Содержание
Введение……………………………………………………………………..3-4
1. Виды магических культов……………………………………………….5-7
2. Магические культы как составляющая философского познания…...8-12
Заключение………………………………………………………………...…13
Список литературы…………………………………………………….…….14
Введение
В одно из определений философии входит «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях». Являясь частью человеческого бытия с незапамятных времен, магия тоже является формой познания мира, который может быть наполнен природными и сверхъестественными силами. Магия и магические культы, практикующие ее, являются ветвью общего древа бытия, познать все грани которого и понять место человека в нем возлагается на науку философию.
Философ Плотин осуждал применение волшебных заклинаний и талисманов, но признавал все-таки их действенность. Он верил также тому, что по звездам можно определить будущее. Его понимание астрологии было таким, как и многих ученых средневековья: созвездия хотя и оказывают свое воздействие на людей, но от этого воздействия можно уклониться. Чтобы защитить себя от злых сил, сторонники неоплатонизма применяли различные волшебные заклинания.
Магия сочетает в единую науку то, что наиболее существенно в философии и то, что вечно и неизменно в религии. Она совершенно неоспоримо применяет то, что на первый взгляд противоположно - веру и разум, науку и верования, власть и свободу. Она обеспечивает человеческий ум орудием философской и религиозной убежденности, точным как математика.
Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время, в связи с развитием науки, значение магии и доверие к ней отходит на второй план, несмотря на то, что магическая форма познания является одной из древнейших попыток человека понять окружающую природу. Не будет лишним узнать важность данной формы познания, так как магия является неотъемлемой частью исторического развития человечества.
Цель данной контрольной работы – определить связь между магическим познанием мира и философией, проследить развитие магических культов на различных хронологических этапах.
1. Виды магических культов
Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно — все они были тесно связаны между собой. Если придерживаться теории о магическом значении наскальной живописи, время появления магии можно отнести к периоду Верхнего палеолита. В ранних формах социума магия ещё не была отделена от прочих верований, так же как ещё не существует специальных «должностей» мага, шамана или жреца. Каждый член племени, в меру необходимости и своего понимания занимается собственной магической практикой: просит духов или животное-тотем о помощи на охоте, поклоняется предметам, приносящим удачу и т. п. Развитие культуры и выделение особой социокультурной роли служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов) постепенно приводят к превращению магии из общедоступных практик в «элитарную дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению огромного количества простых народных магических обрядов, доступных любому человеку[1].
В микенский период начинаются активные заимствования магических практик из ближневосточного региона и адаптация их под греческие реалии. Активно развивается медицинская магия и изготовление амулетов. Создаются проклятия и зелья, а так же вредносные амулеты в виде узлов, присутствующие в очень многих культурах. Сходные процессы можно наблюдать и в Риме.
В Древнем Риме существовало множество таинственных культов. Большинство из них пришли из Греции и с Востока. Римская государственная религия состояла в то время из одного предписанного культа. Единственным его отличием от магии было то, что этот культ совершался жрецами вместо магов. Огромное значение придавалось предсказаниям будущего. В этих целях жрецы занимались предсказаниями по полету птиц или внутренностям животных.
Развитие христианства, ведшего активную борьбу с магией, как частью позднеантичной философии и религии, повлекло за собой падение неоплатонической магии, приемы которой были восстановлены только в эпоху Возрождения.
Магия средневековья, вероятно, наиболее известна в контексте церковной борьбы с ней, проводимой инквизицией. Ряд исследователей начала XX века (такие как Йозеф Хансен и Генри Чарльз Ли) придерживались мнения, что сама идея средневековой магии была создана инквизиторами. Однако эти идеи довольно быстро были поставлены под сомнение.
Вважными элементами ведьмовства Средневековья были культы плодородия[2].
Современная история религии признает существование ведьмовских магических культов в Средние века, однако видит в них решительный протест против современной религиозной и социальной обстановки — бунт, вызванный и вскормленный надеждой на возрождение утраченного блаженного совершенства, а именно совершенства мифического «начала мира», блаженства, которое преследует человеческое воображение, особенно в катастрофические переломные периоды.
Таким образом, в магических практиках Средних веков сочетаются простонародные культы, тяготеющие к простонародному пониманию религии, и вполне развитые схоластические христианские представления, привносимые монахами, которые часто практиковали магические обряды[3].
