объёмная, сложная и многогранная, следствием чего является появление новых нетривиальных гипотез и идей, а также результатов и следствий. Сложные нелинейные процессы и системы самоорганизуются: «в результате срабатывания многочисленных прямых и обратных, положительных и отрицательных связей между подсистемами развитие системы происходит самоорганизованно» [6]. Такой системе нельзя, да и не имеет смысла, навязывать планы развития, вот почему очень часто всяческие новшества и реформы приводят к отрицательным последствиям. Очень важную роль в развитии нелинейных систем играет хаос: в линейной системе хаос неизбежно приводит к деградации, в то время как в нелинейной системе хаос может играть созидательную роль и возникнуть в полностью детерминированных условиях. «Возможность перехода нелинейной системы от порядка к хаосу и от хаоса к порядку – два важнейших свойства нелинейного мира»[6]. В таких условиях появляется поливариантность эволюции системы.