Смекни!
smekni.com

Сравнительный анализ философских концепций С.Радхакришнана и С. Дасгупты (стр. 1 из 2)

Содержание

Введение. 3

1. Краткая биография С.Радхакришнана и С. Дасгупты.. 4

2. Сравнительный анализ философских концепций С. Радхакришнана и С. Дасгупты 5

Заключение. 11

Список литературы.. 12

Введение

Тема данной работы – Сравнительный анализ философских концепций С.Радхакришнана и С. Дасгупты.

Философия индии, подобно древнегреческой, не является предметом узкорегионального интереса, а представляет собой общечеловеческое достояние. Эта философия открывает доступ к вершинам знания, которые поражают воображение открывающимися возможностями для интеллектуального созеризния и масштабностью познавательных перспектив.

Цель данной работы: Сравнить философские концепци С.Радхакришнана и С. Дасгупты.

Задачи

1. Обозначить краткую биографию авторов

2. Сравнить философские концепции С.Радхакришнана и С. Дасгупты

1. Краткая биография С.Радхакришнана и С. Дасгупты

Сарвепалли Радхакришнан - индийский философ, общественный и государственный деятель. Почётный член Британской академии (1962).

Сарвепалли Радхакришнан родился 5 сентября 1888 в Тиррутани (штат Андхра-Прадеш) в образованной брахманской семье, получил традиционно индийское и европейское образование.

В 1918-1921 Радхакришнан профессор университета Майсура, в 1921-1931 профессор университета Калькутты, в 1931-1936 вице-президент Андхрского университета, в 1938-1948 Бенаресского индуистского университета; в 1946-1952 глава индийского представительства в ЮНЕСКО, в 1949-1952 посол Индии в СССР, в 1953-1962 президент Делийского университета; в 1952-1962 вице-президент Индии; в 1962-1967 президент Индии[1].

Умер Радхакришнан в Мадрасе 17 апреля 1975.

Радхакришнан - автор многочисленных лекционных курсов (читавшихся как в Индии, так и за ее пределами - преимущественно в Англии и США) и книг.

Дасгупта Сурендранатх (Surendranath Dasgupta) (1885–1952), историк индийской философии и религиовед. Родился в октябре 1885 в Кустии (Бенгалия). Окончил колледж в Калькутте; в 1910 стал магистром гуманитарных наук по философии; в 1920–1922 в Кембридже изучал философию под руководством Дж.Э.Мак-Таггарта, защитил докторскую диссертацию; в 1924–1931 декан философского факультета в Калькуттском колледже; в 1935–1936, 1939 читал лекции в Италии, Германии, Швейцарии, Франции, Англии и Польше; в1931–1942 директор Санскритского колледжа в Калькутте; с 1945 – профессор санскрита Эдинбургского университета. Умер Дасгупта в Лакнау (Индия) 18 декабря 1952.

2. Сравнительный анализ философских концепций С. Радхакришнана и С. Дасгупты

Эти мыслители похожи в одном: они — наследники древнейшей индийской духовной традиции, поэтому и среди всех вопросов, которыми они задаются, главный состоит в следующем: в чем самобытность Индии как культурного региона и как эта самобытность выражается в эволюции философского мышления на Индийском субконтиненте?

Истинной природой человека ими признается неизменный и нематериальный дух. Субстанциалистское понимание природы человека для Радхакришнана, Дасгупты и подавляющего большинства индийских философов вообще является подлинным ядром всех идеологических систем Индии — как древних, так и современных. Даже буддизм включается Радхакришнаном в число субстанциалистских учений:

Главным соперником Индии на идеологическом поле является западная цивилизация. Изначально между Западом и Востоком не было столь кардинальных, как нынешние, различий, и развитие их происходило по общим законам и проходило одни и те же стадии. Только с XV–XVI вв. ситуация стала меняться.

Для Радхакришнана проблема взаимоотношений цивилизаций Востока и Запада стояла очень остро — в основном в силу необходимости освобождения Индии от идеологического диктата стран Запада, — поэтому ее он решал, исходя не только из данных исторических наук, но и из требований современной ему исторической ситуации[2].

Человек, независимо от того, к какой цивилизации принадлежит, остается божественным по природе. Он — венец Вселенной и существо потенциально совершенное. Индия сумела сохранить в неприкосновенности его божественность, на которой основаны ценности, отброшенные Западом в погоне за властью над миром дольним.

Для Дасгупты движущие силы истории выражаются не только через религию и философию, но и через искусство. Оно для Дасгупты обладает не меньшей, чем философия, значимостью, так как является одним из способов выражения и реализации тех душевных движений, которые приводят также и к возникновению религии. Истина искусства, как и истина религии, не нуждается ни в каких внешних подтверждениях и сама является гарантом своей подлинности. Этот опыт отличен от всех других переживаний и свидетельствует о себе прямо и неопровержимо.