Магия европейского Возрождения.
Данный период времени характеризуется повышенным интересом к различным формам мистико-магических традиций и попытками синтезировать их в единую концепцию. Предтечей этого направления можно считать Элифаса Леви, а основоположником течения — орден «Золотой Зари», члены которого стремились к аккумулированию традиционного европейско-античного опыта (включая розенкрейцерство, масонство, алхимию, каббалу, гримуарную традицию, таро, и, в широком смысле, египетское и греческое наследие). «Высокие» магические традиции того времени склонялись к использованию ритуальной магии.
Западные течения конца XX века.
С середины XX века в западных традициях начинается, своего рода, обратный процесс, отход от сложных синтетических систем к более простым концепциям. Характерные примеры — New Age и Викка. Викка строится на поклонении неким обобщённым божествам «Богини-матери» и «Рогатого Бога», якобы существовавшим в друидской традиции дохристианской Европы. Крайним примером «упрощения» оккультного знания становится дискордианство, вообще отрицающие необходимость каких бы то ни было магических систем.
«Магия Хаоса», возникшая сравнительно недавно, явила миру давно забытые традиции, восходящие ещё к шумеро-аккадским (VII век до н. э.), и аравийским Демонопоклонникам (со 2в. до н. э.)
Параллельно с этим, усиливается интерес к экзотическим традициям, таким как Бон, Дзогчен, различные формы Вуду (сантерия, кандомбле), радикальные индийские культы капаликов и натхов[4].
2. Магические культы как составляющая философского познания
Многие ученые полагают, что нельзя исследовать зарождение философии без изучения магии, так как в ней якобы коренится начало понимания детерминизма. «Представление о чародействе знаменует собою первое возникновение понятия причинности, — писал В. Вундт.— Впервые здесь выдвигается вопрос "почему" и впервые дается ответ на него. Макс Ферворн утверждал, что понятие причины «является плодом мистических размышлений, как и понятие силы». Некоторые неопозитивисты объявили понятие причины неотъемлемой частью магии. В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн назвал суеверием учение о причинных связях.
Магия основана на закономерностях, отрицающих неопределенность. Философия также всячески стремиться преодолеть любое незнание, т.е. неопределенность[5].
Некоторые ученые видят в магии начало философии, считают, что была «магическая форма философии». Клод Леви-Стросс указывал в книге «Примитивное мышление», что магия — первая натурфилософская система. Румынский историк философии И. Бану предполагает, что «примитивная магия может играть троякую роль: а) религиозную; б) стимулировать элементарно научное мировоззрение; в) быть исходным пунктом идеалистической философии».
По Фрезеру[6], магия основана на законах подобия и соприкосновения (заражения), которые предполагают, что благодаря тайной симпатии (подобию) вещи воздействуют друг на друга на расстоянии и импульс передается от одной к другой посредством чего-то похожего на невидимый эфир. Этот эфир не столь уж отличается от эфира (физического вакуума), существование которого современная наука постулирует с подобной же целью, а именно для объяснения взаимодействия вещей друг с другом в кажущемся пустым пространстве.
Древние греки всячески подчеркивали связь магии и философии. Так, Диоген Лаэртский писал, что занятие философией, как некоторые полагают, начались впервые у «варваров». А Ямвлих Халкидский в трактате «О египетских мистериях» говорил, что жреческое искусство обладает способностью к очищению души, к упражнению мышления для «соприсутствия» и созерцания блага и избавления от всего противоположного. Традиция связывать происхождение философии с магическими практиками также получила свое распространение в текстах средневековых европейских философов (Роджер Бэкон, Агриппа фон Неттесхейм, Парацельс и др.). Роджер Бэкон в «Введении к трактату псевдо-Аристотеля «Тайная тайных» указывал на то, что магия придает необходимость случайным вещам и отрицает свободный выбор. Агриппа фон Неттесхейм в «Магических трудах» указывал, что такие дисциплины как физика, математика и теология суть три могущественные ветви учености, которые охватывает, связывает друг с другом и использует магия, которая сама по себе объемлет собой всю философию, физику и математику, а также мощь религиозной веры, волшебство и теургию.