Индийское же искусство отличается от искусства всех других регионов своей исключительной многозначностью и суггестивностью, наличием во всех произведениях художественного гения более или менее глубокого и обширного скрытого смысла. Здесь имеет место не столько выражение подлинного облика или подлинной речи героев, сколько реализация в материи внутреннего мира изображаемых людей.

В философии этих мыслителей хорошо прослеживается влияние западных философских систем на философскую мысль Индии. Так, трактовка Радхакришнаном конфликта между религиями ведических ариев и аборигенов Индостана несет отчетливые признаки влияния учения о религии, выдвинутого А. Бергсоном. Также не без его влияния сложилось и учение Радхакришнана об интуиции. Очень близки Радхакришнану с его приверженностью адвайта-веданте мысли французского философа о необходимости целостного, нерасчлененного и ничем не опосредованного познания мира, ибо мироздание целостно, а целое и постигать надо именно как целое, как неразделенное и неделимое единство. Интеллект же, способный познавать только расчлененное, искажает истинную картину мира и постигает уже, собственно, не сам мир, а свое представление об этом мире.

Духовная деятельность человека, по мнению Радхакришнана, вся целиком продиктована богом. В особенности это касается ведических ариев, изначально свободно общавшихся с богами и изначально же ощущавших наличие чего-то единого во всех богах — того, что делает их богами, то есть Брахмана, бога как такового.

Западная философия в этом отстает от индийской, ибо подвержена значительно большему влиянию разного рода материалистических и утилитаристских концепций, порожденных омраченным майей сознанием и уводящих человека от знания подлинной реальности.

Интересно отметить при этом, что Радхакришнан (как и Дасгупта) воспринимал всю индийскую философию и всю философию Запада как единые, внутренне непротиворечивые феномены.

Субъект философии этими философами признается константным. По этой причине на передний план в исследовании выходят способы и формы его взаимодействия с объектами, которые, будучи результатом деятельности майи, множественны и изменчивы.

Высказываемые индийскими философами мысли — всегда одни и те же, меняется только способ подачи их, зависящий от особенностей аудитории, к которой обращены поучения того или иного мыслителя.

Для Радхакришнана весьма важна идея мировоззренческой общности Запада и Востока. «Одни и те же извечные проблемы бога, свободы и бессмертия и те же самые неудовлетворительные их решения повторяются на протяжении столетий».

В целом схема развития индийской философии, предложенная Радхакришнаном, носит аккумулятивный характер: в ней признается, что философское мышление имело свое начало еще в Ведах и с тех пор постепенно и последовательно развивается, усложняясь, уточняя и детализируя определения, понятия и теории, но оставаясь в целом в рамках одной и той же, со времен ведийских риши существующей парадигмы. Интересно в предложенной Радхакришнаном схеме то, что подлинное развитие и усложнение индийской философии in corpore происходит до эпохи возникновения даршан. Ригведа открывает собой так называемый «ведийский период», продолжающийся приблизительно до V–IV вв. до н. э. и включающий в себя учения Вед и Упанишад. За этой эпохой следует «эпический период», начинающийся ок. 600 г. до н. э. и завершающийся в 200 г. н. э.; в него входят буддизм, джайнизм, локаята (чарвака) и философские доктрины, изложенные в «Махабхарате», среди книг которой особым вниманием Радхакришнана пользуется «Бхагавадгита». С 200 г. начинается период сутр и одновременно период схоластики. В начале этой эпохи возникают даршаны. «Переходя к сутрам, мы видим, что мысль и размышление становятся критическими, не сводясь просто к творческому воображению и религиозной свободе». Эта эпоха продолжается до настоящего времени.

Таким образом, первая черта истории индийской философии для Радхакришнана — это наличие двух больших периодов: динамического (до 200 г.), характеризующегося прогрессом в духовной области и высокой творческой активностью, и статического (после 200 г.), характеризующегося остановкой творческого развития и активизацией комментаторской деятельности.

Вторая черта его историко-философской концепции — деление всего исследуемого материала по традиционным для европейской философии рубрикам: онтология, гносеология, этика и т. д. Это подтверждает мысль о том, что, по убеждению Радхакришнана, дух человеческий везде и всегда одинаков и функционирует по одним и тем же законам и в Европе, и в Индии, и в любом другом регионе мира. Вместе с тем наряду с традиционными рубриками он выделяет и такие, которые нехарактерны для европейской философии или, во всяком случае, характерны не для всех ее течений. В первую очередь это касается проблемы мокши, или спасения.

Той основой, на которой Радхакришнан сравнивает между собой философские системы, и своеобразным эталоном философии является для него адвайта-веданта. Все мировоззренческие концепции оцениваются им в зависимости от того, насколько близки они к адвайте (или насколько далеки от нее), что налагает на ученого значительные ограничения, и не только в оценке изучаемого материала, но и в отборе материала, подлежащего исследованию.